Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Законопроект «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» рассмотрен общественной палатой при мажилисе



Законопроект «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» рассмотрен общественной палатой при мажилисе

 

Законопроект "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" рассмотрен общественной палатой при мажилисе Законопроект «» рассмотрен Общественной палатой при Мажилисе. Открывая заседание, состоявшееся 14 сентября, в среду Евразийском университете им. Л.Гумилева, председатель палаты, вице-спикер Мажилиса Владимир Бобров сказал:

Повестка дня сегодняшнего заседания Общественной палаты сформирована с учетом поручения Главы государства – Лидера Нации Нурсултана Абишевича Назарбаева данным на открытии пятой сессии – обеспечить своевременное и качественное принятие проекта Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».


С первых дней независимости, гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений стала для Казахстана стержнем всей внутренней политики государства. На высшем законодательном уровне были закреплены незыблемые принципы равенства граждан вне зависимости от этнической и религиозной принадлежности, запрещены любые действия, направленные на разжигание межнациональной и межрелигиозной розни.

Как показал двадцатилетний опыт казахстанской государственности, именно эта политика межэтнического и межконфессионального согласия, неуклонно проводимая Президентом Нурсултаном Назарбаевым, стала тем страховочным поясом, который уберег страну от межнациональных и религиозных трений и конфликтов, обеспечил территориальную целостность, мирное и стабильное развитие нашего государства. Благодаря этой стабильности, основанной на национальном единстве и сплоченности, мире и согласии всех проживающих в Казахстане этносов и конфессий, нашей стране удается успешно продвигаться по пути прогресса и смело ставить перед собой новые амбициозные цели.

Вместе с тем, правоприменительная практика действующего с января 1992 года Закона Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», динамика развития гражданского общества показывает, что назрела необходимость совершенствования законодательства, регулирования правоотношений в этой тонкой и чувствительной для каждого гражданина сфере.

В связи с значимостью законопроекта он вынесен на ваше обсуждение, уверен что ваше мнение как всегда будет учтено в рабочей группе Мажилиса.

Сегодня в работе Палаты принимают участие депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан, руководители религиозных объединений, Председатель Агентства Республики Казахстан по вопросам религии Лама Шариф Кайрат Каиырбекулы, новый ректор Евразийского Национального университета им. Л.Н.Гумилева Сыдыков Ерлан Батташевич, эксперты.

 

***

После вступительного слова Владимира Боброва, доклад по проекту Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» сделал ЛАМА ШАРИФ КАЙРАТ КАЙЫРБЕКУЛЫ, Председатель Агентства Республики Казахстан по делам религий.

Заседание продолжилось выступлениями, которые сделали члены Общественной палаты при Мажилисе: КАМАЛ БУРХАНОВ (прилагается), АЛТЫНШАШ ДЖАГАНОВА, ОРАЗАЛЫ САБДЕН, ДОСМАХАНБЕТ КОШИМ.

Палата также заслушала выступление РАМАЗАНА САРПЕКОВА - депутата Мажилиса, руководителя рабочей группы по законопроекту «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и заместителя Председателя Общественной палаты Максута Нарикбаева.

В развернувшихся дискуссиях слово взяли: депутат Мажилиса Сатыбалды Ибрагимов, депутат Сената Гани Касымов, а также Епископ Каскеленский Геннадий, Главный раввин Республики Казахстан Ешан Коген, Архиепископ Римско-Католической Архиепархии Святой Марии в Астане Томаш Пэта, Епископ Евангелическо-лютернаской Церкви в Республике Казахстан Юрий Тимофеевич Новгородов. В дебатах участвовали и: Президент Национальной академии наук Казахстана Мурат Журинов, председатель правления Союза писателей Казахстана Нурлан Оразалин и другие участники заседания.

По итогам обсуждения решено доработать заключение Общественной палаты по проекту Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» с учетом высказанных предложений и замечаний.

Заседание палаты завершилось рассмотрением второго вопроса повестки дня: о Плане работы Общественной палаты при Мажилисе Парламента Республики Казахстан на пятую сессию (сентябрь 2011г. – июнь 2012г.)

***

КАМАЛ БУРХАНОВ, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА, ЧЛЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ (тезисы):

Непременным условием стабильного развития нации, укрепления государственности, уверенности казахстанцев в будущем является упрочение межэтнических и межконфессиональных отношений. В связи с этим государству и обществу особое внимание необходимо обращать на деятельность и действия всех религиозных конфессий.

Нынешняя ситуация, сложившаяся как в Казахстане, так и в мире свидетельствует о том, что безопасность в XXI веке уже не может быть определена для нас в традиционных категориях ХХ века. Экстремизм сегодня угрожает стабильности как в региональном, так и в глобальном масштабе, это серьезный вызов человеку, обществу, государству и всему мировому сообществу. О чем свидетельствовали события 11 сентября 2001 г. Среди почти трех тысяч жертв были граждане 91 государства. Сотни семей потеряли своих детей, родных и близких при теракте в Москве во время мюзикла «Норд-Ост» буквально через год – в 2002 году. Вспомним последние события на Ближнем Востоке, получившие название «Арабская весна», повысившие угрозу терроризма. Сюда же мы можем отнести события в Актюбинской области в нашей стране. Только в текущем году в республике произошло несколько случаев, очень напоминающих теракты или подготовку к ним. Мир сегодня подошел вплотную к такому явлению, как религиозный экстремизм и задача государства - оградить каждого гражданина, каждого члена своего общества от угрозы экстремизма. События последнего времени показали, как уязвимы мы сейчас и по отдельности, и в целом.

Сегодня все мы чувствуем острую необходимость в принятии нового закона РК о религии и религиозной деятельности в нашей стране. Думаю, каждый здравомыслящий казахстанец признает это. В жизни любого государства наступает момент, когда на смену некогда принятому закону приходит новый – с учетом реалий сегодняшнего дня, с учетом изменений, произошедших в обществе и с учетом мнений того самого общества. Это обычная практика, существующая во всех странах мирового сообщества, главной задачей которой является усовершенствование законодательной базы общества, которое постоянно развивается, и вносит свои коррективы.

Принимаемый закон должен учесть не только изменения нашего общества, должно и нужно использовать при его создании те достижения взаимоотношений государства, общества и религиозных объединений, которые есть и действуют в других демократических государствах, где они доказали свою состоятельность и действенность, а также свою пользу для народа этой страны.

Перед нашим обществом стоит сегодня конкретная задача – войти к 2020 году в число развитых стран мира и в соответствии с этой целью, поставленной перед нами Главой государства Н.А.Назарбаевым, мы должны совершенствовать нашу законодательную базу, в том числе и рассматриваемый сегодня закон.

Для наглядности обратим внимание на ряд развитых стран классической Европы. Анализ государственной политики в сфере религии европейских стран раскрывает картину взаимодействия государства и религиозных объединений.

Бельгия. В Бельгии существует шесть официально признанных государством религиозных конфессий: католицизм, протестантизм, англиканство, иудаизм, ислам и православие. Критериями для официального признания культа явялются следующие положения:

-          Значительная часть последователей (не менее нескольких десятков тысяч верующих, исходя из общей численности страны в 10 млн.человек);

-          Социальная полезность обществу (позволю себе подчеркнуть это положение), то есть не являться деструктивной сектой и не противопоставлять свою деятельность общепризнанным нормам морали;

На основании статьи 181 Конституции королевства Бельгия священослужители получают зарплату и пенсию от государства. Религии и течения, не признанные государством, не имеют никаких привилегий.

Рассмотрим ситуацию во Франции. Епископы Католической церкви во Франции избираются соответствующими церковными структурами, но на их назначение необходимо согласие местной Префектуры (предствительство центральной власти на местах – департаментах), которая своим Постановлением дает согласие на назначение определенного религиозного лица на данную должность. Подобная процедура назначения также касается руководителей ислама и иудаизма. При этом французы считают, что каждое государство имеет независимое право выбора мер и подходов к обеспечению собственной безопасности.

Что касается Италии в этом государстве, имеющем свои исторические и традиционные особенности, связанные в религией, церковь и государство строят свои отношения на основе Конкордата (договора). Между католической религией, являющейся так называемым историческим наследием итальянского народа, и государством заключен договор, имеющий ряд обязательств и прав, которые неукоснительно соблюдаются обеими сторонами. Сам факт признания двух категорий религий Италии «католической» и «некатолической» говорит о многом – государство признает в первую очередь религию традиционную, свойственную большей части населения страны, имеющию глубокие исторические, традиционные корни. Некатолические вероисповедания – религиозные конфессии обращаются в Правительство Италии через Центральное управление МВД по вопросам религии, при этом обязаны быть зарегистрированы как юридическое лицо. После положительного рассмотрения в Правительстве документы передаются в Парламент. Такие соглашения заключаются не только в целях регистрации и осуществления религиозной деятельности, но и для получения определенных привилегий от правительства. Так, католическая церковь, как традиционная религия для народа страны, имеет ряд привилегий. Вторая религия в Италии – ислам. Большая часть предствителей мусульманской части населения – это трудовые иммигранты, но с ними соглашение Правительством еще не подписано. Определенный прогресс в деле сплочения разобщенного мусульманского сообщества и дальнейшего развития диалога с правительством Италии внес министр внутренних дел Италии Дж.Пизану, по инициативе которого создан Исламский совет при МВД Италии.

Вот в Чехии любая церковь может быть зарегистрирована только при наличии 10 тысяч своих прихожан, что дает ей возможность получить субсидии от государства. В Чехии церкви финансируются за счет доходов от своей собственности, государственных дотаций, пожертвований, сборов и оплаты услуг. Государственные дотации презназначаются на заработную плату священникам, поддержание церквей как памятников культуры.

Принятые в странах Восточной Европы законы о религии, как правило, наделяют равным статусом все конфессии. Однако, главенствующие и так называемые исторические церкви и вероисповедания пользуются определенными привилегиями. Особенно это видно на отношениях государства с католической церковью, которые развиваются на основе Конкордата, дающего ряд привилегий и прав для нее.

В 1998 году Австрия приняла закон «О юридическом лице общин религиозного исповедания», согласно которому государство имеет право предоставлять материальную помощь религиозным общинам за услуги, которые они оказывают обществу, например, создание школ и больниц, содержание культурных памятников и, что чрезвычайно важно, поддержание нравственных стандартов.

В азиатской Японии религиозные объединения проходят регистрацию в местных органах власти, затем – в Министерстве образования, культуры, спорта, науки и технологий, которое обязано контролировать соблюдение религиозными организациями их первоочередных целей, а также ведет статистический учет их деятельности, следит за совершаемыми ими обрядами. МОН уполномочен проводить проверку документации любого характера и обладает мандатом на получении копий документов, связанных с финансовой деятельностью. Религиозные объединения обязаны по первому требованию МОН предоставить списки своих членов.

Наше общество сегодня должно изучить все накопленные за годы развития достижения таких стран, учесть опыт взаимодействия государства и религиозных объединений, достигнутые ими на основе договоренностей, таких как Конкордат и, в целях усовершенствования нашего законодательства, применить на своей практике.

Никто не вправе нарушить права человека и гражданина в нашей стране. Казахстан, как и многие государства мира, соблюдает требования Конвенции по правам человека. И каждый гражданин нашего общества имеет все то, что предписано ему согласно Конституции страны.

Республика Казахстан изначально придерживается наипростейшего и наисправедливейшего принципа: «Каждый молится своему богу, и никто никому не мешает».

Однако, если граждане объединяются в организацию согласно своим религиозным воззрениям – они создают уже сообщество – так называемое юридическое лицо, которое начинает вступать во взаимодействие с государством и представляет интересы уже не одного человека, а организации или юридического лица. Это та ступень, когда на эти взаимоотношения распространяются правила жизни и деятельности юридического лица. И, взаимодействуя с юридическми лицами такого характера, государство вправе рассматривать оные с точки зрения государственной или национальной безопасности.

Государство совсем не обязано равно сотрудничать со всеми религиозными группами, за которыми оно признало право на существование и которым дало законную регистрацию. Оно может избрать для постоянного сотрудничества те религиозные объединения, которые представляют многочисленные группы населения и которые внесли и вносят положительный вклад в развитие общества, его духовности, культуры. В то же время государство должно быть в курсе тех действий религиозных объединений, которые могут расшатать общественно-политическую стабильность, нарушить законные права и свободу граждан.

Основой мусульманской религии в Казахстане является традиционный ислам ханафистского мазхаба. Именно ханафистский мазхаб способствовал сохранению этнокультурных особенностей народа, учитывал обычаи и традиции местного населения. И сегодня Казахстану следует изучить возможность признания официальными религиями нашего государства ислам ханафистского мазхаба и православие и развивать отношения на основе Конкордата.

Мы считаем, что государство не имеет права самоустраняться от религиозных проблем. Мы должны оставить будущим поколениям стабильную и процветающую страну. Но сегодня мы все становимся свидетелями того, как меняется мировоззрение большинства нашей молодежи. И, как ни прискорбно, наша молодежь частенько попадает в сети именно тех, кто преследует далеко не патриотические цели. Особо настораживает тот факт, что нетрадиционные новые религиозные организации в первую очередь стремятся привлечь в свои ряды именно молодежь, от сознания, выбора и действий которой зависит будущее нашей Родины.

Выполняя задачи по достижению нашей основной цели – вступление Казахстана в число развитых государств мира, мы обязаны уже сегодня, сей же час и сиеминутно готовить к этой цели именно подрастающее поколение казахстанцев – молодежь, тех, кто будет жить в будущем Казахстане. Молодежь должна соответствовать здоровым амбициям нашей страны – она должна быть толерантной этнически и религиозно, современной, предприимчивой, шагать в ногу со временем, не быть отсталой.

Сегодняшняя молодежь – завтрашний костяк нашего общества не должна быть скована и овеяна идеями и мыслями отсталой части мирового сообщества, проповедующей чуждые нам традиции, например, элементы традиционной культуры арабов, показывая их как эталоны мусульманской обрядовой одежды.

Одежда должна соответствовать статусу молодежи – должна быть красивой, удобной, современной, должна отвечать веяниям времени и достижениям прогресса. И поэтому никак недопустимо чремерное увлечение некоторых наших сограждан элементами арабской одежды в повседневной жизни. Ведь арабская одежда, которая зачастую встречается сегодня на наших улицах, представляет собою средневековую национальную одежду арабских женщин. Это элементы национальной одежды, но никак не признаки исламской культуры. Нельзя забывать, что в арабских странах – другой менталитет, другая культура, в том числе и религиозная.

Да, казахи относятся к народам мусульманского вероиповедения и, являясь носителями исламской религиозной духовности мы продолжаем быть казахами – со своей материальной и духовной культурой, со своими традициями декоративно-приладного искусства, со своими обычаями и обрядами, среди которых немаловажную роль играет и национальная одежда. Казахская одежда, но никак не арабская. В погоне за исламскими.....нельзя менять культуру своих предков, не нужно метаться между казахской культурой и культурой арабов.

Призывая молодых женщин, девушек надеть на себя хиджаб, следует помнить, что никогда казахская женщина в хиджабе не ходила! Как она могла в спартанских кочевых условиях жизни ходить в таком?! Она надевала шаровары, она ездила верхом, ловко управлялась с конем. Женщина занималась бытом, детьми, разделяя с мужчиной все тяготы кочевой жизни.

В казахском обществе женщина – это мать, хранительница домашнего очага. Это почитаемая и уважаемая личность, которая никогда не была в униженном, забитом положении. Мы, мужчины-казахи, являемся представителями разных племен, жузов, родов, а «золотой арматурой», цементирующей единство казахского этноса, выступает как раз женщина.

Нам надо следовать пути собственных предков, которые никогда не превращали одежду в религиозный символ и повод для раскола духовного единства нации. Этого не должно быть и общество не должно позволять проникновению таких чуждых нам догм.

Да, мы едины с арабами, персами, узбеками и другими народами в исламе, но как этнос мы, казахи, имеем свой богатый мир культуры, сохранить который наш священный долг перед потомками.

 

 

 

Информационная служба ZAKON.KZ

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 22
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.229 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>