чистокровную казахстанскую лошадь искали с ФБР
Нешуточные страсти разгорелись вокруг чистокровной казахстанской кобылы по кличке Неон Лайт. После серии побед на международных скачках эта звездная «дама» должна была стать фавориткой европейского скакового сезона 2010 года. Но против воли ее хозяев вдруг оказалась… в конюшнях американской миллиардерши. |
Старт удался
Предыстория этой почти детективной истории такова. Усть-Каменогорская производственно-коммерческая фирма «Титан» с 1998 года занялась разведением племенных скаковых лошадей. За счет ее средств был построен конноспортивный комплекс, включая ипподром.
Во время рабочего визита Президента Казахстана в Восточно-Казахстанскую область тогдашний аким региона рассказал Главе государства об этом интересном начинании бизнесмена Николая Кузьмина, и Нурсултан Назарбаев, заинтересовавшись, побывал на строящемся комплексе. А в 2002 году снова посетил теперь уже готовую конноспортивную базу.
– Тогда-то и вышел у нас разговор, который подхлестнул меня, несмотря на все трудности, добиться поставленной цели, – признается Николай Кузьмин. – Нурсултан Абишевич как бы вслух размышлял: «Ну все хорошо, лошадей мы выращиваем, но какой смысл в этом, если за пределами своей республики участвовать в скачках не можем?» Я тогда осторожно сказал: «Мы постараемся в течение пяти – семи лет выйти на международный уровень». Нурсултан Абишевич с сомнением покачал головой. На том диалог и завершился.
Восприняв его как руководство к действию, мы поехали в Англию и стали на аукционе покупать чистопородных кобыл. Но чтобы обеспечить необходимое для них содержание (у самих-то опыта было пока маловато), шесть лет назад открыли в Германии отделение своей фирмы – конюшню «Титан».
– Там вели селекционный отбор лошадей для отправки в Казахстан. Руководит этим отделением мой сын Павел. Он занимается также разведением, тренингом, организацией участия наших питомцев в скачках и отправкой их сюда, в Усть-Каменогорск, – рассказывает мой собеседник.
Первые результаты этой работы не замедлили сказаться: лошади, которые в официальных бумагах уже значились казахстанскими, участвуя в различных конноспортивных соревнованиях Европы, добились высоких результатов. Это по достоинству оценил спорткомитет Восточно-Казахстанской области и с 2008 года заключил с фирмой «Титан» договор о поддержке выведения чистокровных скаковых лошадей, выступающих за Казахстан на спортивных дорожках Европы.
Одну из них, очень перспективную, по кличке Неон Лайт тренировал Андреус Велер. Только за один месяц – октябрь 2009 года – она выиграла сразу две престижные скачки в Германии, попав тем самым в поле пристального внимания специалистов и богатых ценителей скаковых лошадей. Пресса Германии удивленно писала о том, что спортивный Казахстан проявил себя в новом качестве.
Неон Лайт должна была стать одной из фавориток сезона 2010 года среди трехлетних кобыл не только Германии, но и Европы. Для повышения рейтинга было запланировано ее участие в крупных скачках Германии и Франции. Но…
«На чужой каравай»…
– Скаковой сезон для нее начался с большим опозданием, – рассказывает Н. Кузьмин. – Менеджер Манфред Хофер объяснил это недостаточной подготовленностью лошади. Я испытывал полное доверие к нему, как и к тренеру Андреусу Велеру. Поэтому такое объяснение не насторожило. А могло бы, будь я более подозрительным: ведь именно Хофер после победы Неон Лайт на скачках стал настойчиво советовать продать ее. После первой победы в Дюссельдорфе ему за нее предлагали 60 тысяч евро, а после второй – в Баден-Бадене, где она стала обладательницей титула «Зимняя королева», – уже 350 тысяч...
Мы такие предложения даже не рассматривали, поскольку наша фирма имела договорные обязательства перед спорткомитетом ВКО по доставке этой лошади в Казахстан.
И вдруг в мае прошлого года, после первых же скачек, я получил неожиданное сообщение менеджера Манфреда Хофера о том, что тренер лошади обнаружил у нее проблемы со здоровьем, из-за чего тренировки были остановлены. Тогда я поручил сыну Павлу, руководителю германского отделения, провести полное ветеринарное обследование Неон Лайт и доставить ее в Казахстан.
Но Хофер стал усиленно убеждать, что лошадь нужно перевезти в Соединенные Штаты, там пролечить, и она вернется к скачкам. При этом делался упор на том, что в июле в США она также сможет участвовать в скачках, вернется оттуда с хорошей скаковой карьерой, и тогда ее можно будет поставить в конематки. А за ее жеребчика запросить не менее 100 тысяч евро...
– Такая настойчивость показалась мне, наконец, подозрительной, и я, оставив все дела, срочно вылетел в Германию, – заметно волнуясь, повествует о «завязке» этой детективной истории Николай Кузьмин.
Приезда хозяина лошади никто не ожидал, более того, вместо якобы необходимого ей лечения на 16 июня было заявлено участие Неон Лайт в скачках в Дюссельдорфе. Менеджер дал такое объяснение: мол, в течение месяца тренер успел пролечить лошадь. Кстати, и на этих соревнованиях она себя хорошо показала.
Интуитивно чувствуя какой-то подвох, Кузьмин попросил все-таки провести обследование кобылы, а результаты анализов передать ему. Кроме того, выразил обеспокоенность предложением временно вывезти лошадь в Штаты для участия в скачках: там же некому заниматься тренингом Неон Лайт.
Но Хофер успокоил: в США у него есть и менеджер, и тренер. Тогда Кузьмин согласился на временный вывоз животного для участия в скачках, но оговорил обязательный возврат лошади в октябре 2010 года. Причем в разговоре менеджер снова напомнил, что после этих скачек Неон Лайт можно будет выгодно продать.
– Я в присутствии сына еще раз ответил категорическим отказом и объяснил: «Эта лошадь принадлежит не только нашей фамилии, но и нашей стране, так как она первая, выведенная в Казахстане, добилась таких результатов в Европе», – вспоминает Николай.
28 июня Неон Лайт без предварительной подготовки заняла седьмое место на скачках в США. Но к оговоренному заранее сроку менеджер ни в Германию, ни в Казахстан ее не вернул.
Наше посольство в стороне не осталось
Директор ПКФ «Титан» рассказывает:
– На наши звонки американские менеджер и тренер не отвечали, Манфред Хофер же опять попытался нас уговорить продать лошадь, но мы наотрез отказались. И тогда он признался, что уже продал ее! Мы: «Как так?! Как ты мог продать нашу лошадь без нас?» Но он заявил: «Берите деньги и до свидания!» Всего 200 тысяч евро, минус 50 тысяч за содержание. Где Неон Лайт находится, не сообщил.
Мы с сыном Павлом сказали Хоферу: «Имейте в виду, этого так не оставим, лошадь принадлежит не только нам, но и государству, которое выделяло деньги на племенную работу, поэтому дело может из частного выйти на международный уровень!» Он только отмахнулся: «Я продал, забирайте деньги».
Сын написал заявление вначале в Германии, там возбудили уголовное дело по факту хищения личного имущества. Но нам сказали: «Дело будет иметь перспективу, если вы сами лошадь найдете. Если б она была в Европе, мы могли бы посодействовать, а так…» Пришлось собственное расследование проводить.
Узнали, что лошадь купила владелица конюшни из Нью-Йорка, выяснили адрес, где находится наша Неон Лайт. А что дальше? В Усть-Каменогорске обратились за помощью к акиму Бердыбеку Сапарбаеву, он помог выйти на посла Казахстана в США.
В Вашингтоне Ерлан Идрисов, спасибо ему, нас принял, помог написать ходатайство в ФБР. И познакомил с господином Брайаном Хаузером, таким же коневодом, как и мы. Узнав о сути истории, коллега нас огорчил: «Безнадежное дело, ребята. Новая владелица лошади уж больно богатая дама, и муж у нее влиятельный политик». По компьютеру нашли адрес и приехали к ней.
Кобылу нам, правда, показали, сказали: «Буквально за два дня до вашего приезда сделали ей паспорт на нового хозяина». Хофер предупредил, что мы едем…
Начали вести переговоры с адвокатами этой госпожи, они связались с хозяйкой и говорят, мол, если заплатите сверху 100 тысяч долларов, готовы вам ее продать. Нас, естественно, такой вариант не устроил. Поскольку в Германии нам сказали, что судебное дело будет иметь перспективу, если мы найдем лошадь, это и сделали. А еще запаслись документами, что разрешения на продажу не давали.
Параллельно вышли на клуб в Нью-Йорке, сообщили, что лошадь похищена, и обратились в американский суд. Адвокат Ричард Гетте собрал мнение пяти американских экспертов, ведущих коневодов. Они сказали: кобылу, пока идут суды, надо вывезти на нейтральную территорию.
В ФБР мы сдали все документы, но там не стали торопиться с расследованием, узнав, видимо, о том, что в деле замешана влиятельная особа…
Тогда посол Казахстана Ерлан Идрисов вышел с ходатайством в прокуратуру Нью-Йорка, руководство центрального аппарата ФБР. Прокуратура взяла это дело на рассмотрение. Судья вынесла решение о запрете участия Неон Лайт на скачках до выяснения всех обстоятельств.
Когда новая хозяйка нашей лошади поняла, что дело принимает нежелательную для имиджа их семьи огласку, ее адвокаты вышли на нас – давайте помиримся, найдем устраивающее всех решение…
А его, на наш взгляд, теперь должен принять суд. Чтобы все было законно. И господин Хофер обязан ответить за свои неблаговидные действия, возместить наши убытки.
Пока суд да дело…
Неожиданные кочки и ухабы на пути нового дела – разведения в Казахстане племенных скаковых лошадей – не остудили пыл бизнесмена. Он договаривается с французами об открытии в нашей стране филиала их института генетики. Но это осуществимо лишь в том случае, если наши казахстанские лошади хорошо себя покажут на скачках в нескольких странах мира.
Судя по успеху Неон Лайт и рожденных на усть-каменогорской конеферме жеребят, проданных с аукциона во Франции и уже успешно показавших себя в международных скачках, филиалу французского института в Казахстане быть.
Виктория ШЕВЧЕНКО
Восточно-Казахстанская область
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Время загрузки страницы 0.215 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |