Агентство РК по статистике свидетельствует: цены на продовольственные товары в январе нынешнего года выросли на 12,2% по сравнению с январем 2010-го. Крупы подорожали на 55,2%, фрукты и овощи – на 28,2%, масла и жиры – на 20,6%, сахар – на 12,6%, кофе, чай и какао – на 11,4%, молочные продукты – на 8,8%, кондитерские изделия – на 8,3%, булочные и мучные – на 7,6%, яйца – на 5,9%. Прирост цен на мясо и мясопродукты составил 15%. Поэтому неудивительно, что сегодня тема роста цен – одна из главных в казахстанском обществе. Об этом говорят дома, в производственных коллективах, в акиматах, Правительстве и Парламенте страны. Неоднократно и Глава государства давал поручения отрегулировать цены в масштабах государства и не допускать социальной напряженности. Но превентивные меры, принимаемые в регионах и в Правительстве, дают кратковременный эффект и проблему не решают. При этом в качестве «сбоев» называют рост цен на продукты питания во всем мире из-за неурожая минувшего года, негибкую политику Нацбанка РК, высокие ставки казахстанских кредитов, отсутствие конкретного органа, наделенного соответствующими полномочиями, который бы мог вести жесткую ценовую политику. А также влияние более высоких российских цен на казахстанские и другие факторы. |
Все это имеет право на жизнь. Но думается, что, обозначая все названные причины роста цен, надо делать оговорки. В частности, в минувшем году в Павлодарской области даже при неурожае собрали картофеля в пять раз больше, чем необходимо для потребления всеми ее жителями. Немалую часть картофеля сельчане реализовали в другие регионы Казахстана, а солидный запас под контролем акимата области оставили в имевшихся и построенных овощехранилищах для продажи в павлодарском Прииртышье. Тем не менее при таком картофельном изобилии цена на него в январе достигла 150 тенге (!) за килограмм. И здесь ссылки на то, что были морозы, и поэтому картофель не подвозили в торговую сеть, не состоятельны. В предыдущие годы стужа была еще крепче, но цена картофеля, да и других овощей, не взлетала на такую запредельную высоту.
Еще пример. В Павлодаре в январе также разбирали ситуацию с несколькими крупными торговыми фирмами, которые взвинтили цены на крупы, мотивируя их неурожаем. Когда начали выяснять, то обнаружили, что у этих товариществ в достатке не только круп, в частности гречки «неурожайного» года, но и предыдущего, 2009-го. Естественно, та, «старая», более дешевая гречка, тоже отправлялась в торговую сеть по завышенной цене.
Более того, недавно павлодарское ТВ показало сюжет из пригородного села Кенжеколь, где продавец местного монопольного магазина установила цену гречки в 400 тенге за килограмм. И люди вынуждены были покупать, так как ехать за крупой в Павлодар обойдется дороже. К слову, подобные факты сплошь и рядом в сельской местности, да и в магазинах на окраинах городов области.
Можно привести еще массу примеров, в том числе из других регионов Казахстана, но вывод будет общеизвестный: в конечную стоимость продуктов заложен «навар» многочисленных поставщиков, перекупщиков и тех, кто реализует товар. Плюс «откаты» чиновникам, которые контролируют производство продуктов питания с поля и до прилавка, а также прихоть тех, кто находится в этой цепочке. Дескать, сколько захочу, столько и «накручу». И никто мне ничего не сделает. И это, к сожалению, так.
Сколько было в павлодарской прессе шума по поводу сговора крупяных монополистов и привлечения их к ответственности. Но когда журналисты на брифинге в областном суде поинтересовались ходом разбирательства по данному вопросу, им ответили, что из-за недостаточной доказательной базы суд не принял дело к производству. Точно так же, шумом и эмоциями с экрана ТВ и страниц газет, заканчиваются неоднократные рейды депутатов и представителей отдела торговых отношений управления предпринимательства и промышленности. Постращают тех, кто завышает цены на продукты питания, и все возвращается на прежние круги.
Региональные меморандумы и даже единичные судебные преследования тех, кто бессовестно обирает сограждан, прикрываясь рыночной экономикой, – это полумеры. И они носят единичный и локальный характер. В то же время почему-то не работают Закон РК «О регулировании торговой деятельности», законодательство о сверхприбылях, что само собой разумеющееся во многих странах мира и стало там нормой, когда прибыль, превысившая установленные пределы, изымается в пользу государства. А виновник еще получает крупный штраф.
У нас же в таких случаях у посредников и торговцев одна отговорка: я, дескать, не причем, так как высокую цену изначально установил производитель или поставщик продукции. Но разве нельзя этих участников рыночных отношений поставить в ценовые рамки? И если у них высокая себестоимость продукции, то это их проблемы и они должны думать о ее снижении, а не перекладывать затраты на население.
В этом ценовом нигилизме есть и другая сторона. По уровню жизни Казахстан обогнал многие страны СНГ. При этом Президент и Правительство планомерно повышают людям зарплату, пенсии и пособия, заботясь об их благосостоянии. Но на деле получается так, что эта работа сводится на нет.
Окрыленные казахстанцы еще ожидают прибавку, а цены в торговле уже умчались вперед без каких-либо мотиваций в виде повышения стоимости электроэнергии или ГСМ. Так происходит постоянно. Вот и получается, что Правительство все время пытается догнать цены, вместо того, чтобы их законодательно четко, а может быть, и жестко, формировать.
Сергей ГОРБУНОВ,
Павлодар
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Время загрузки страницы 0.563 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |