На открытии II сессии Парламента V созыва Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев заявил, что Казахстан продолжит политику экономии бюджетных средств. Глава государства подчеркнул, что в условиях осложнения глобальной экономической ситуации подход к формированию бюджета может быть только один: это экономичность и эффективность бюджетных расходов, и поручил сократить расходы, которые не обеспечивают экономический рост и занятость населения. В беседе с корреспондентом депутат Мажилиса, член фракции НДП «Нур Отан» Т.И.Яковлева говорит о том, каким должно быть бюджетное планирование, и как должна оцениваться эффективность бюджетных затрат, с точки зрения парламентариев. |
- Татьяна Ивановна, от чего, на Ваш взгляд, зависит эффективность расходов государственного бюджета?
- В целом, эффективность бюджетных затрат определяется качеством государственного управления финансами. Именно необходимость повышения качества управления бюджетными средствами обусловила переход на результативное бюджетирование, которое предполагает ориентацию бюджетных расходов на результат и, следовательно, их распределение в зависимости от достижения поставленных целей. Повышение эффективности бюджетных расходов является одним из основных направлений государственной бюджетной политики, поэтому необходимо, чтобы бюджетная политика исполнительной власти была предсказуемой и ответственной. То есть, прежде чем тратить бюджетные средства, нужно понять, на что их тратить, и какой результат от этого будет получен. Если мы хотим потратить из бюджета столько-то миллионов тенге на здравоохранение, то мы должны четко знать, какому количеству жителей страны будет оказана медицинская помощь, и как это отразится на средней продолжительности жизни. Если мы не можем измерить результат бюджетных расходов, то мы не можем и управлять бюджетным процессом. Когда нет четких критериев оценки эффективности использования бюджетных средств, существенно усложняется процесс планирования, снижается ответственность администраторов бюджетных программ за достижение результата, возникают стимулы к постоянному «раздуванию» расходов.
- Какие проблемы необходимо решить, чтобы повысить эффективность расходов государственного бюджета?
- В первую очередь, необходимо провести инвентаризацию государственной собственности. С этого года государственные органы переходят на международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора, что предполагает переход от кассового метода на метод начисления, а для этого в первую очередь необходим строгий учет активов. Думаю, эффекта от такого перехода не будет, если не будет налажен первичный учет.
Кроме того, назрела необходимость разработки и принятия минимальных социальных стандартов. Об этом говорил и Президент в своем Послании народу Казахстана: «Мы должны установить для наших граждан минимальные социальные стандарты и гарантии, которые должны прямо зависеть от роста экономики и бюджета». Правительству было поручено разработать соответствующий закон. Глава государства также подчеркнул, что соблюдение этих стандартов должно определять объемы бюджетного финансирования всей социальной сферы. И этот вопрос неоднократно поднимался депутатами при рассмотрении республиканского бюджета.
- Нужны ли изменения в законодательстве для повышения эффективности бюджетных расходов?
- Да, поправки нужно вносить и в бюджетное законодательство, и в законодательство о государственных закупках - в части применения норм на обязательства, заключаемые с подведомственными организациями. Глава государства, выступая на телемосте, посвященном Дню индустриализации, отметил, что министерства и акиматы «окружили» себя подведомственными организациями и закупают все у них, при этом дороже, чем на свободном рынке. Действительно, нормы Закона «О государственных закупках» позволяют осуществлять закупки как у своих подведомственных предприятий, так и у акционерных обществ, без применения норм указанного Закона. Это становится возможным, так как расходы на содержание подведомственных бюджетных организаций планируются, как правило, не исходя из объемов, качества, стоимости оказываемых ими услуг, а исходя из необходимости содержания существующих мощностей. Планирование осуществляется, по большей части, методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. Зачем что-то изобретать, если услуги в любом случае будут приобретены органом государственного управления, минуя Закон «О государственных закупках»? В результате, исчезает стимул к оптимизации расходов.
Поэтому необходимо регулярно проводить оценку эффективности расходов и обеспечить учет ее результатов при планировании бюджетных расходов. Базовым инструментом при планировании оптимального объема и структуры бюджетных расходов является анализ «затраты-выгоды». Мы должны анализировать по принципу: «сколько вложили средств и что получили в итоге», и с учетом полученных данных планировать государственный бюджет, или вносить коррективы в уже принятый. Поскольку у нас сегодня, в основном, «программное» планирование, необходимо проводить регулярную оценку эффективности реализации долгосрочных Программ, вносить коррективы, и устанавливать ответственность должностных лиц в случае неэффективной реализации Программ.
- Что Вы можете сказать по поводу контрольно-надзорной деятельности государственных органов за эффективным расходованием бюджетных средств?
- Принципиально важным здесь является повышение ответственности самих ревизоров. Согласно Бюджетному кодексу, деятельность государственных органов по государственному финансовому контролю относится к бюджетному процессу, однако в Классификаторе нарушений ответственность работников органов государственного финансового контроля не предусмотрена. В настоящее время ревизор сам определяет, что отражать в Актах контроля и несет ответственность только за изложенные в Акте факты выявленных нарушений. Мы считаем, что ревизор должен нести ответственность за умышленное сокрытие обнаруженных в ходе ревизии нарушений и злоупотреблений, за их занижение, превышение своих полномочий, а также за необъективность освещения результатов ревизии, неправильность и необоснованность выводов по результатам ревизии и неполное установление материального ущерба. Если после проведения ревизии, по которым не установлены нарушения, выявляются факты неэффективного использования бюджетных средств, хищений и других нарушений, то вместе с руководителем объекта контроля должны привлекаться к ответственности и ревизоры, проводившие проверку и не отразившие данные факты в своих Актах. Считаю, что с усилением персональной ответственности ревизоров повысится качество проверок, потому что будет исключена возможность воздействия на результаты ревизии - как со стороны руководства органов государственного финансового контроля, так и со стороны проверяемого объекта.
В заключение напомню, что Президент в своем Послании «Стратегия «Казахстан-2050» указывает: даже самые современные объекты становятся бременем для бюджета, если требуют расходов на поддержание, но не приносят доходов и не решают проблем граждан страны. Поэтому государственный бюджет должен стимулировать развитие, в первую очередь, тех отраслей экономики, которые обеспечат улучшение структуры экономики, поднимут конкурентоспособность национальной экономики и одновременно повысят жизненный уровень населения.
- Спасибо за беседу.
Мейрамбек Байгарин
Национальное информационное агентство «КазИнформ» Время загрузки страницы 0.578 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |