Эксперт-теолог: У праздника Наурыз нет религиозных истоков. Праздник Весны и пробуждения есть не только у казахов, его отмечают все тюркоязычные нации и народности. |
На протяжении более 5 тысячелетий по восточному календарю 22-го марта отмечается наступление Нового года – праздник Наурыз. У торжества есть свои народные обычаи, традиции и ритуалы. «Наурыз праздновали еще до появления современных религий», - рассказал в интервью ИА Zakon.kz главный эксперт Агентства Республики Казахстан по делам религий, теолог Балгабек Мырзаев. - Балгабек Абдыкаимович, как представители традиционных религий относятся к празднованию нерелигиозного праздника Наурыз? - Праздник Наурыз у казахов символизирует начало новой жизни. Поскольку казахи вели кочевой образ жизни, и проживали на достаточно обширной территории, после того, как таял снег, спешили повидаться с родными и близкими. Поэтому этот праздник считался главным и основным праздником. Конечно, на сегодняшний день в нашем обществе есть граждане, считающие, что Наурыз - нерелигиозный праздник, и его не надо праздновать. Они просто не хотят признавать историю. Из научных трактатов великих людей, проживавших на территории Средней Азии и Казахстана, вполне понятно, что праздник Наурыз не имеет религиозных корней. Однако любая религия не запрещает праздновать национальные праздники, которые не противоречат основным канонам этой религии. Это признают и современные теологи–религиоведы. Поэтому отрицание праздника Наурыз не имеет под собой серьезных оснований. Ведь праздник Весны и пробуждения есть не только у казахов, его отмечают все тюркоязычные нации и народности. По словам эксперта, у жителей многих мусульманских стран тоже есть свои обычаи и обряды, корнями уходящие в доисламский период. - Взять, к примеру, Иран. Они - тоже мусульманская страна, в эпоху зороастризма они поклонялись огню. У них сохранился обряд, когда они разжигают костры и прыгают через них. Но этот обряд они не позиционируют как религиозный – это обычай. Так и тюркоязычные народы раньше поклонялись единому небесному божеству. Наурыз празднуется с целью сохранения национальных обычаев и обрядов. Поэтому для Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Турции, народов Балканского полуострова день весеннего равноденствия ассоциируется с традиционным праздником. У каждого тюркоязычного народа есть свои традиции проведения Наурыза. Главная идея праздника – встреча весны после тяжелой зимовки. Это - праздник единства. - Балгабек Абдыкаимович, есть какие-либо данные об истории возникновения праздника Наурыз? - По некоторым данным, этот праздник появился в эпоху Нух пайгамбара . Чтобы спастись от потопа, он соорудил свой ковчег и собрал туда каждой твари по паре. Когда ковчег был спасен от потопа, чтобы поднять настроение людям, он устроил этот праздник. В исторических источниках есть упоминание о празднике, подобном Наурызу, и в христианстве, и в буддизме. Этот праздник однозначно появился намного раньше, чем все традиционные религии. - Сегодня многие представители нетрадиционных течений ислама не признают праздник Наурыз. Почему? - Приверженцы радикальных течений ислама не признают Наурыз по двум причинам. Первое - потому что в арабском мире нет такого праздника. Возможно, в обычаях и обрядах арабов не принято отмечать начало весны, но это не означает, что мы должны идти наперекор своим национальным обычаям. Это надо понимать. А некоторые наши граждане считают, что их обычаи и обряды – правильные, наши – ошибочные. Это означает, что они не до конца понимают различие религии и национальных традиций. Потому что никогда ни одна религия не запрещала национальных традиций в угоду религиозным трактатам. Поэтому мы не имеем права говорить, что мы не будем праздновать Наурыз, потому что такого праздника нет в Саудовской Аравии и Египте. Еще один аспект – это безграмотность. Многие молодые люди в свое время не знали истории возникновения традиций, обычаев и обрядов казахского народа, одномоментно они попали в религиозные течения и остановились в развитии в плане светского образования. Вот этот факт и сыграл немаловажную роль в формировании мировоззрения наших братьев и сестер. - В западных регионах страны празднуют Амал мерекесі. Какова история этого праздника? - Наше летоисчисление изменилось. Поэтому праздник Амал отмечают на неделю раньше Наурыза. Это праздник празднуют накануне дня весеннего равноденствия. Люди ездят в гости к родственникам и поздравляют друг друга. Это своеобразная подготовка к главному празднику. Амал мерекесі издревле отмечался и в других частях Казахстана, но сохранился только в западных регионах. 65 лет Наурыз мейрамы не праздновался в союзных республиках СССР, праздник вернулся к нам в 1988 году. Видимо, после этой эпохи забвения традиция Амала и не сохранилась. А вообще, праздник Амал и Көрісу – это исконно казахская традиция. У казахов праздник Наурыз называют еще Ұлыстың ұлы куны – Великий день народа. В этот день прекращались войны, а аксакалы использовали праздник для примирения враждующих родов. Я тоже хотел бы поздравить читателей ИА Zakon.kz с великим праздником. Наурыз құтты болсын, ақ мол болсын, пәле-жала жерге еңсін! - Спасибо за интересное интервью! Айнур Коскина, Астана
Источник: ИА «Zakon.kz»
Время загрузки страницы 0.370 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |