Десятки клиентов не могут вернуть свои деньги В филиале крупного туристического агентства «Шелковый путь Казахстан» карагандинцам два месяца продавали фальшивые авиабилеты. По сведениям nv.kz, сейчас возбуждено сразу два уголовных дела против одной из сотрудниц агентства. Клиенты не могут вернуть свои деньги. |
Галина Шведова обратилась в «Шелковый путь» еще 4 июля, купила билет до Пекина и обратно за 106 тысяч тенге. Дочь Галины должна была лететь в Китай 28 августа. Однако теперь путешествие срывается.
Бумажка
- Я обратилась в фирму «Шелковый путь», потому что знаю, что это большая организация, в Караганде у них седьмой филиал по Казахстану, – рассказывает Галина. – Мне выдали электронный билет со всеми реквизитами фирмы, с номером билета, с номером брони. На нем была указана стоимость. Но к билету я не взяла чек. Менеджер компании просто не выдала мне его. А я, считая, что электронный билет является подтверждением оплаты, не попросила. Вот и все. Через месяц, 12 августа я случайно от знакомых узнала, что этой фирмой были проданы недействительные билеты. Их нет в базе данных «Эир Астаны». Выяснилось, что наш билет – это тоже просто фальшивая бумажка. На ней указан номер, под которым зарегистрирован совсем другой пассажир. Но на фирме отказали вернуть деньги. Сослались на то, что у меня нет чека.
Сейчас Галина не может доказать, что отдала деньги авиакассиру. Айгуль Нурлыбекову, которая оформила фальшивый билет, из «Шелкового пути» уже уволили. С ней Галина встретилась в полиции, куда пришли еще шестеро обманутых клиентов и представитель фирмы.
- Айгуль подтвердила, что взяла с меня 106 тысяч тенге и провела через кассу данной фирмы. В свою очередь фирма перекладывала вину на Айгуль, утверждая, что это она присвоила деньги.
Мошенничество и растрата
Nv.kz связался с уволенной Айгуль. Однако она ничего пояснять не стала. Сказала только: «Не звоните сюда, мне и так плохо».
Серик Султанов, руководитель компании «Шелковый Путь Казахстан», напротив, от комментариев не отказался.
- В конце мая мы приняли на работу сотрудницу на должность авиакассира, – рассказал он. – До нас она работала в другой карагандинской компании. При предоставлении резюме, никаких проблем не возникло: хороший послужной список, положительные отзывы от прежнего руководства. Мы считали, что приняли на работу хорошего сотрудника – с большим стажем. Однако вскоре мы начали замечать небольшую недостачу между фискальными чеками, которые были выбиты, и деньгами, которые она сдавала в кассу. На вопросы она отвечала, что ее попросили хорошие знакомые подождать, что деньги привезут сегодня вечером или завтра. И эта разница у нас то сокращалась, то увеличивалась. А потом, уже в июле, обратился первый клиент с фальшивкой. Его билет не был выписан в системе.
- Что это значит?
- Если человек приходил в наш офис и просил авиабилет на завтра, эта сотрудница выбивала билет как положено, и давала на руки фискальный чек. Если же человек просил билет на август или сентябрь, она давала им фальшивку. Она набирала билет в вордовском формате. При этом фискального чека не давала. Это самое настоящее мошенничество! Мы сразу уволили ее и подали заявление в полицию. Сейчас на нее заведено уголовное дело по двум статьям: мошенничество и растрата. Сумма ущерба достаточно большая. Не хотел бы ее называть. Пока идет следствие, не могу разглашать информацию.
- Сколько карагандинцев купили фальшивки?
- Пострадавших не так много. Речь идет о десятках человек, это не сотни и не тысячи. Полиция разбирается по каждому случаю.
- Есть клиенты, которые узнавали о мошенничестве, когда приехали в аэропорт на регистрацию?
- Да, было такое. Некоторые из-за границы звонили, говорили, что настоящий авиабилет только в одну сторону, а на обратный рейс – поддельный. Им сообщали об этом в самый последний момент в аэропорту. Люди покупали билеты за свой счет, а потом требовали деньги в нашем офисе. И мы выплачивали.
Как проверить подлинность билета
- Не понятно, на что Айгуль надеялась? Она ведь не убежала с деньгами, и не скрывается сейчас.
- Я не знаю. Мы сами не можем понять, куда ушли деньги. Выходит огромная сумма. Ведь она помимо нас выписывала еще и в других местах авиабилеты. Представляете? У нее есть знакомые, такие же авиакассиры, в других агентствах. Она им звонила и говорила: слушай, мол, подружка, у нас в «Шелковом пути» система не работает, выпиши, пожалуйста, авиабилет, скинь мне по электронной почте, деньги завезу. Теперь к нам приходят из других компаний, спрашивают: это ваша сотрудница? Просто ужас! И потом, мы выяснили, что еще до того, как устроится к нам, она занималась тем же самым. Причем получается, что старое руководство скрыло этот факт. Видимо, там были проблемы. Она пообещала на своей прежней работе, что устроится на новое место и закроет свой долг.
- Вы впервые с таким сталкиваетесь?
- С такой огромной суммой – да, в первый раз. Но в туристическом бизнесе имеет место, что авиакассиры не доносят деньги в кассу, кладут в свой карман. Это бывает. Но чтобы в таком крупной размере – впервые.
- Как обезопаситься клиентам?
- Каждый в первую очередь должен требовать фискальный чек, как написано в законе. Больше никак. Мошенники могут присутствовать везде и даже в госорганах.
- Может ли человек, купив билет в агентстве, проверить дома по интернету, вписано ли его имя в систему?
- Если билет был выписан в системе, то можно проверить по шестизначному номеру брони. Но для этого человек должен обратиться или в наше агентство, или в любое другое. Только там устанавливается доступ к системе.
Кто вернет деньги?
Сейчас «Шелковый путь» возвращает деньги только тем клиентам, которые приносят фискальный чек. Остальным пока отказывают.
- Нам, конечно, очень неудобно перед нашими клиентами, – сказал Серик Султанов. – Но если фискального чека нет, мы просим клиентов дождаться завершения следствия. После этого уже будем решать финансовую часть вопроса. Потому что мы не можем просто на основании устного заявления возместить расходы. Мы ни от кого не отворачиваемся, не говорим, что это их проблемы. Однако мы сами тут первые потерпевшие. И сейчас всех клиентов просим также написать заявления и приобщить к общему делу.
Однако не все клиенты готовы ждать, когда полиция закончит расследовать уголовное дело. Так, Галина Шведова собирается подавать на туристического агентство в суд. Она обратилась за помощью в общество защиты прав потребителей «Гарант». Председатель общества Жаслан Айтмаганбетов считает, что процесс можно выиграть и без фискального чека.
- В законе о защите прав потребителей есть статья. В которой написано, что при невыдаче фискального чека потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания, – объяснил он. – Как я понял, была опрошена кассирша. Она подтвердила, что брала деньги. И утверждала, что сдала их в кассу. Сейчас, чтобы взыскать деньги, надо подавать не сколько на девушку, на которую возбудили уголовное дело, а непосредственно на фирму. Потому что фирма несет полную материальную ответственность. Не важно, что их обманула сотрудница, это их проблемы. Кссирша сидела на своем рабочем месте и реализовывала, скажем так, товар от имени фирмы. Следовательно именно фирма должна возмещать ущерб. А потом, если они захотят, пусть в регрессном порядке уже с нее взыскивают.
Сайт газеты «Новый вестник»
Время загрузки страницы 0.295 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |