Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Эксперт-теолог: У праздника Наурыз нет религиозных истоков



Эксперт-теолог: У праздника Наурыз нет религиозных истоков

Эксперт-теолог: У праздника Наурыз нет религиозных истоковЭксперт-теолог: У праздника Наурыз нет религиозных истоков.  Праздник Весны и пробуждения есть не только у казахов, его отмечают все тюркоязычные нации и народности. 


На протяжении более 5 тысячелетий по восточному календарю 22-го марта  отмечается наступление Нового года – праздник Наурыз. У торжества есть свои народные обычаи, традиции и ритуалы. «Наурыз праздновали еще до появления современных религий», - рассказал в интервью ИА Zakon.kz  главный эксперт Агентства Республики Казахстан по делам религий, теолог Балгабек Мырзаев. - Балгабек Абдыкаимович, как представители традиционных религий относятся к празднованию нерелигиозного праздника Наурыз? - Праздник Наурыз у казахов символизирует начало новой жизни. Поскольку казахи вели кочевой образ жизни, и проживали на достаточно обширной территории, после того, как таял снег, спешили повидаться с родными и близкими. Поэтому этот праздник считался главным и основным праздником.  Конечно, на сегодняшний день в нашем обществе есть граждане, считающие, что Наурыз - нерелигиозный праздник, и его не надо праздновать. Они просто не хотят признавать историю. Из научных трактатов  великих людей, проживавших на территории Средней Азии и Казахстана, вполне понятно, что праздник Наурыз не имеет религиозных корней. Однако любая религия не запрещает праздновать национальные праздники, которые не противоречат основным канонам этой религии. Это признают и современные теологи–религиоведы. Поэтому отрицание праздника Наурыз не имеет под собой серьезных оснований. Ведь праздник Весны и пробуждения есть не только у казахов, его отмечают все тюркоязычные нации и народности.  По словам эксперта, у жителей многих мусульманских стран тоже есть свои обычаи и обряды, корнями уходящие в доисламский период.   -  Взять, к примеру, Иран. Они - тоже мусульманская страна, в эпоху зороастризма они поклонялись огню. У них сохранился обряд, когда они разжигают костры и прыгают через них. Но этот обряд они не позиционируют как религиозный – это обычай.  Так и тюркоязычные народы раньше поклонялись единому небесному божеству. Наурыз празднуется с целью сохранения национальных обычаев и обрядов. Поэтому  для  Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Турции, народов Балканского полуострова  день весеннего равноденствия ассоциируется с традиционным праздником. У каждого тюркоязычного народа есть свои традиции проведения Наурыза. Главная идея праздника – встреча весны после тяжелой зимовки.  Это - праздник единства.  - Балгабек Абдыкаимович, есть какие-либо данные об истории возникновения праздника Наурыз? - По некоторым данным, этот праздник появился в эпоху Нух пайгамбара . Чтобы спастись от потопа, он соорудил свой ковчег и собрал туда каждой твари по паре. Когда ковчег был спасен от потопа, чтобы поднять настроение людям, он устроил этот праздник. В исторических источниках есть упоминание о празднике, подобном Наурызу, и в христианстве, и в буддизме. Этот праздник однозначно появился намного раньше, чем все традиционные религии.  - Сегодня многие представители нетрадиционных течений ислама не признают праздник Наурыз. Почему? - Приверженцы радикальных течений ислама не признают Наурыз по двум причинам. Первое - потому что в арабском мире нет такого праздника. Возможно, в обычаях и обрядах арабов не принято отмечать начало весны, но это не означает, что мы должны идти наперекор своим национальным обычаям. Это надо понимать. А некоторые наши  граждане считают, что их обычаи и обряды – правильные,  наши – ошибочные. Это означает, что они не до конца понимают различие религии и национальных традиций. Потому что никогда ни одна религия не запрещала национальных традиций в угоду религиозным трактатам. Поэтому мы не имеем права говорить, что мы не будем праздновать Наурыз, потому что такого праздника нет в Саудовской Аравии и Египте. Еще один аспект – это безграмотность. Многие молодые люди в свое время не знали истории возникновения традиций, обычаев и обрядов казахского народа, одномоментно они попали в религиозные течения и остановились в развитии в плане светского образования. Вот этот факт и сыграл немаловажную роль в формировании мировоззрения наших братьев и сестер.  - В западных регионах страны празднуют Амал мерекесі. Какова история этого праздника? - Наше летоисчисление изменилось. Поэтому праздник Амал отмечают на неделю раньше Наурыза. Это праздник празднуют накануне дня весеннего равноденствия.  Люди ездят в гости к родственникам и поздравляют друг друга. Это своеобразная подготовка к главному празднику.  Амал мерекесі издревле отмечался и в других частях Казахстана, но сохранился только в западных регионах. 65 лет Наурыз мейрамы не праздновался в союзных республиках СССР, праздник вернулся к нам в 1988 году. Видимо, после этой эпохи забвения традиция Амала и не сохранилась. А вообще, праздник Амал и Көрісу – это исконно казахская традиция.  У казахов праздник Наурыз называют еще Ұлыстың ұлы куны  – Великий день народа. В этот  день прекращались войны, а аксакалы использовали праздник для примирения враждующих родов. Я тоже хотел бы поздравить читателей ИА Zakon.kz с великим праздником. Наурыз құтты болсын, ақ мол болсын, пәле-жала жерге еңсін! - Спасибо за интересное интервью!    Айнур Коскина, Астана          



Источник: ИА «Zakon.kz»


Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 14
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.499 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>