Десять лет назад на нефтегазовом рынке Казахстана была создана национальная компания «КазМунайГаз», объединившая все крупные государственные активы в области разведки, добычи, переработки и транспортировки углеводородного сырья. Сегодня холдинг вовлечен во все важнейшие проекты развития отрасли, включая Каспийский шельф, нефте- и газопереработку и нефтехимию, представляет интересы государства в гигантских нефтегазовых проектах. Руководство «КазМунайГаза» не сомневается, что к 2015 году компания войдет в «тридцатку» мировых нефтегазовых компаний, обеспечив энергетическую безопасность страны. О планах компании рассказывает председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Ляззат Киинов. Локомотив нефтегазовой промышленности |
– Ляззат Кетебаевич, с вашим приходом в «КазМунайГаз» компания провозгласила стратегию, нацеленную на довольно агрессивный рост в секторе разведки и добычи нефти и газа. Что сделано за прошедшие 7 месяцев?
– Если позволите, я хотел бы начать свое интервью с поздравления своих коллег с Днем работников нефтегазового комплекса. Хочу пожелать им высоких показателей производства, благополучия и счастья их семьям.
Деятельность «КазМунайГаза» с самого начала оказывает определяющее влияние на динамику показателей отрасли. Только за первый год (2002) своей работы компания добилась прироста активов в размере 100 млрд тенге, а ее консолидированные активы составили 762 млрд тенге. За короткое время мы смогли аккумулировать значительную часть привлекательных активов в секторе разведки и добычи, благодаря принятым в середине 2000-х годов поправкам в законодательство, предоставившим нацкомпании приоритетное право на выкуп всех высвобождающихся долей в нефтяных проектах. Именно тогда, в 2005-м, мы вошли на правах акционеров в компанию PetroKazakhstan Inc, Северо-Каспийский проект, а позже и в другие проекты. Вхождение, а позже и удвоение доли государства в проекте такого масштаба, как Кашаган, усилило его позиции в мировом экономическом пространстве, стало локомотивом идеологии устремленности в будущее и в итоге позволило вывести Казахстан на более высокий уровень взаимоотношений с другими странами, чьи компании участвуют в этом проекте. Получение же «КазМунайГазом» 50-процентной доли во всех каспийских проектах закрепило за компанией доминирующую роль на казахстанском шельфе. Скоро ожидается коммерческая добыча нефти на Кашагане. В «очереди» за добычей – другие шельфовые месторождения. Все это открывает новую страницу в истории развития нефтегазовой отрасли страны. Мы будем продолжать увеличивать наши ресурсы, добычу, выходить на новые проекты и участки. Мы должны стать равными среди сильных и составить серьезную конкуренцию крупным иностранным компаниям. Для этого сейчас уже определены направления поисково-разведочных работ, составлена очередность блоков, где начнется разведка и будут рассмотрены и утверждены объемы работ на этих площадях. Скоро начнется работа.
– Но не помешала ли воплощению стратегии роста «КазМунайГаза» отсрочка разработки нефтегазовых ресурсов шельфа Каспийского моря, включая тот же Кашаган?
– Внесение корректировок в любую отраслевую программу в любой стране мира – процесс вполне допустимый. Предусмотреть и вовремя исправить недочеты – вот главная задача на стадии подготовки всякого проекта, а тем более, такого масштабного, как Северо-Каспийский. Государство полностью контролирует ситуацию. И надеюсь, что в конце текущего – середине следующего года участники этого проекта объявят о добыче первой кашаганской нефти.
Кроме того, сейчас мы активно проводим работу по действующим морским блокам, расположенным в казахстанском секторе Каспийского моря – это проекты «Н», «Жемчужины», «Жамбыл» и «Сатпаев». И уже есть результаты. К примеру, выявлена нефтегазоперспективность морских блоков «Жемчужины» и «Н», по проектам «Жамбыл» и «Сатпаев» проводятся подготовительные работы к разведочному бурению.
В текущем году и в последующем дополнительно будут получены права недропользования по нескольким новым проектам.
Для обеспечения собственными буровыми мощностями «КазМунайГаз» инициировал строительство первой казахстанской самоподъемной буровой установки. Планируется передать строительство этой установки казахстанскому подрядчику. Так что работа в этом направлении ведется в полном соответствии с уточненным графиком.
– Какой объем нефти планируется добыть на Кашагане в 2012 году?
– На начало добычи планируется примерно 75 тысяч баррелей в сутки. В рамках первой фазы разработки этого месторождения планируется выйти на 350 тысяч баррелей нефти в сутки и, возможно, довести ее до 450 тысяч баррелей.
– Будет ли «КазМунайГаз» привлекать внешнее заимствование в случае принятия решения об увеличении расходов по Фазы-1 проекта освоения Кашагана, о чем заявляет консорциум компаний-разработчиков?
– Консорциум NCOC действительно обратился в Министерство нефти и газа РК с просьбой разрешить увеличить бюджет по опытно-промышленной разработке месторождения Кашаган с ранее названных 38,6 млрд долларов до 46,3 млрд долларов. В случае указанного увеличения расходов по проекту мы планируем привлечь заем в объеме, соответствующем нашей доле в проекте, со стороны подрядчиков. Вопрос этот является частью переговорного процесса между уполномоченным органом и участниками проекта, которые подали заявку об увеличении бюджета ОПР. Соответственно, предполагается, что уполномоченный орган не одобрит данное увеличение без предоставления соответствующего финансирования в пользу «КазМунайГаза». Предполагается, что в 2012–2013 годах NCOC профинансирует долю инвестиций «КазМунайГаза» в проекте «Кашаган» в сумме 986 млн долларов.
– Кто сейчас определяет стратегию развития другого гигантского нефтегазового проекта – Карачаганака, с учетом вхождения в этот проект «КазМунайГаза»?
– Между подрядными компаниями Карачаганакского месторождения заключено соглашение о совместной деятельности. Таким образом стратегическое развитие Карачаганака определяется совместно и в интересах всех участников консорциума, без ущемления прав партнеров. Государство в лице «КазМунайГаза» с покупкой доли в этом проекте получило возможность изнутри контролировать производственный процесс на этом крупнейшем месторождении. Это очень важно для обеспечения национальной энергетической безопасности Казахстана.
– Какой объем финансовых затрат потребуется от «КазМунайГаза» после его вхождения в Карачаганакский проект?
– Для завершения процесса включения нацкомпании в состав участников Карачаганакского проекта необходимо выполнить свои обязательства по оплате. Вопрос по финансированию был согласован в декабре 2011 года Министерством нефти и газа. Партнеры Karachaganak Petroleum Operating предоставили нам заем в сумме 1 млрд долларов для покупки 5-процентной доли в проекте «Карачаганак» сроком на три года. Иные затраты пока не рассматриваются.
– Недавно председатель правления «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев заявил о том, что дочерние компании фонда, в том числе «КазМунайГаз», приступят к реализации программы по выводу непрофильных активов. Утверждена ли такая программа в вашей компании? Что она собой представляет?
– Реализация программы реструктуризации активов компании – это одна из важных задач 2012 года. Она утверждена, рассчитана на 2012–2016 годы и позволит за счет реализации и ликвидации непрофильных активов сократить общее число дочерних организаций компании (без учета Rompetrol) на 22 процента – с 244 до 191 единицы.
Экспортный потенциал
– Казахстан уже обеспечил себя транспортными маршрутами для экспорта растущих объемов добычи нефти и газа мировым потребителям или в будущем ему понадобится создание дополнительных экспортных мощностей?
– Диверсификация направлений экспорта и увеличение пропускной способности нефтегазотранспортных систем были в числе приоритетных задач с момента обретения республикой независимости и остаются таковыми и по сей день. Казахстан в этом смысле имеет принципиальную позицию: чем больше трубопроводов, тем выгоднее для республики. Судите сами. В 1990-х годах мы могли отправлять свою нефть по действующей трубопроводной системе Узень – Самара через морской торговый порт Актау, использующий морально и технически устаревшие мощности, и железной дорогой. Сегодня мы имеем долгосрочное соглашение с Российской Федерацией об обеспечении гарантированных поставок казахстанской нефти на экспорт через ее территорию, включая трубопроводы Узень – Самара и Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), а также имеем нефтепровод Казахстан – Китай, обеспечивающий поставки сырой казахстанской нефти на растущий рынок Китая.
На сегодняшний день потребность в экспортных нефтетранспортных мощностях практически полностью удовлетворена. Однако в будущем ожидается рост объемов добычи нефти и, соответственно, возникнет потребность как в расширении существующих, так и в строительстве новых трубопроводов. И если совокупная пропускная способность экспортных нефтетрубопроводных систем Казахстана в настоящее время составляет 66 млн тонн в год, то к 2020 году планируется ее увеличить до 100 млн тонн в год.
Для этого расширяется пропускная способность КТК, по которому с начала эксплуатации в 2001 году было транспортировано 276,2 млн тонн нефти, в том числе казахстанской – 232,7 млн тонн. В 2011 году транспортировка составила 31,8 млн тонн, из них казахстанской нефти – 28,2 млн тонн. А после завершения проекта расширения в 2015-м годовая мощность системы будет увеличена до 67 млн тонн, в том числе на казахстанском участке – до 52,5 млн тонн в год. Увеличение пропускной способности нефтепровода Тенгиз –Новороссийск является одним из актуальных вопросов в условиях роста объемов добычи нефти на Тенгизском и Карачаганакском месторождениях и планируемого ввода в эксплуатацию месторождения Кашаган.
В настоящее время казахстанская сторона совместно с китайской в рамках имеющихся двухсторонних договоренностей ведут переговоры по условиям расширения нефтепровода Казахстан – Китай до 20 млн тонн в год, включая вопросы наличия гарантированной ресурсной базы, тарифообразования и цены на нефть на границе с КНР. В прошлом году в рамках реализации второй очереди второго этапа проекта было завершено строительство НПС-11 на участке Атасу–Алашанькоу, что увеличило пропускную способность трубы до 12 млн тонн в год. В 2011 году по этому нефтепроводу было транспортировано 10,9 млн тонн нефти.
Кроме того, в будущем планируется поэтапное создание Казахстанской каспийской системы транспортировки. Сроки реализации, этапность и мощность системы будут определены, исходя из графика и профиля добычи в рамках второй и третьей фаз освоения Кашагана.
Очевидно одно: мир готов бороться за нефть и газ, добываемые в Казахстане. Это доказательство того, что страна начинает играть возрастающую роль в энергообеспечении не только Европы, но и всего мира.
– Недавно в Казахстане был принят закон о магистральных трубопроводах. Что дает он «КазМунайГазу»? Разве нацкомпания без него не была трубопроводным монополистом в стране?
– С принятием этого закона усиливается контроль над транспортными маршрутами в Республике Казахстан. Закрепляется приоритетное право государства на участие в проекте вновь создаваемого магистрального трубопровода. При этом сам трубопровод может находиться как в государственной, так и в частной собственности, чего не было раньше. Мы намерены и впредь участвовать в процессе совершенствования законодательства и регулирования в сфере транспортировки нефти, причем как магистральными нефтепроводами, так и морским транспортом. Все это позволит сформировать благоприятные условия для развития сектора, в том числе с учетом условий Таможенного союза и ЕЭП.
Сектор газа
– Казахстан, обладающий значительными запасами углеводородного газа, несколько лет назад тоже вступил в большую газовую «игру», продемонстрировав миру свой потенциал по добыче, экспорту и даже транзиту. Сумеет ли страна удержать свои позиции в этом сегменте?
– Сейчас нефтегазовые компании инвестируют значительные средства в наращивание газового потенциала. Добыча газа в стране растет. При этом позиции Казахстана на газовом рынке усиливаются наравне с борьбой за источники и маршруты таких поставок. Я считаю, что именно от Казахстана, от его умения четко и мудро выстраивать политику взаимоотношений с соседями во многом зависит будущее поставок среднеазиатского газа в страны Европы. А «КазМунайГаз» как национальная компания должен и сможет обеспечить эффективность экспорта, надежность и бесперебойность поставок.
Более того, в конце 2009 года, после ввода в эксплуатацию газопровода Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай, наша страна обрела принципиально новый статус транзитного государства. Теперь она получает выгодные транзитные тарифы за прокачку среднеазиатского газа в китайском направлении.
Добавлю, что к 2016 году общая пропускная способность магистральных газопроводов в соответствии с потребностями отрасли должна возрасти до 202 млрд кубометров в год, а в последующий период – в соответствии с объемом гарантированных долгосрочных ресурсов.
Опять же, в соответствии с законом о магистральном трубопроводе, в Казахстане усиливается контроль над действующими газовыми маршрутами, а в новых газотранспортных активах государство будет контролировать не менее 50 процентов участия.
– Каковы планы компании по выполнению поручения президента Назарбаева о строительстве трубопроводных систем, которые обеспечат газификацию Центрального региона страны, включая столицу, а также Южного, сильно зависящего от импорта?
– В соответствии с поручением Главы государства, развивая сектор газодобычи, правительство вполне логично делает ставку и на газификацию регионов, выделяя на эти цели немалые деньги из республиканского бюджета. Сейчас мы заняты проектом газификации Астаны и Центрального региона Казахстана. В 2011 году была завершена разработка ТЭО и получено заключение РГП «Госэкспертиза» по проекту. Утвержденные технико-экономические параметры направлены в Министерство нефти и газа, дальше в правительстве будет рассмотрен вопрос о финансировании проекта из средств республиканского бюджета. Кроме того, учитывая сильную зависимость от импорта российского газа для потребителей, к примеру, Костанайской области, и от узбекского газа – для южных областей и Алматы, с целью обеспечения экономической безопасности и стабильного газообеспечения совместное казахстанско-китайское предприятие намерено активизировать работы по строительству газопровода Бейнеу – Бозой – Шымкент.
Построив и начав эксплуатацию этих трубопроводов, мы сможем завершить формирование технически интегрированной газотранспортной системы и, соответственно, при наличии синергии сформировать завершенный цикл цепочки создания стоимости в газовом бизнесе. Благодаря госполитике, будет обеспечено стимулирование и поддержка проектов коммерциализации газа, добываемого другими недропользователями Казахстана. Будет продолжено привлечение финансирования для проектов модернизации и развития РГТС и распределительных сетей. Наконец, будет усилен контроль над удельными капитальными и эксплуатационными затратами.
– Какая поддержка требуется непосредственно от государства для успешного выполнения всех этих задач?
– При поддержке правительства в межгосударственных и коммерческих соглашениях закрепляются прозрачные и справедливые условия проведения торговых операций с газом. Речь идет об установлении рассчитанных по согласованным формулам цен на импортируемый, экспортируемый и обмениваемый газ; о получении права транзита казахстанского газа на экспортные рынки с использованием действующих мощностей газотранспортных систем сопредельных стран с применением «не дискриминационных» тарифов; о заключении долгосрочных соглашений о гарантированных объемах поставок. Правильно то, что государство допускает нацкомпании к участию в развитии и совершенствовании законодательства и регулировании в сфере транспортировки и торговли газом, а также юридически закрепило функции национального оператора в сфере газоснабжения.
Сейчас совершенствуются с учетом соглашений по ТС и ЕЭП системы ценообразования и тарифной политики в сфере транспортировки и реализации газ на внутреннем рынке. С 2015 года, в соответствии с соглашением о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, подписанным правительствами Казахстана, Беларуси и России, будет обеспечен переход на равнодоходные цены.
Усиление позиций в секторе нефтепереработки
– В прошлом году внутренний рынок ГСМ заметно штормило, пока правительство не предприняло ряд мер по урегулированию цен и поставок. Можно ли надеяться, что в будущем ситуация на рынке будет стабильной?
– Министерство нефти и газа и национальная компания делают все для того, чтобы рынок нефтепродуктов Казахстана развивался стабильно. На сегодняшний день утверждены обязательные для всех недропользователей минимальные объемы поставок нефти на отечественные НПЗ. Разработан механизм расчета «справедливой» цены поставки нефти для переработки на заводы. Повышена стоимость нефтепродуктов на внутреннем рынке с целью ее выравнивания с ценами на рынке членов Таможенного союза и ЕЭП.
Для предотвращения прошлогодней ситуации в республике необходимо формирование условий, стимулирующих изменение структуры производства и потребления нефтепродуктов в Казахстане. Мы нацелены на увеличение доли дизельного топлива и высокооктанового бензина в общем объеме потребления моторных топлив, сокращение объемов потребления мазута.
– Каковы приоритеты «КазМунайГаза» в сегменте нефтепереработки в настоящее время?
Как вы знаете, «КазМунайГаз», контролирующий Атырауский и Павлодарский нефтеперерабатывающие предприятия и имеющий 50-процентную долю участия в Шымкентском НПЗ, уже сейчас реализует масштабные программы модернизации этих заводов. Стоимость каждой из них превышает 1 млрд долларов. В результате работ по реконструкции и модернизации к 2016 году мощность сбалансированной переработки нефти в Казахстане достигнет 19 млн тонн в год, в том числе доля «КазМунайГаза» составит 15,25 млн тонн в год. Глубина переработки нефти в стране увеличится до 87–90 процентов, а продукция будет соответствовать стандартам Евро-4 и 5. С целью загрузки НПЗ будут осуществляться поставки нефти казахстанских и российских компаний, включая прямые поставки и схемы SWAP с недропользователями России.
Кроме того, с 2014 года начнется производство нефтехимической продукции: бензола и параксилола. Будет оказываться необходимая поддержка в подготовке и реализации проектов по созданию и эксплуатации нефтехимических производств с целью начала производства полипропилена с 2015 года и полиэтилена с 2017-го.
В будущем мы намерены реализовать долгосрочную программу развития розничной сети. Количество АЗС под брендом «КазМунайГаз» к 2015 году планируется увеличить до 348 с 279 в 2010 году. А доля национальной компании на розничном рынке нефтепродуктов в Казахстане к 2015 году, как мы ожидаем, должна составить не менее 19 процентов, в последующий период – до 32 процентов.
– Раз уж мы заговорили о программах модернизации НПЗ, прокомментируйте причину, по которой китайские компании задействованы в двух крупных и стратегических важных проектах – строительстве комплекса глубокой переработки нефти и комплекса ароматических соединений на АНПЗ?
– Хочу заметить, что в качестве потенциальных подрядчиков для участия в тендере на строительство комплекса глубокой переработки нефти было утверждено несколько компаний. Это два консорциума: первый в составе китайской Sinopec Engineering, японской MarubeniCorporation и казахстанской «КазСтройСервис»; второй консорциум южно-корейских компаний Hyundai Corporation и Hyundai Heavy Industries. В ноябре 2011 года были проведены тендерные процедуры. Результаты показали, что консорциумом Sinopec Engineering-Marubeni Corporation-«КазСтройСервис» по технической оценке было предоставлено предложение по строительству комплекса с меньшим сроком выполнения работ. Оказалось, что по квалификационной оценке он же имеет больший опыт реализации проектов по строительству установок каталитического крекинга, а также обладает большим опытом работы в сфере нефтепереработки в Казахстане. Также необходимо учесть, что Marubeni Corporation являлся подрядчиком при реализации первого этапа реконструкции АНПЗ в 2003 году, кроме того, в составе этого консорциума есть казахстанская компания – «КазСтройСервис». Да и по коммерческой оценке ценовое предложение консорциума являлось более предпочтительным. Учитывая данные факты, в качестве генерального подрядчика по проекту строительства комплекса глубокой переработки нефти и был выбран данный консорциум, в котором присутствует китайская компания.
– Каковы планы «КазМунайГаза» в отношении компании Rompetrol? На какой стадии сегодня находится программа модернизации НПЗ Petromidia, принадлежащего Rompetrol в Румынии?
– Как вы наверняка знаете, на европейском рынке нефтепереработки уже в течение длительного времени сохраняется тяжелая ситуация. Из-за рекордно низких показателей маржи нефтепереработки уже пострадал один из крупнейших европейских нефтеперерабатывающих холдингов Petroplus Holdings AG. В декабре 2011 года компания была вынуждена закрыть три из пяти имеющихся заводов в Бельгии, Франции и Швейцарии. И в настоящий момент находится в процессе банкротства. Другие крупные переработчики, представленные на европейском рынке, также терпят значительные убытки. В связи с этим, а также с учетом ожидаемого спада на мировых рынках нами предпринимаются меры жесточайшей экономии, мы рассматриваем все возможные резервы сокращения затрат с целью качественного повышения эффективности деятельности компании.
В 2008–2011 годах общие затраты производства в Rompetrol уже были сокращены нами почти на 200 млн долларов. В 2012 году мы планируем продолжить сокращение расходов. Только принимая такие жесткие меры, компания сможет достичь главной поставленной цели – дополнительного сокращения общих затрат на 150 млн в 2012 году.
В данный момент компания находится в ключевой для себя фазе, когда завершен основной объем планируемых инвестиций, направленный на реализацию жизненно важных проектов с целью повышения производительности и эффективности, а также улучшения качества продукции. В числе самых главных из них – практически завершенный процесс реализации программы модернизации НПЗ Petromidia (на сегодняшний день выполнено порядка 90 процентов работ, окончание проекта планируется в августе-сентябре 2012 года), а также успешно реализованный проект по строительству морского нефтяного терминала «Буй».
Уже в среднесрочной перспективе Rompetrol станет надежной платформой, частью интегрированной цепочки создания стоимости от скважины до потребителя. Именно поэтому «КазМунайГаз» продолжает развитие сектора даунстрим на конечных рынках сбыта, которыми для нас являются европейские страны. В этой связи мы уже рассматриваем возможности развития присутствия на ключевых рынках, включающие расширение розничной сети в Румынии, а также реализацию нефтепродуктов на рынках Украины и Турции.
В целом же мы должны помнить, что развитие любой отрасли подвержено цикличности, и в этом отношении сфера нефтепереработки – не исключение. После окончания кризиса в результате проведенных модернизаций мы сможем сделать качественный скачок в развитии, который должен вывести нас на лучший уровень по показателям доходности и обеспечить как окупаемость инвестиций, так и стабильное и сбалансированное развитие компании «КазМунайГаз» как крупного международного игрока на мировом нефтяном рынке.
Зона социальной ответственности
– Не считаете ли вы, что прошлогодняя ситуация в Жанаозене лишний раз продемонстрировала слабые стороны государства в реализации социальной политики в отечественной «нефтянке»? Удастся ли, по-вашему, благодаря предпринимаемым сейчас мерам со стороны правительства и «КазМунайГаза», преодолеть имеющиеся трудности?
– Для «КазМунайГаза» люди, их интеллектуальные ресурсы и талант, пожалуй, являются главными составляющими успешного бизнеса. Наша стратегия направлена на привлечение и удержание квалифицированных работников, обладающих необходимыми навыками и компетенциями и достигающих высоких показателей в работе. Компания всегда будет рассматривать своих работников как наиболее важный ресурс, а потому последовательно проводить политику улучшения их положения и условий труда. Для поддержания этих целей правлением компании был принят единый Типовой стандартный перечень видов социальной поддержки работников АО «НК «КазМунайГаз». Думаю, что определенность и ясность социальных благ, оказываемых компанией своим сотрудникам, в целом позитивно скажется на деятельности «КазМунайГаза».
Нами прилагаются немалые усилия для внедрения социально-ориентированных проектов и программ как для сотрудников, так и для населения регионов деятельности компании.
В настоящее время в Западном Казахстане остро встали проблемы занятости в связи с большим притоком наших соотечественников, вернувшихся из других государств, которых привлекает работа в нефтегазовой сфере, традиционно характеризующейся высоким уровнем заработной платы. Кроме того, сложилась негативная тенденция высвобождения работников, связанная с сокращением объемов производства на крупных промышленных предприятиях, участвующих в строительстве нефтегазовой инфраструктуры, в особенности Северо-Каспийского проекта в связи с приближением срока завершения первой фазы. Так, в 2010–2011 годах в Атырауской области в связи с завершением общестроительных работ с проекта строительства завода «Болашак» было высвобождено 20 тысяч человек. До конца текущего года с объектов Северо-Каспийского проекта будет высвобождено около 12,2 тысячи казахстанских работников. Такая же ситуация наблюдается на тех нефтедобывающих компаниях, где происходит снижение уровня добычи нефти в связи с естественным истощением разрабатываемых месторождений и отсутствием новых объектов разработки углеводородного сырья. Высвобождение рабочего персонала увеличивает долю малообеспеченных семей, в том числе и таких, где нет ни одного работающего члена семьи. В этой связи вопросы расширения участия казахстанских производителей и сервисных компаний в нефтегазовых проектах, а также создание новых производств, направленных на создание новых рабочих мест в Западном Казахстане, имеют особую значимость.
Хочу отметить, что усилиями «КазМунайГаза» с начала этого года создано порядка 2000 новых рабочих мест, в том числе1000 мест в г. Жанаозене. Кроме того, там же нами планируется в этом году реализовать ряд проектов по ремонтно-сервисному обслуживанию Узеньского месторождения, которые позволят занять более 600 человек на этапе строительства объектов и более 2000 рабочих мест во время их эксплуатации.
Мы максимально осуществляем закуп товаров, работ и услуг у казахстанских предприятий, чтобы обеспечить загрузку их производственных мощностей и, соответственно, максимально занять людей. Именно поэтому в 2011 году мы совместно с Союзом машиностроителей Казахстана, компаниями «Тенгизшевройл», KPO и NCOC создали рабочую группу по увеличению казахстанского содержания в крупных нефтегазовых проектах, которая уже добилась определенных результатов. Определены наиболее перспективные товарные группы, которые могли бы быть освоены производством на территории Западного Казахстана, а также потенциальные зарубежные партнеры с мировым именем. Выявлены те проблемные вопросы, которые препятствуют организации новых производств и модернизации производственных мощностей. Идентифицированы те трудности, с которыми сталкиваются казахстанские компании при участии в тендерах крупных нефтегазовых проектов.
– Но ведь одних ваших усилий недостаточно. Способны ли отечественные компании обеспечить выполнение работ в соответствии с международными стандартами качества?
– Мы в обязательном порядке будем информировать отечественных поставщиков о требованиях по качеству и оказывать им поддержку в получении заказов.
Руководители многих крупнейших промышленных предприятий Казахстана уже осознали эту необходимость, а некоторые даже перешли к внедрению системы управления качеством и ее сертификации на соответствие стандартам ИСО серии 9000, которые признаны во многих странах мира и обеспечивают высокий уровень надежности и работы компаний. Я однозначно смотрю в будущее нашей страны с оптимизмом. Если Казахстан повернулся лицом к международным стандартам, говорит о них, если общественность интересует тема качества, то это уже очень хорошо.
Если говорить непосредственно о группе «КазМунайГаза», она одной из первых в стране внедрила интегрированную систему управления в соответствии с международными стандартами ИСО 9001, ИСО 14001 и OHSAS18001, которые регламентируют вопросы менеджмента качества, охраны окружающей среды, охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Согласно государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, а также на основании постановления правительства Республики Казахстан от 22 октября 2010 года, «КазМунайГаз» поддерживает и развивает свою интегрированную систему управления в соответствии с требованиями международных стандартов, а также содействует развитию систем менеджмента в дочерних организациях.
В апреле 2012 года «КазМунайГазом» был успешно пройден очередной ресертификационный аудит, подтвердивший соответствие действующей интегрированной системы управления требованиям указанных международных стандартов.
– Вы собираетесь создавать совместные предприятия с иностранными компаниями для открытия новых производств, для обеспечения местными товарами и услугами нефтегазового рынка?
– Чтобы перейти к созданию совместных предприятий, ориентированных на производство высокотехнологичных товаров и услуг, и, соответственно, созданию новых рабочих мест, мы обратились к лорду Уэверли, который руководит Британско-Казахстанской межпарламентской группой в парламенте Великобритании, с просьбой помочь нам. На что получили положительный ответ, за что мы очень благодарны ему. Мы планируем провести совместную работу по организации новых производств и рабочих мест, в том числе путем привлечения прямых иностранных инвестиций в производство нефтегазового оборудования и развитие сервисных проектов. Кроме того, будут изучены тендерные процедуры в рамках крупных нефтегазовых проектов с целью внесения необходимых изменений для создания благоприятных условий товаропроизводителям и сервисным компаниям, стимулирующих организацию производства и трансферт технологий в Казахстан. Будут также проведены переговоры с операторами крупных нефтегазовых проектов в целях размещения ими гарантированных заказов у вновь создаваемых компаний на территории Казахстана.
– А как обстоит дело с национализацией кадров в нефтегазовой отрасли?
– В настоящее время вопрос национализации кадров решается многостронне – уже имеются методология разработки профессиональных стандартов и все элементы национальной квалификационной системы. Следующим фактором развития местного содержания в кадрах являются корпоративные учебные центры при крупных компаниях, в которых успешно реализуются курсы повышения квалификации и переподготовки кадров. Такой центр уже действует при «КазТрансОйле» в Актау. При компании «Эмбамунайгаз» созданы нефтяной колледж и учебно-курсовой комбинат. Работают межрегиональный центр по подготовке и переподготовке кадров для отрасли в Атырау, учебный центр компании «Ерсай» в поселке Курык, Актауский тренинговый центр, Атырауский учебный центр Agip KCO.
Мы поддерживаем предложение о создании специального счета для аккумулирования средств нефтяных компаний, в том числе для повышения уровня образования в Мангистауской области, прежде всего на обучение жителей региона ненефтяным специальностям, включая агрономов, животноводов, инженеров в области машиностроения.
Хотелось бы подчеркнуть, что «КазМунайГаз» полностью контролирует социальные процессы, а также ситуацию, связанную с казахстанским содержанием товаров, работ и услуг и национализацией кадров в нефтегазовой сфере. Профильные мероприятия и совещания регулярно проводятся как в Астане, так и на местах – в регионах деятельности нефтегазовых компаний. К примеру, следующие такие мероприятия, нацеленные на максимальное привлечение казахстанских ресурсов в проекты, связанные с разведкой, добычей, переработкой и транспортировкой нефти и газа, мы хотим провести в формате форумов в Актау и Атырау. Они должны быть предвосхищены проведением переговоров с иностранными и отечественными инвесторами с целью создания новых производств и новых рабочих мест.
Уверен, что увеличение казахстанского содержания позволит достичь широкого мультипликативного эффекта от развития наряду с нефтегазовым сектором и сопряженных отраслей экономики с активным внедрением этого комплекса в национальный воспроизводственный процесс.
– Спасибо за интервью!
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.223 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |