Среди известных гостей прошедшего на прошлой неделе Астанинского экономического форума был генеральный секретарь Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) д-р Супачай Панитчпакди. На сегодня, благодаря огромному опыту, он является одним из наиболее авторитетных международных деятелей, выступающих за формирование более справедливой и сбалансированной международной торгово-экономической и финансовой архитектуры в интересах развития передает со ссылкой на информацию Супачай Панитчпакди В свое время вы возглавляли Всемирную торговую организацию (ВТО), а наша страна, можно сказать, на пороге вступления в ВТО. Какие положительные перемены в этом плане могут ожидать Казахстан? И не повлияет ли негативно вступление в ВТО на наш производственный сектор, о чем предостерегают некоторые казахстанские экономисты? |
– В целом ошибочно рассматривать присоединение к Всемирной торговой организации только с точки зрения переговорного процесса. Такой однобокий подход как раз может показать, что ВТО никаких преимуществ не несет.
Данная организация прежде всего стоит на страже интересов многосторонней мировой торговой системы. Поэтому, во-первых, членство республики в ВТО для международной общественности будет означать, что Казахстан – это страна, готовая стать неотъемлемой частью международной, не дискриминационной торговой системы. Соответственно, бизнес-партнеры Казахстана в мире, а также потенциальные инвесторы будут рассматривать вашу республику как страну со зрелой экономикой, готовую играть по общим правилам.
Второе преимущество – это возможность полноправно участвовать в разработке правил международной торговли. Как мы знаем, время не стоит на месте, и некоторые из них постоянно требуют обновления. Это касается, скажем, новых технических стандартов, требований в сфере торговли услугами или экологическими товарами. При этом все страны, входящие в ВТО, могут полноценно участвовать в выработке новых правил. А вот государствам, находящимся вне формата организации, все равно приходится соответствовать международным стандартам. Вот и следующий плюс: Казахстан, уже будучи членом ВТО, получит возможность вносить свой вклад в регулирование мировой торговли.
Третья сторона: Казахстан также получит право участвовать в обзорах торговой политики своих партнеров и таким образом отстаивать свои интересы. Эти обзоры осуществляются в отношении стран – членов ВТО на регулярной основе, в них прописываются комментарии касательно торговых мер и торговой политики того или иного государства, которые могут быть неприемлемы по разным причинам.
Отсюда и четвертое преимущество организации – механизм разрешения споров. Это своего рода справедливый торговый суд, придерживающийся не политики наказаний, а миссии дипломатического урегулирования торговых споров. Со своими претензиями сюда может обратиться любой участник ВТО, вне зависимости о того, маленькая это страна или крупное сильное государство. И Казахстан с выходом на уровень ведущих торговых держав получит это право, тем самым застрахует себя от различного рода непредвиденных ситуаций.
– По итогам 2012 года по притоку прямых иностранных инвестиций Казахстан занял в мировом рейтинге 38-е место. А годом ранее в группе стран с переходной экономикой, куда входят члены СНГ, наблюдался наиболее быстрый рост притока ПИИ – на 24%, до 92 миллиардов долларов. Можно ли предполагать, что такая тенденция сохранится?
– Несомненно, торговля и инвестиции взаимосвязаны. Инвестиции в производственный сектор позволяют укрепить экономический потенциал страны, соответственно, зафиксировать возможность ее участия в международной торговле. И возвращаясь к теме ВТО, хочется отметить, что после присоединения к организации Казахстан станет более привлекательным для иностранных инвесторов. Но не само членство в ВТО приносит инвестиции, а продуманная правительственная политика. В качестве примера: в Казахстане ставится цель развития инфраструктуры в нефтехимической промышленности. И это правильная линия привлечения инвестиций.
Другая сфера, которая имеет серьезный потенциал в вашей республике, – сельское хозяйство, в частности пищевая промышленность. Вы вполне можете стать своего рода «хлебной корзиной» для соседей – стран Центральной Азии. Для этого необходимо создать всю необходимую инфраструктуру и развивать ее.
– У нас в стране не прекращается дискуссия по поводу нефтедолларов, которые аккумулируются в Национальном валютном фонде. Сейчас эти средства в основном вложены в зарубежные ценные бумаги и фондовые рынки на Западе. Но некоторые экономисты считают, что эти деньги должны работать в Казахстане. Какого мнения придерживаетесь вы?
– Практика создания таких резервных фондов в странах, богатых энергоресурсами, скажем, в странах Ближнего Востока, не редкость. Но речь идет о том, что аккумулированные нефтедоллары должны использоваться на цели, которые мы уже обсуждали до этого, например на диверсификацию национальной экономики.
Вторая сфера применения этих ресурсов – инвестиции в человеческий капитал. Это долгосрочные вложения средств в образование, науку, исследования и так далее. В качестве примера реализации такой стратегии можно было бы привести фонд Qatar Foundation. Бесспорно, отдача от вложений усиливается, когда люди в стране высокообразованы и имеют возможности для развития бизнеса, продвижения инноваций и так далее.
Следующее направление – это реабилитация районов добычи минеральных ресурсов. Инвестиции в восстановление экологического баланса этих регионов необходимы. Помимо этого сюда входит и улучшение жилищных условий местного населения, создание рабочих мест, причем не только в добывающей сфере.
Кроме того, в мире существует удачная, на мой взгляд, практика создания суверенного фонда благосостояния в рамках резервного фонда. Функции этой структуры – инвестирование не в престижные и высокоприбыльные сферы (покупка акций известных компаний, банков, гостиниц и так далее). Этот фонд должен вкладывать средства в укрепление позиций казахстанских экспортеров в мировых производственно-бытовых цепочках, а если шире – в укрепление рыночной конкурентоспособности Казахстана.
Например, Сингапур, создав подобную структуру, инвестировал в создание крупного производственного комплекса недалеко от Шанхая, который впоследствии стал плацдармом для продвижения товаров на китайский рынок. А это послужило укреплению взаимной торговли между Сингапуром и КНР.
– А если вернуться от перспектив к настоящему. Сегодня едва ли найдется страна, которая бы не имела проблем в экономике. Недавно газета «Бангкок пост» опубликовала информацию, что министерство торговли Таиланда, которое вы когда-то курировали, сообщило о снижении экспортных поставок и дефиците бюджета. Казахстан сегодня испытывает примерно те же проблемы. На ваш взгляд, виден ли свет в конце тоннеля?
– Да, вы правы. Такие страны, как Казахстан и Таиланд, испытывают проблемы в силу открытости своих экономик и в силу общих мировых тенденций, которые сейчас не так позитивны. Когда-то, сделав свою экономику открытой, Таиланд получил преимущества, но теперь за это приходится платить. Сегодня моей родине, чтобы не остаться в ловушке средних доходов, нужны существенные инвестиции в производство, в технологии, в человеческий капитал. Что касается Казахстана, то, как уже говорилось, необходимо диверсифицировать экономику, искать новые направления для выхода на мировые рынки, то есть перестать ориентироваться на одного-двух традиционных партнеров. Одним из таких важных факторов является региональная интеграция, которая уже помогает странам Юго-Восточной Азии. Казахстану нужно участвовать в интеграционных процессах как в рамках Евразийского экономического сообщества, так и в рамках других объединений Центральной Азии.
– Астанинский экономический форум уже не один год является важной диалоговой площадкой по обсуждению актуальных вопросов мировой экономики. Расскажите о своих впечатлениях об этом мероприятии.
– Мне пришлось повидать много различных форумов по всему миру, но Астанинский экономический форум – особый. Как правило, подобные мероприятия – это своеобразный клуб представителей частного сектора, которые собираются для обсуждения своих вопросов. АЭФ же является продолжением политической линии Президента Казахстана, и здесь в том числе рассматривается место вашей республики на глобальной арене. Например, инструмент G-Global позиционирует Казахстан как участника международных дискуссий по выработке глобальных решений.
В то же время в будущем хотелось бы увидеть больше сессий, посвященных не только глобальным проблемам, но и региональным. Ведь Центральная Азия – это весьма важный регион, с одной стороны, богатый ресурсами, с другой – потенциальными конфликтными ситуациями. И очень важна роль вашей страны в организации дискуссий на эти темы.
Беседовала Марьям ТУРЕЖАНОВА
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Время загрузки страницы 1.154 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |