Зубейда Давлетъярова. На днях ряд общественных и политических деятелей Караганды президента, Сенат и Мажилис, а также Ассамблею народа РК ввести этнические квоты в органах государственного управления. Причинами предложения были названы усовершенствование госаппарата и устранение коррупции. Представители национальных ассоциаций и эксперты в области борьбы с коррупцией сомневаются в эффективности подобной меры. |
Под обращением к президенту Нурсултану Назарбаеву, председателю Сената Касым-Жомарту Токаеву, председателю Мажилиса Уралу Мухамеджанову и представителям Ассамблеи народа Казахстана подписалось порядка 30 человек, сообщили местные и республиканские СМИ. В документе, среди подписантов которого видные общественники Дмитрий Бойко и Дмитрий Макарович, подчеркивается неравномерность нацсостава органов управления РК. «Проблема, которая побудила нас, граждан Казахстана, проживающих здесь, обратиться публично к обществу и руководству страны, считается деликатной, но по внутренней своей сути является чрезвычайно важной для дальнейшего развития судьбы страны и ее народов: существующее непропорциональное представительство всех этносов в органах государственного управления, национальных компаниях, бюджетных организациях. Замалчивание и непринятие мер по данной проблеме чревато последствиями, которые уже сейчас дают о себе знать», говорится в заявлении. Общественные деятели обнародовали некоторые данные: если сегодня в стране проживает 63% представителей титульной нации (соответственно других национальностей – 37%), то во властных структурах количество «нетитульных» составляет 8-9%. По мнению авторов обращения, дисбаланс способствует росту коррупции в стране, так как формирование кадрового корпуса госслужащих зачастую происходит с использованием методов, лежащих за рамками правового поля.
По словам карагандинцев, решение проблемы может найтись в советской практике, которую и сегодня использует ряд стран с многонациональным составом – это этническая квота. Представители всех этносов должны быть представлены в органах государственного управления в том же процентном соотношении, что и среди общего числа жителей страны, мера станет барьером для коррупции и послужит демократизации систему, считают авторы обращения.
Эксперты выразили сомнение, как в эффективности данного предложения, так и в точности обнародованных цифр, указывающих на этнический дисбаланс в государственных структурах.
- Думаю, что невозможно победить коррупцию подобной полумерой, коррупционный вопрос намного более сложный, требует комплексного подхода, активного участия населения и всего гражданского общества. Относительно этнических квот существует один вопрос, в равной мере достойный обсуждения: необходим взвешенный подход к отбору кандидатов. Предположим, что какой-то этнической группе дали квоту на представительство в госорганах. Сможет ли данная группа избрать из своих рядов достаточно достойных, не станет ли выбор поводом для внутреннего конфликта, не проведет ли какой-то влиятельный или состоятельный член этногруппы своего ставленника во власть? Любая из этих гипотетических возможностей несет с собой лишь усиление коррупции. Кроме того, насколько прозрачным будет сам механизм выдвижения кандидата, будет ли это свободный конкурс, и каковы критерии отбора? Или кандидатов станут назначать? Уверен, что последнего в любом случае нельзя допустить. Вопрос квотирования представляется мне очень сложным и нереалистичным в исполнении, - уверен председатель Ассоциации общественных объединений немцев Казахстана «Возрождение» Александр Дедерер.
Собственно, само участие в государственном управлении – большая ответственность национальных элит, полагает эксперт. Кандидат обязан соответствовать требованиям, предъявляемым госслужащему, в том числе, знать казахский язык. Только когда этническая группа отвечает за подготовку своего кандидата, она может рекомендовать его в тот орган власти, в который он желает попасть. Но, подчеркнул г-н Дедерер, это можно сделать и сегодня, без всяких квот – такой механизм предоставляет созданное гражданское общество Казахстана, его реализуемая на практике стратегия. Гражданское общество уже выросло, и является достойным партнером для взаимодействия, полагает председатель Ассоциации. В качестве примера можно привести работу Ассоциации немцев Казахстана по внедрению европейской модели социальной поддержки населения, совершенно не ориентированной на этническую принадлежность. Работа была проделана в рамках программы «Путь в Европу», принесла хорошие результаты, при этом члены Ассоциации в данном проекте выступали не как этнические немцы, а как граждане Казахстана. Важнейшим элементом для решения амбициозных задач, в том числе участия в органах власти, Александр Дедерер считает получение качественного образования и профессионализм. Действие этого принципа хорошо заметно в такой, по общему мнению, продвинутой в плане этнического равенства стране, как США.
- Для образованного человека стирается ощущение ущемления по национальному признаку, он всегда будет востребован в обществе. Я бы не сказал, что в США решили все свои межнациональные проблемы, но они стремятся преодолеть их именно посредством образования. Президент Барак Обама – блестящий пример образованного человека во властных структурах, и добился он этого не по своей национальной принадлежности, а благодаря личным качествам. Одно из его достижений – усиление социальной ответственности государства перед населением. Примера же решения проблем этнических групп с помощью квот я привести не могу, и считаю такой подход не глубоко продуманным и взвешенным, - уверен эксперт.
Следы не самых лучших примеров из советского прошлого и некоторую негативную в плане межнационального согласия окраску увидел в выступлении карагандинских общественников исполнительный директор фонда «Transparency Kazakhstan» Сергей Злотников:
- Единственное ограничение сегодня для занимания государственных должностей представителями этносов – это незнание казахского языка, но думаю, что тот, кто претендует на какой-либо пост, особенно это касается молодежи, должен им овладеть. Вообще же опасно связывать какую-то отдельную нацию с коррупцией, нужно исходить из практических моментов и того, что все мы – казахстанцы, граждане одной страны. Нужно волноваться о том, чтобы человек в госструктурах попал туда не по блату, не стал за одну ночь из лейтенанта генералом, а не какую нацию он представляет. У меня возникает вопрос: кто проводил исследования, и откуда взялись данные представительства определенной нации во власти (На госслужбе работают представители 59 национальностей - К.Нурпеисов)? Есть хорошее правило – все подвергай сомнению, кроме того, сегодня казахов РК действительно больше, чем представителей всех наций вместе взятых, и соотношение выглядит закономерным. Как по мне, так если во власти находятся грамотные принципиальные специалисты, то пусть хоть 90% мест займет какая-то нация, - уверен аналитик.
Единственным вопросом, лежащим в плоскости квот, и достойным рассмотрения в перспективе, Сергей Злотников полагает решение проблемы региональных властных структур. Бывают случаи, когда назначенный «пришлый» руководитель тащит за собой и команду, тем самым лишая местных специалистов заслуженной работы – подобные перекосы следует устранять. Что касается иностранного опыта, то исполнительный директор фонда привел в пример разговор с одним из американских профессоров, возмущавшимся засильем белых граждан в органах образования США. На уверение в том, что количество афроамериканцев и испаноговорящих не превышает там 10%, нашелся контраргумент: в баскетболе или шоу-бизнесе соотношение во многом обратное.
- Вопрос об этническом составе требует деликатного подхода, любое муссирование может обострить позицию нацпатриотов, которая ухудшит межнациональный климат в Казахстане. Сегодня ситуация довольно благополучна, в том числе, и во властных структурах. Здесь важны не столько заявления, сколько изучение госязыка, усовершенствование делопроизводства. Некоторые казахи еще сами не выучили госязык, и никто никого не заставляет учить насильно, срок массового перевода госаппарата на казахский вновь был отодвинут. Проблема не в квотах, а в доступе во власть без коррупционных схем, я вообще против квотирования, даже на гендерной основе. Если мы пропагандируем полное равенство полов, тогда давайте и уровняем возраст выхода на пенсию, такое предложение даже звучит некорректно, - уверен эксперт.
В качестве заключения Сергей Злотников подчеркнул, что согласно последним данным международного индекса коррупции, Казахстан занимает весьма неплохие позиции, за последний год наш рейтинг вырос на 15 пунктов, и среди стран постсоюза РК опережает только Грузия
Интернет-издание «Диалог» Время загрузки страницы 0.356 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |