Россия «съест» казахстанских предпринимателей, говорили вначале, но, похоже, у нее нет аппетита Демпингом цен на российские товары и, как следствие, снижением конкурентоспособности казахстанских товаров грозили некоторые эксперты на заре создания Таможенного союза. |
Пугали также тем, что российские поставщики комплектующих объявят бойкот казахстанским производителям и те в результате не смогут собрать диван или кухонный гарнитур, или промышленный холодильник и так далее. На поверку же спустя год после образования Таможенного союза ни демпинга, ни бойкота казахстанцам почувствовать не пришлось. Больше того, наблюдается реакция прямо противоположная. Цены внутри страны растут, причем почти на все, а товарооборот между Россией и Казахстаном увеличивается. В чем подвох? Неправы эксперты или еще все впереди?
Больше года исполнилось с того дня, когда Таможенный союз (ТС) наконец заработал. Однако это долгожданное и во всех смыслах полезное экономическое начинание в казахстанском обществе на первых порах вызвало массу противоречий. В частности, многие опасались, что к нам хлынет поток дешевых товаров от северного соседа, что, в свою очередь, ударит по казахстанскому бизнесу. Лишь обыватели не унывали. Для них цена имеет значение. И каково же было «разочарование», когда после года ожидания случилось наоборот.
«Дешевые товары из России» – этот постулат, пожалуй, мог привлечь только человека, никогда там не бывавшего. А кто бывал, знает, что если что-то там и дешево, то прежде всего это касается сельскохозяйственной продукции – сырья. Все остальное под понятие «дешево» никак не подходит. К примеру, в одном из райцентров Саратовской области хлеб стоит на наши деньги 60 тенге, причем пекарня рядом, пшеница растет сразу за огородами пригородных поселков. Все рядом. Но дорого. У нас не многие города могут «похвастать» хлебом за 60 тенге.
Другой пример для нашего очерка о России родом из Красноярска, где животноводство пусть и не процветает, но и не увядает. Мясо на городском рынке можно приобрести по-нашему за 1000 тенге. Но и колбаса самая дешевая стоит столько же. Фура с копченой колбасой из Костаная по 1200 тенге на этом рынке разошлась за сутки. И оптовики здесь ни при чем, давали максимум три батона в руки.
И таких примеров можно привести огромное множество. Взять тот же бензин. Мы все жалуемся: мол, дорого. Но ведь в России он давно уже меньше 100 тенге за литр не стоит. У нас пока средняя цена – 95. И на том спасибо. Хотя недавно Мининдустрии заявило, что наши оптовые цены на ГСМ наконец-то уравнялись с российскими. Именно этим, надо полагать, и объясняется его 6-процентное удорожание на казахстанских АЗС в январе этого года.
Одним словом, если наши страны выравниваются, то этот процесс идет по всем фронтам. И если объективно у них дороже, то и у нас будет та же ситуация. Хочется верить, что уже есть. Такой инфляции, как в декабре 2010 – январе 2011 года мы еще не видели. В обоих месяцах, по данным Госстатагентства, отмечался рост цен на 1,7 процента. А по продуктовой корзине на все 3 процента, причем бабушки с кошелками на местных рынках наверняка могут поспорить с этой цифрой. И правда, скорее всего, будет на их стороне.
Так каких же подвохов ждать от России? В чем будут заключаться «торговые войны», о которых так много говорилось на заре создания Таможенного союза? Вариантов реализации такого сценария имеется масса, особенно если учитывать богатый российский опыт. Могут, к примеру, насытить казахстанский рынок определенным видом продукции по демпинговым ценам, чего как раз и ждало большинство обывателей. В итоге через некоторое время местное производство, не выдержав конкуренции, придет к банкротству. А потом можно диктовать любые условия. Другое дело, что в этой теории не учтено, что такой узкий рынок сбыта, как Казахстан с его 15,5 млн населения, в принципе не может привлечь внимания россиян. Им бы свои территории отвоевать.
Еще один вариант – ограничение ввоза расходных материалов из России на территорию Казахстана как ценовыми, так и псевдодефицитными методами. В этом случае производства задохнутся сами по себе. Но тогда россиянам грозят большие убытки. И таких вариантов можно навскидку предложить сколько угодно. Причем актуальны они в любой сфере хозяйственной деятельности.
Одним словом, затоварить отечественные рынки и уничтожить казахстанское производство – проще простого. Главное, чтобы был соответствующий интерес. Пока такого интереса россияне не проявляли. Но и гарантий в этом плане никто никому давать не будет. Тем более что в данном случае основными фигурантами торговых войн будут частники. И то же российское правительство на эти процессы повлиять вряд ли сможет, поскольку это нормальный рыночных механизм, от которого никто не застрахован.
Таким образом, опасения казахстанских предпринимателей относительно перспектив отечественного бизнеса далеко не беспочвенны, а Россия потенциально может нести реальную угрозу казахстанской экономике. Только вот нужно ли ей это – большой вопрос.
Безусловно, россияне имеют 60 процентов голосов в Таможенном союзе. Ее партнерам будет очень трудно возражать ей, даже если и Казахстан и Беларусь будут отстаивать одну и ту же позицию. Простой пример: с этого года Минсельхоз РФ сократил квоты на ввоз мяса. Причем ранее от казахстанского мяса они отказались вовсе, от рыбы, кстати, тоже.
По сей день эти вопросы не решены. Между тем на севере Казахстана строится больше десятка животноводческих комплексов, продукция которых прежде всего ориентируется на Россию. Их начинали строить в прошлом и позапрошлом годах, когда о намерениях России по отказу от казахстанского мяса еще не было и речи. Через года три они выдадут первую продукцию. Но если, как в случае с куриным мясом, их запрет на импорт даст соответствующие результаты, то есть им удастся поднять отрасль на промышленный уровень, то наши усилия пойдут прахом. Дело в том, что сокращение квот как раз и выполняет задачи по стимулированию собственного производства в РФ. То есть на этом рынке, надо полагать, война уже идет полным ходом.
Наши страны долго к этому шли. Однако в последний момент произошло все как-то уж слишком быстро. Три страны старого союза все-таки объединились в союз новый. О качестве решений пока говорить рановато. В старой пословице говорится: «Поспешишь – людей насмешишь». А спешка в данном случае налицо. И очень хочется рассчитывать, что смеяться потом не придется.
Алексей ХРАМКОВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.347 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |