Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


На что пошел Казахстан ради вступления в ВТО?



На что пошел Казахстан ради вступления в ВТО?

 

На что пошел Казахстан ради вступления в ВТО?С момента подачи заявки Казахстана на вступление страны в ВТО в 1996 году идет масштабное обсуждение множества вопросов, в частности, спорных, и по сей день. Так на что пришлось пойти Казахстану для становления членом крупнейшей в мире торговой организации, и какие цели преследует страна, провоцируя выход на мировые рынки национальных производителей, одновременно запуская в республику иностранных конкурентов, пишет .

 


Как все начиналось

 

Процесс вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию начался 26 января 1996 года с подачи в Секретариат ВТО официального заявления о вступлении Казахстана в организацию, после чего в феврале 1996 года Казахстану был присвоен статус страны-наблюдателя в ВТО.

Одновременно с этим была создана рабочая группа по вступлению Казахстана в ВТО, в состав которой в настоящее время входят 40 стран-членов ВТО. В нее вошли все основные торговые партнеры Казахстана, выразившие желание обсуждать условия и обязательства республики при вступлении в ВТО. Председателем Рабочей группы становится Веса Химанен, посол Финляндии в ООН и других международных организациях в Женеве.

В целях совершенствования таможенно-тарифной политики, разработки согласованной переговорной позиции Казахстана в процессе вступления в ВТО по конкретным вопросам экономической политики, включая условия и этапы присоединения Казахстана к ВТО, а также к ее отдельным соглашениям, заключаемым в ходе двусторонних и многосторонних торговых переговоров 1996 году, в республике была создана Межведомственная комиссия по вопросам ВТО, которая впоследствии была преобразована в Межведомственную комиссию Республики Казахстан по вопросам торговой политики и участия в международных экономических организациях.

За период с 1996 по 2003 год в Секретариат ВТО направлен большой объем информационных материалов и обязательных документов в соответствии с условиями вступления в ВТО.

В 2003 году Казахстан завершил информационный период процесса присоединения к ВТО и вступил в активную фазу переговорного процесса со странами-членами рабочей группы по определению условий членства в ВТО.

Вместе с тем, следует отметить, что важным моментом в процессе вступления Казахстана в ВТО также является разработка и последующее рассмотрение проекта Доклада рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО, являющимся основным документом, отражающим права и обязательства, которые должен будет принять Казахстан по итогам всех переговоров. Кроме того, проект ДРГ является основным документом, который описывает торгово-экономический режим и закрепляет условия и обязательства страны в рамках членства в ВТО. В указанную рабочую группу входят все заинтересованные члены ВТО.

 

Что даст Казахстану пребывание во Всемирной торговой организации?

 

Предполагается, что членство в ВТО даст стране ряд преимуществ, в частности, усиление процесса интеграции в мировую экономику, снижение тарифных и нетарифных барьеров в торговле промышленными и сельскохозяйственными товарами, дальнейшая либерализация международной торговли и создание условий для свободной и справедливой конкуренции на мировых рынках.

Кроме того, Казахстан сможет принимать участие в регулировании международной торговли услугами на основе выработанных принципов и правил, ее дальнейшем расширении и постепенной либерализации путем проведения переговоров.

Наряду с этим, членство в ВТО создаст механизм эффективной защиты в области торговых аспектов прав на интеллектуальную собственность с учетом различий в национальных правовых системах, а также эффективный многосторонний механизм урегулирования торговых споров и осуществление мониторинга национальной торговой политики стран-членов ВТО.

Очевидно, что вступление во Всемирную торговую организацию обеспечит доступ мировых рынков для экспорта казахстанских товаров и услуг, приведение торгового законодательства страны в соответствие с международными нормами и стандартами.

Вместе с тем, ожидаемыми результатами вступления страны в ВТО является формирование предсказуемой торгово-инвестиционной среды, а также обеспечение функций «переговорной площадки» для периодического проведения многосторонних торговых переговоров.

 

Переговорный процесс

 

Правительство Республики Казахстан в целях вступления страны в ВТО было обязано провести переговоры на многостороннем и на двустороннем уровне по 4 ключевым направлениям.

Первое из них касается доступа на рынок товаров. Данные переговоры ведутся с каждой страной-членом Всемирной торговой организации, которая имеет заинтересованность в доступе своих товаров на казахстанский рынок.

Переговоры по второму направлению о доступе на рынок услуг проводятся в 8 раундов двусторонних переговоров, также с каждой заинтересованной страной.

Третьим направлением переговоров является развитие сельского хозяйства, и четвертым – переговоры по системным вопросам, касающиеся внешнеэкономической и торговой политики.

По первому направлению Казахстан завершил переговоры почти со всеми странами, выразившими интерес поставлять свою продукцию в Казахстан, а именно из 30 стран-членов торговой организации двусторонние переговоры по доступу на рынок услуг завершены с 15 членами ВТО, в том числе с Соединенными Штатами и ЕС, со всеми странами подписаны протокола.

Говоря о системных вопросах, законодательством РК в соответствии с нормами ВТО внесены изменения в 21 закон РК, принято 39 новых законов. Из них 33 закона о техническом регулировании, 5 законов об интеллектуальной собственности и 1 закон в области безопасности пищевой продукции. Кроме того, внесены изменения в соглашения Таможенного союза касательно таможенной оценки и в сфере торгово-защитных мер, ратифицированы 13 международных договоров в области санитарных и фитосанитарных мер и в области защиты интеллектуальной собственности.

В рамках приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО были приняты меры по упрощению процедур валютного контроля. К примеру, лицензирование операций по внешнеэкономическим контрактам было заменено режимом регистрации и уведомления, требования о заполнении импортерами паспорта сделки при импорте товаров – присвоением учетного номера контракта для статистического мониторинга.

В настоящее время продолжается работа по унификации тарифов на услуги магистральных и железнодорожных сетей. В целях приведения тарифной политики в соответствие с нормами организации, в частности, с положением об обеспечении режима в отношении импортных и отечественных товаров, на сегодняшний день проводится поэтапная унификация на услуги магистральной железнодорожной сети по внутренним, импортным и экспортным направлениям.

Полностью уже унифицированы тарифы на перевозку 8 крупных товарных групп, в 2013 году планируется завершение процесса унификации железнодорожных тарифов на перевозку всех видов грузов, устранив оставшиеся различия тарифов. Предполагается урегулирование тарифов на уголь, железную руду, нефтяные грузы, сырую нефть, цветную руду и глинозем.

Стоит отметить, что Россия, в соответствии с принятыми обязательствами в рамках соглашения ЕЭП, до 1 июля 2013 года также планирует устранить существующие различия по направлениям железнодорожных тарифов.

Также поэтапно проведена унификация ставок акцизных налогов с учетом интересов отечественных производителей. В 2009 году была проведена унификация на автомобили и топливо, в 2011 году – на табачную продукцию, на спиртные алкогольные напитки новые ставки по акцизам начали свое действие с 1 января 2012 года.

В области лицензирования импорта законом о лицензировании и соглашением Таможенного союза о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами предусмотрена процедура автоматического лицензирования. Автоматическое лицензирование предусматривает выдачу лицензий одним государственным органом в течение не более чем 30 дней. Также, был сокращен срок выдачи импортной и экспортной лицензии с 30 до 15 рабочих дней, сам перечень лицензируемых видов деятельности был сокращен на 30%, в частности с 30 января 2012 года импорт этилового спирта и алкогольной продукции был также исключен из данного перечня.

В сфере определения таможенной стоимости в области национального законодательства в Таможенном кодексе РК также имелись несоответствия нормам ВТО, в связи с чем использование информационных справочных книг при резервном методе определения таможенной стоимости было отменено в мае 2010 года.

По торговым, антидемпинговым, компенсационным и защитным мерам 18 октября 2011 года был подписан протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение ТС о применении специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, для которых предусмотрены привилегии в соглашениях в соответствии с нормами ВТО.

Что касается санитарных и фитосанитарных мер, правительством были внесены изменения в закон о ветеринарии, о карантине растений, в частности, введены принципы научной обоснованности ветеринарных и фитосанитарных мер, оценки риска в целях гармонизации с международными стандартами. На этих же принципах основан и Закон о безопасности пищевой продукции.

 

Достигнутые договоренности

 

Договоренности по таможенным пошлинам

Льготы в рамках СЭЗ и таможенного режима «свободный склад» будут действовать до 1 января 2017 года.

Согласно данным льготам казахстанские товары, произведенные в рамках таможенного режима «Свободный склад» и реализуемые на остальную часть таможенной территории республики, освобождаются от НДС, при этом при последующей реализации НДС данных товаров взимается.

Данная льгота действует до 2017 года в соответствии с налоговым кодексом Казахстана. Товары, произведенные на территории «Свободного склада» или СЭЗ с использованием импортных компонентов и отвечающие критериям достаточной переработки освобождаются от таможенных пошлин при ввозе на таможенную территорию ТС.

Данный переходный период будет сохранен и при вступлении в ВТО.

На сегодня в Казахстане действует 9 свободных экономических зон, существует 57 владельцев свободных складов, зарегистрированных до 1 января 2013 года, которые будут получать преференции по уплате НДС и по уплате импортных таможенных пошлин в течение переходного периода.

Договоренности по инвестиционным соглашениям

В Казахстане также существуют инвестиционные соглашения о промышленной сборке транспортных средств. В соответствии с ними предоставляются тарифные льготы, освобождение от импортных таможенных пошлин при импорте запасных частей и комплектующих для сборки транспортных средств. При этом в рамках соглашения соблюдается 30-процентная локализация производства от промышленной сборке автомобиля, которая была утверждена между министерством индустрии и новых технологий и предприятиями.

На сегодня данные льготы получают 4 отечественные компании. Соглашения были подписаны сроком на 8 лет до 2018 года. В настоящее время Казахстаном достигнута договоренность со странами-членами ВТО о сохранении льгот, несмотря на их противоречие нормам ВТО.

Договоренности по доступу на рынок услуг

Казахстаном проведены двусторонние переговоры с 15 странами-членами Всемирной торговой организации по основным секторам услуг. В том числе, строительные, дистрибьюторские, финансовые и транспортные услуги.

По итогам переговоров установлены условия въезда и временного пребывания высококвалифицированных кадров в Казахстане, казахстанское содержание в сфере недропользования в закупе работ и услуг, а также доступ на рынок телекоммуникационных и финансовых услуг.

Что касается казахстанского содержания в недропользовании, нужно отметить, что в соответствии с законом, контракт должен содержать обязательства по казсодержанию в товарах, работах и услугах.

Вместе с тем, предоставляется 20-процентная условная скидка для отечественных поставщиков услуг и производителей товаров, на предприятиях которых 95% персонала являются гражданами Казахстана.

К слову, в 2011 году недропользователями закуплено у казахстанских компаний работ на сумму 1 трлн 341 млрд тенге, что составило около 70% от общего объема закупа услуг и работ недропользователями.

Данная норма будет применяться Казахстаном в отношении работ и услуг и после вступления в ВТО. Однако при этом в новых контрактах работы и услуги казахстанских компаний не будут превышать 50% от общего объема закупа работ и услуг недропользователями.

Кроме того, предусматривается предоставление 20%-ной условной скидки через 6 лет после вступления Казахстана в ВТО тем компаниям, поставщикам услуг и работ, в которых 50% персонала будут казахстанскими специалистами.

Таким образом, льготная скидка останется прежней, а требование по казсодержанию снизится с 95% до 50%.

 

Иностранный персонал

 

Следующее условие, которое также будет либерализовано – условие въезда и временного пребывания иностранных высококвалифицированных работников.

Существующая на сегодня ежегодная 1-процентная квота от экономически активного населения не будет применяться с момента вступления Казахстана в ВТО в отношении внутрикорпоративных переводов иностранных компаний. Кроме того, по истечению 5 лет после вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию будет произведена отмена теста на экономическую целесообразность, предполагающего первоначальный поиск персонала на казахстанском рынке и последующего на международном рынке труда.

Наряду с этим предполагается либерализация доступа иностранных поставщиков на рынок телекоммуникационных услуг. Через 2,5 года после вступления Казахстана в ВТО планируется снятие 49-процентного ограничения в отношении иностранных участников в совместных предприятиях, а компании со 100-процентным иностранным капиталом смогут открывать свои компании в Казахстане и оказывать услуги по фиксированной междугородней и международной связи.

Данное нововведение обойдет лишь национального оператора «Казактелеком».

Также через 5 лет после вступления Казахстана в ВТО иностранные банки и иностранные страховые компании смогут открывать прямые филиалы на территории Казахстана.

В целом, на сегодня у Казахстана согласно начальному уровню, который должен быть достигнут странами сразу после вступления в организацию, среднеарифметическое значение по промышленным товарам составляет 10,4%, показатель по конечному уровню – 6,5%, тогда как у России начальный уровень – 11,2%, конечный уровень – 7,6%.

В ближайшем будущем ожидается продолжение переговоров по вопросам таможенных пошлин на автотранспорта с ЕС, США и другими заинтересованными странами-членами ВТО с учетом объема рынка и обязательств стран Таможенного союза.

Нерешенными вопросами в настоящее время остаются переходный период, связанный с соблюдением казсодержания при закупе товаров недропользователями, а также определение объемов субсидирования сельского хозяйства в связи с отменой 70-процентной льготы на налоговые пошлины.

Сабина СЕКСЕМБАЕВА

Финансовый портал bnews.kz

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 5
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.692 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>