В следующем месяце казахстанцы, возможно, узнают имя 17-миллионного гражданина. Как отметил глава Агентства по статистике Казахстана Алихан Смаилов, наша республика в июне перешагнула демографический рубеж в 17 млн. человек, а к 2020 году нас будет 18,7 млн. Таким образом, удалось сохранить позитивную динамику в демографической сфере, но вместе с тем, по оценке экономистов, она еще далека от идеала. Население Казахстана достигло 17 млн человек. Об этом на днях сообщил председатель Агентства по статистике Казахстана Алихан Смаилов. Правда, его заявление не носило утвердительного характера. Речь шла пока о предварительных прогнозах и основывалась на текущих тенденциях в демографической сфере республики. По словам Смаилова, ежемесячно население Казахстана растет на 19–20 тыс. человек. И если 1 мая в республике проживало 16,9 млн человек, то «на 1 июня это число будет, соответственно, 17 миллионов 10 тысяч». |
«Но в связи с тем, что мы данные получаем на региональном уровне от органов загса, системы Министерства юстиции, информация у нас идет на месяц позже, поэтому в следующий раз, 11 июля, на брифинге мы озвучим информацию по состоянию на 1 июня. Тогда уже, безусловно, численность будет больше 17 миллионов, она уже сегодня больше», – отметил он.
Возможно, тогда мы и узнаем имя 17-миллионного гражданина независимого Казахстана. В целом отметим, что событие было ожидаемым среди специалистов. Вначале Казахстану удалось восстановить численность населения, проживавшего в республике в 1989 году, когда была проведена последняя всеобщая перепись населения в СССР. После чего численность людей последовательно стала опережать «социалистические показатели». И, наконец, преодолело 17-миллионный рубеж.
Нельзя не отметить, что сегодня нас, как минимум, было бы 18 млн. Подобный грубый подсчет связан с бурными политическими событиями, которые пришлись на начало 90-х годов ХХ века. Развал СССР подстегнул отток населения из нашей страны. «Чемоданные настроения» бывших соотечественников были связаны с политической неопределенностью и трудной экономической ситуацией. Кроме того, не стоит упускать ухудшение социальных показателей, вызванных развалом СССР, что приводило к снижению рождаемости и росту смертности среди населения.
Впрочем, наша республика в ХХ веке пережила более серьезные испытания: репрессии, голод. По данным демографов, если бы не этот трагичный период в истории, то сегодня население Казахстана в разы превышало бы нынешнюю численность.
Но жизнь не стоит на месте, в первом десятилетии в Казахстане наблюдался рост экономики, что не преминуло отразиться на социальном самочувствии. В стране выросли показатели естественного прироста. Как говорят специалисты, мы столкнулись с «бэби-бумом». К слову, он сохранился и на настоящий момент, несмотря на внешний фон – глобальный кризис. Иными словами, население не ощущает острой напряженности в социальной сфере. С другой стороны, в республике падают показатели смертности. Такие тенденции в демографической сфере позволяют продвигаться к новой цели. Как сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в начале 2011 года: «Численность населения (к 2020 году. – Ред.) приблизится к 18 миллионам человек».
«Мы считаем, что примерно 200-тысячным темпом ежегодно население будет расти, и к началу 2020 года, по нашему прогнозу, численность населения страны составит 18,7 миллиона человек», – уточнил стратегические цели на брифинге Алихан Смаилов.
Таким образом, 18-миллионный рубеж Казахстан преодолеет раньше 2020 года. К слову, это далеко не первая приятная неожиданность, с которой мы сталкиваемся в сфере демографии.
Казахстан, если учитывать большую территорию, относится к группе стран с малой и средней численностью населения. Поэтому демографический рост у нас только приветствуется. Самые большие ожидания с ним связывают экономисты. Из-за низкой численности населения у нас нет большого внутреннего рынка, устойчиво развиваться экономика может только за счет экспорта. Но, как показал глобальный кризис, такая модель роста далеко не совершенна и несет в себе риски.
С другой стороны, демографический рост позволит решить проблему нехватки экономически активного населения. По этой причине Казахстан ощущает потребность в свободных руках и нуждается в гастарбайтерах из соседних республик. Правда, достичь состояния «нирваны» в экономике нам удастся не раньше, чем через 15–20 лет, когда нынешнее поколение «бэби-бума» закончит школы и выйдет на рынок труда. И, возможно, оно сможет компенсировать процесс старения населения.
«Говоря о сегодняшнем дне, демографический рост не способен обеспечить текущие потребности, – говорит директор Центра макро-экономических исследований Олжас Худайбергенов, – но в то же время эти потребности будут обеспечены в будущем. Существующие потребности закрываются за счет имеющегося населения либо за счет миграции».
Впрочем, нынешние темпы демографического прироста хоть и внушают оптимизм, но, по оценке экономиста, они не являются идеальными для нас.
«Такой стране, как Казахстан, с ее огромной территорией этого мало. К слову, за прошлый год темпы прироста населения составили 1,4 процента. Повторюсь, что это очень мало. В идеале этот показатель должен вырасти с нынешних 2,5–3 процентов в год до 4 процентов», – считает Худайбергенов.
Поэтому нам нужно не только сохранить настроение «бэби-бума», но и усилить его. Правда, у Казахстана есть пока потенциал для роста. И речь идет не об экономике, а о культурных установках, присутствующих в обществе. Увеличение рождаемости, как правило, наблюдается среди сельского населения, где полноценная семья – это не только «папа, мама и ребенок», а еще детский сад в доме. Такую структуру молодые люди унаследовали от родителей, которую они по наитию воспроизводят.
Однако ценностные установки могут столкнуться с суровой экономической реальностью. Поскольку проблема упирается в вопрос: как многодетной семье сохранить социальный статус и не скатиться до уровня бедности? Проблему можно частично решить за счет дополнительного финансирования в социальную инфраструктуру: школы, детские сады, больницы и клиники.
«Все планы по обеспечению объектами социальной инфраструктуры они предусматривают этот (демографический. – Ред.) прирост. Более того, здесь необходимо подчеркнуть, что эти объекты в последнее время растут, намного опережая темпы роста населения Казахстана», – говорит Худайбергенов.
Не менее интересен другой аспект проблемы. В Казахстане принята масса правительственных программ. Они не только нацелены на поддержание благоприятного климата в обществе, но и учитывают имеющуюся численность населения страны. В связи с этим возникает вопрос: не стоит ли ожидать их пересмотра в обозримой перспективе?
«Это возможно при условии, когда динамика прироста будет усиливаться. То есть она будет не полтора процента, а хотя бы 3. А так каких-либо конкретных изменений в государственных программах определенно не будет», – уверенно отвечает на вопрос экономист.
Кроме того, рост численности населения не повлечет за собой демографического давления. С этим явлением чаще сталкиваются наши соседи, где увеличение числа граждан влечет за собой рост безработицы, обострение социальных противоречий в обществе.
«В условиях Казахстана прирост населения не имеет никаких отрицательных последствий, пока страна не достигнет численности 100–150 миллионов человек. Только после этого могут появляться отдельные вопросы экологии, перенаселения, урбанизации», – говорит Олжас Худайбергенов.
Таким образом, можно сказать: то, что для других проблема, для нас хорошо. Хотя отметим, что демографический рост населения несет в себе как преимущества, так и опасности. И многое зависит от умения управлять своими рисками, снижать угрозы и использовать положительные стороны этого процесса. А самое главное – контролировать его и не пускать на самотек.
Андрей Верменичев, Марат Мамаев, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 1.600 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |