(г.Астана, 7 апреля 2011 г.) Противодействие коррупции является одним из основных направлении деятельности прокуратуры. |
В борьбе с нею приоритетное внимание уделяется пресечению имущественного ущерба экономическим интересам государства.
В этой связи, Генеральной прокуратурой проведен анализ применения метода удорожания стоимости строительных объектов, как элемента коррупции при использовании бюджетных средств.
Установлено, что за 2009 год по 35 проектам, финансируемым из республиканского бюджета, произошло удорожание почти на 20 млрд. тенге. Аналогичная ситуация имела место и в 2010 году.
Изучение причин удорожания показывает на наличие системных проблем.
Одной из основных из них является некачественная разработка проектно-сметной документации.
К примеру, проект онкологического диспансера в г.Астане, из-за некачественной разработки ПСД и упущений в процессе государственной экспертизы, дважды подвергался корректировке. В результате его сметная стоимость увеличилась с 2, 8 млрд. тенге до 7, 4 млрд. тенге. Это почти в 2,5 раза больше.
Имеют место факты ненадлежащей подготовки заданий на проектирование.
Так, в Алматинской области по поручению заказчика было перенесено место строительства лыжного и биатлонного стадиона. Изложенное повлекло изменение инженерно-геологических условий, соответственно, включение в смету дополнительных затрат. В результате сметная стоимость с 9,5 млрд. тенге возросла до 17,8 млрд. тенге.
Установлены факты, когда ряд договоров вообще остались без исполнения.
Так, в Алакольском районе Алматинской области по причине неисполнения ТОО «СтройТэК» своих обязательств по строительству детсада, заказчиком завершение этого объекта было передано другому подрядчику.
Данное обстоятельство повлекло удорожание проекта более чем на 100 млн. тенге, которые в виде убытков должны были быть взысканы с ТОО «СтройТэк».
Однако, районным акиматом не только не взысканы убытки, но и допущено перечисление денежных средств без актов выполненных работ.
По данному факту возбуждено уголовное дело.
К удорожанию объектов также привели факты необоснованного продления сроков строительства.
К примеру, в связи затягиванием подрядчиком срока строительства перинатального центра в г.Алматы, его ПСД с 2008 года пересчитывалась трижды. После последнего пересчета стоимость объекта увеличилась на 1,6 млрд. тенге.
Также три раза продлевался срок реконструкции стадиона «Восток» в г.Усть-Каменогорске. За три года сумма договора со 188 млн. тенге увеличилась до 427 млн. тенге.
Аналогичные факты имеют место и в других регионах республики.
Анализ сметной стоимости возводимых объектов показал на отсутствие надлежащего регулирования ценообразования строительных материалов и оборудования.
К примеру, стоимость строительства идентичных 26 школ на 1200 мест варьируется от 1, 2 млрд. тенге до 2,8 млрд. тенге, с разницей в 2,5 раза.
Это, несмотря на то, что месячный расчетный показатель, накладные расходы являются едиными, а используемые стройматериалы однородными.
Генеральной прокуратурой по выявленным нарушениям законности внесено представление в адрес Премьер Министра страны.
По результатам рассмотрения данного представления освобождены от занимаемых должностей 7 директоров и заместителей директоров филиалов РГП «Госэкспертиза», Аким Шуского района и начальник отдела строительства этого же района.
В Южно-Казахстанской области освобождены от занимаемых должностей 6 работников, курирующих сферу строительства.
Всего по республике за допущенные нарушения законности привлечены к ответственности свыше 50 должностных лиц.
Кроме того, за несвоевременное выполнение строительных работ приняты меры по взысканию с подрядчиков в доход государства свыше 1 млрд. 100 млн. тенге.
В целях усиления требований к качеству строительства инициированы соответствующие изменения в законодательные акты.
Согласно внесенным поправкам, в зависимости от степени риска, предусмотрена более частая периодичность проведения проверок в сфере архитектуры и строительства.
Это работа и впредь будет оставаться под контролем.
Генеральной прокуратурой приняты меры по пресечению незаконных проверок субъектов частного предпринимательства.
Так, рассмотрением обращений предпринимателей установлены факты проведения проверок их деятельности по анонимным заявлениям, поступающим на блоги руководителей государственных органов.
Следует отметить, что эти обращения не соответствовали требованиям законодательства об электронном документе и электронной цифровой подписи. По ним невозможно было установить авторство, ввиду отсутствия электронной подписи и почтового адреса.
Согласно требованиям закона о частном предпринимательстве такие обращения отнесены к категории анонимных обращений и не могут служить основанием для назначения внеплановой проверки.
Однако для отдельных государственных органов указанные требования закона не стали препятствием в проведении ими проверок субъектов частного бизнеса.
К примеру, Инспекцией финансового контроля Карагандинской области по поручению вышестоящего Комитета была проведена проверка в деятельности АО «Шахтинская ТЭЦ».
При этом, основанием для данного поручения послужило анонимное обращение, поступившее на блог Министра финансов. Обращение не содержало обратного почтового адреса. Более того, оно не было заверено электронной цифровой подписью.
Аналогичные нарушения выявлены и в Костанайской области, когда по анонимному обращению, поступившему на блог акима области, Управлением по чрезвычайным ситуациям незаконно назначена проверка ТОО «Фирма Сабрина-Тунгиык».
Генеральной прокуратурой по этим фактам внесены представления об устранении нарушения законности, в том числе в адрес Министерства финансов.
Кроме того, направлено соответствующее письмо в адрес Правительства страны для принятия организационных мер, направленных на обеспечение реальной защиты предпринимателей от неправомерного вмешательства в их деятельность.
По результатам его рассмотрения все контролирующие органы ориентированы на недопустимость проверок деятельности предпринимателей по анонимным обращениям, не соответствующим законодательству об электронном документе и электронной цифровой подписи.
Продолжая работу в сфере защиты прав предпринимателей, Генеральной прокуратурой приняты меры по устранению излишних административных барьеров для развития бизнеса.
В частности, принесен протест на Приказ Агентства по управлению земельными ресурсами об утверждении «Инструкции о разработке проектов рекультивации нарушенных земель».
Согласно данному Приказу предприниматель должен был разрабатывать проект рекультивации земли до получения прав на земельный участок, который, по сути, ему еще не принадлежал.
Между тем, в соответствии с Земельным Кодексом обязанность проводить мероприятия по рекультивации возложена на собственников земельных участков и землепользователей.
Аналогичные требования отражены и в Экологическом Кодексе.
Более того, законодательством в достаточной степени определена система контроля над своевременным проведением предпринимателями рекультивации после получения ими земельного участка.
Возложение таких требований на лиц, только претендующих на получение земельного участка, существенно ущемляет их права.
В частности, предприниматель для получения земли должен был представлять не предусмотренные Земельным Кодексом документы, изготовление которых сопряжено со значительными финансовыми затратами (стоимость разработки проекта рекультивации земель превышает 1,7 млн. тенге).
Внесенный протест на указанный Приказ удовлетворён Агентством по управлению земельными ресурсами.
В настоящее время изменения по приведению вышеназванного нормативного акта в соответствие законодательству находятся на регистрации в Минюсте.
Прокуратура и далее будет активно пресекать любые факты нарушения прав предпринимателей.
Пресс-служба Генеральной прокуратуры Республики Казахстан
Сайт Генеральной прокуратуры РК
Время загрузки страницы 0.220 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |