Советник президента Ермухамет Ертысбаев и после вне-очередных выборов не перестает сокрушаться по поводу отказа оппозиции от борьбы за электорат. Похоже, Ертысбаев действительно искренне сочувствует этим людям, которые добровольно дистанцировались от участия в громадном и перспективном деле. А в ближайшие пять лет, судя по всему, Казахстан реализует именно такой проект. |
– Ермухамет Кабидинович, предыдущий президентский срок Нурсултана Назарбаева – это уже история. Каковы, на ваш взгляд, важнейшие итоги минувшего цикла?
– Если брать экономический блок и социальную сферу, то все основные программные обещания президента, данные им во время избирательной кампании 2005 года, были выполнены к началу нынешнего года. Это, как известно, одна из главных причин досрочных выборов. Кроме того, в июне 2007 года парламент внес поправки в Конституцию, ограничив президентский срок пятью годами, поскольку такой цикл наиболее оптимален с точки зрения государственно-политического устройства и государственного менедж-мента.
– Рекордные данные по голосованию – тоже итог минувшей пятилетки?
– Как я уже сказал, в экономическом блоке глава государства выполнил все, что обещал. Более того, в годы мирового финансового кризиса Назарбаев смог принять беспрецедентные антикризисные меры, создать сотни тысяч рабочих мест в республике, поддержать банковские и финансовые институты. А это весьма важно, поскольку в Казахстане, если сравнивать с другими странами СНГ, гораздо больший процент населения является вкладчиками банков. Все эти антикризисные меры народ по достоинству оценил. Поэтому результат, который Нурсултан Назарбаев получил 3 апреля, абсолютно закономерный.
Конечно, отчасти нам помогла и отечественная оппозиция. Если бы она объединилась и смогла выдвинуть единого кандидата, то он вполне мог бы набрать до 15 процентов голосов. А это было бы очень важно с точки зрения дальнейшего развития парламентаризма. На носу парламентские выборы, причем они вполне могут стать досрочными и состояться уже в этом году. Оппозиция не использовала свой шанс, «выпустив пар» через тактику умеренного бойкота.
Я изначально был убежден, что в этот раз Назарбаев превзойдет собственный успех декабря 2005 года и наберет свыше 91 процента голосов. То, что я в одном из интервью назвал цифру 95,9%, оказавшуюся очень близкой к фактическому результату 95,5 процента, не более чем совпадение, уверяю вас. А сейчас некоторые оппозиционеры заявляют, что я тем самым дал некий мессидж власти. Глупо так думать, потому что никаким влиянием на власть я, конечно, не обладаю. Не стоит преувеличивать мою значимость, полагая, что я могу диктовать акимам и руководителям местных органов, каким должен быть итоговый процент голосов. Помилуйте, на президентских выборах провели три независимых экзит-пула в 9 000 избирательных участков, и все они показали поддержку кандидата Назарбаева на уровне 94–95 процентов. Чистая победа.
Последние пять лет в Казахстане продолжался эволюционный курс реформ. Мы доказали всему миру, что революция не является обязательным этапом жизни постсоциалистических стран. Еще напрашивается сравнение со странами арабского мира, вступившими в эпоху революционных потрясений. Там причина волнений кроется в авторитарных режимах, не сумевших в течение долгого времени решить главную задачу: поднять средний общественно-экономический уровень жизни. Кроме того, там, как правило, полностью отсутствовали так называемые социальные лифты, из-за чего даже граждане с высшим образованием не могли пробиться наверх. У нас – прямо противоположная картина. Президент строит открытое общество, рыночную экономику, а в ближайшие пять лет намерен заняться и политической модернизацией. Глава государства всегда придерживался методологического принципа: сначала экономика, а потом политика. Видимо, именно сейчас и настало время подтянуть политический блок. Развитие парламентаризма и независимой судебной системы – вот главные направления новой пятилетки. Как для президента страны, так и для общества.
– Означает ли это, что теперь будут превалировать политические реформы?
– Я бы не ставил вопрос таким образом. Думаю, превалировать будет все-таки индустриально-инновационная программа. Потому что президент глубоко убежден: для подлинной демократии нужно, чтобы большинство населения составлял средний класс. В этом направлении и продолжится модернизация. Но одновременно с этим все основные политические силы страны должны научиться вести диалог в парламенте. Желательно создать эффективную двухпартийную систему. Мне кажется, вряд ли в парламенте будет представлено больше двух партий. Едва ли вслед за «Нур Отаном» в парламент реально сможет пройти больше одной партии.
Кроме того, я считаю, что начнется масштабное строительство гражданского общества «сверху». В частности, значительно увеличится финансирование неправительственных организаций, которых сейчас в Казахстане более 7 000. Видите ли, чтобы избежать революции «снизу», нужно делать революцию «сверху». К ней нужно подойти научно, точечно, изобретательно и масштабно. И тогда начнется эффективное строительство гражданского общества, политическая модернизация и переход от суперпрезидентской республики к президентско-парламентской системе…
– …что и декларировалось президентом в 2007 году, после внесения поправок в Конституцию?
– Не совсем так. Тогда глава государства делал основной упор на экономический блок. Он прекрасно понимает, что многие достижения Казахстана базируются на нефтегазовом секторе. Президент неоднократно говорил, что нам нужно научиться жить и работать так, как будто у нас нефти вовсе нет. И дал четкую команду правительству: ни в коем случае не использовать средства Национального фонда во избежание гиперинфляции и «голландской болезни».
Собственно говоря, программа инновационно-индустриального развития и направлена на социально-политическую модернизацию. Понимаете, необходимо как можно больше людей включить в класс предпринимателей. Это сложная задача, но она будет осуществлена.
– С вашей точки зрения, допускал ли президент серьезные ошибки во время своего предыдущего срока?
– Президент – живой человек, а человеку свойственно ошибаться. Разумеется, определенные ошибки могут иметь место. Кадровые, например. Скажем, оплошность с Рахатом Алиевым. Ведь для всех очевидно, что отношение президента к бывшему зятю нанесло удар как по самому Нурсултану Назарбаеву, так и по государству. Потому что Алиев совершил государственные преступления, и до сих пор скрывается от правосудия.Или ситуация с Мухтаром Аблязовым. Ну нельзя было давать этому человеку разрешения возглавлять один из крупнейших банков страны. В итоге произошла гигантская финансовая афера, которая негативно сказалась на банковской системе Казахстана. И президент был вынужден направить на поддержание этой системы деньги из Национального фонда. Иначе пострадали бы сотни тысяч вкладчиков.Ошибки, безусловно, были. Но ведь они стали уроками, и выводы сделаны. Страна движется дальше.
– По этому случаю мне вспоминается один исторический факт. Во время фондовой записи на радио гениальный музыкант Святослав Рихтер сфальшивил. Когда звукорежиссер попросил его переиграть, Рихтер ответил: «Не надо, так человечней». Ермухамет Кабидинович, некоторые аналитики заявляют, что успехи Казахстана – это следствие политики «сильной назарбаевской руки». Либеральную общественность от словосочетания «сильная рука» традиционно корчит – из-за скверных ассоциаций. А каково отношение к этому самого президента? Он признает: да, я – «сильная рука» или избегает такой формулировки?
– Избегает. Есть другая формулировка: «управляемая демократия». А я в своей докторской диссертации использовал более жесткое определение: «авторитарная демократия». Видите ли, постсоветский мир не мог даже за пятилетие перейти на западноевропейские и североамериканские демократические ценности и нормы. Физически не мог. Потому что у нас не было либерального класса. Вообще! А двадцать лет назад, на заре независимости, надо было начинать либерально-рыночные реформы. И кто же их должен был проводить в той ситуации? Эту роль на себя взял государственный аппарат в союзе с нарождающимся классом предпринимателей. Чтобы сохранить в многонациональном обществе мир и провести эффективные рыночные реформы, необходима была очень сильная исполнительная власть. Повторю, что президент никогда не скрывал своей главной методы: сначала экономика, потом политика.
– До президентских выборов вы говорили о том, что неизбежны перестановки в правительстве. Сейчас вы готовы дать более конкретный прогноз?
– Увы, тут все зависит от позиции парламента. Если он решится на досрочные парламентские выборы, чтобы поддержать президента в его стремлении осуществить политическую модернизацию в стране, то формирование нового кабинета министров будет целесообразно отложить на осень. Если же депутаты нынешнего созыва намерены оставаться на своих местах весь отведенный срок (то есть до августа 2012 года) – президент сформирует новое правительство сразу после инаугурации.
– Какова, на ваш взгляд, вероятность того, что глава государства сам инициирует вопрос о проведении досрочных парламентских выборов?
– Нет, президент этого не сделает. Это вопрос исключительно депутатского корпуса.
Владислав ШПАКОВ, Астана
Сайт газеты «Экспресс К»
Время загрузки страницы 1.297 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |