Сегодня нет никаких фундаментальных предпосылок для разовой девальвации тенге. Наиболее вероятным сценарием на этот год аналитики считают постепенное ослабление курса, сопровождающееся умеренным ростом процентных ставок, передает Кazpravda.kz. Такой комментарий в ответ на участившие слухи об очередной девальвации тенге сделали Сабит Хакимжанов и Мадина Курмангалиева, экономисты авторитетного инвестиционного банка АО «HalykFinance». Несмотря на растущее давление на обменный курс со стороны торгового баланса, аналитики Halyk Finance считают, что состояние бюджета и финансовой системы, жесткая фискальная и денежно-кредитная политика, а также сравнительно высокие цены на нефть обеспечивают режиму обменного курса достаточный запас прочности. Аналитики не сомневаются, что в сегодняшнем состоянии экономики Нацбанк в состоянии отразить любую спекулятивную атаку на тенге. Ситуация может измениться, в частности, с ценой на нефть, но пока этого не произошло, беспокоится не стоит. |
Экономисты Halyk Finance считают, что слухи о девальвации тенге могли быть связаны с ухудшением платежного баланса в 2012 году. В 2012 году дефицит платежного баланса составил 2,7 млрд. долларов. Обычно такая интерпретация правильна, так как непосредственной причиной любой девальвации является кризис платежного баланса, когда у центрального банка заканчиваются золотовалютные резервы для поддержания курса. Но аналитики Halyk Finance утверждают, что все не так плохо, как кажется. Дело в том, что в платежном балансе не учитываются покупки товарного золота на внутреннем рынке, а НБ РК в 2012 году купил около 33 тонн золота на 1,8 млрд. долларов. Такие операции снижают экспорт и ухудшают платежный баланс, но ухудшение это чисто оптическое, так как золото в таких сделках принято считать товаром. В международный финансовый актив, который всегда можно обменять на доллары, золото превращается уже на балансе НБ РК. Поэтому нужно смотреть не на платежный баланс, а на изменение ЗВР, которые в 2012 снизились на 1 млрд. долларов. В 2013 году НБ РК, как прогнозируется, купит еще 25–30 тонн золота.
Что касается факторов, влияющих на платежный баланс, то основным является цена на нефть. За последние два года она практически не изменилась. Ухудшение торгового баланса связано с ростом импорта, который опережал рост экспорта.
– Мы считаем, что сокращение госрасходов будет сдерживать, и уже начало сдерживать ухудшение платежного баланса, – комментируя ситуацию, продолжил в блиц-интервью «Казахстанской правде» Сабит Хакимжанов. – Рост расходов бюджета замедлился с 21–23% в 2010–11 году до 13% в 2012 году. И по плану бюджета замедлится до 5% в 2013–2014 годы. Кроме того, меры по повышению бюджетных доходов снизят отток валюты. С середины апреля была повышена экспортная таможенная пошлина на сырую нефть с 40 до 60 долларов за тонну. Это принесет в казну дополнительные 0,8 млрд. долларов в 2013 году и 1,2 млрд. долларов в 2014 году, а также поддержит обменный курс.
Аналитики HF также приводят аргументы в пользу того, что курс тенге в настоящее время остается намного более устойчивым, чем осенью 2008 года. Во-первых, Нацбанк неуклонно и настойчиво демонстрирует готовность к сжатию денежной базы и повышению ставок на денежном рынке. Такая готовность является необходимым условием убедительности любой политики по защите курса. Усиление мандата НБ РК и его нацеленность на сдерживание инфляции как раз и делает политику сильного тенге более убедительным.
Во-вторых, сегодня после реструктуризации и продажи некоторых банков, после того как БВУ сформировали значительные провизии банковская система стала более устойчивой, способной выдерживать высокие ставки на денежном рынке достаточно длительное время, подчеркивают эксперты. В 2008 году убедительность режима страдала во многом из-за слабости банков. В-третьих, уже упомянутая жесткая фискальная политика.
Совместно все эти факторы, а также репутация НБ РК, поддержанная историей интервенций на валютном рынке за последние три года, обеспечивают убедительность режиму обменного курса в глазах рынка. Об этом свидетельствуют ставки по оффшорным форвардам. Они хоть и подросли с начала года до 2,0–2,5%, но остаются сравнительно низкими.
В то же время, при значительном падении цены на нефть и ослаблении рубля, девальвации будет трудно избежать. Но ее характер будет отличаться от девальваций 1998–99 годов или 2008–09 годов.
– Политика обменного курса постепенно будет становиться более гибкой, более похожей на политику Центрального банка России, – считает Сабит Хакимжанов. – Это связано как с изменившимися ожиданиями рынка, так и с ужесточением фискальной политики, с улучшением состояния банковской системы и с усилением антиинфляционного мандата. Поэтому если произойдет значительное падение цены на нефть, то девальвация наступит намного быстрее, чем в 2008 году, но будет меньшей по масштабам и частично обратимой.
Если же цена на нефть марки Брент останется в пределах 95–105 долларов, как мы и предполагаем в нашем базовом сценарии, никакой разовой девальвации не будет, считают в аналитическом подразделении HF.
– В этом случае мы ожидаем медленного и предсказуемого ухудшения внешних счетов, – поясняет Сабит Хакимжанов. – Оно будет сопровождаться давлением на курс и постепенным ослаблением тенге, в среднем на 2–4% в год, а ставки на рынке ликвидности будут повышаться.
Алла ДЕМЕНТЬЕВА
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Время загрузки страницы 0.301 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |