Необходимо ввести институт парламентского расследования и усилить контрольные функции Парламента – об этом заявил лидер фракции ДПК «Ак жол» Азат Перуашев, выступая на конференции по вопросам развития современного парламентаризма в Сенате РК, передает информационная служба Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу партии. Как отметил руководитель демократической фракции, и законодательство большинства развитых стран мира наделяют свои парламенты контрольными функциями, когда деятельность органов исполнительной власти подотчетна и находится под повседневным вниманием парламента. |
- В этой связи одним из актуальных вопросов, который мог бы быть рассмотрен, является вопрос о введении в Казахстане института парламентского расследования -высшей формой парламентского контроля, - сказал Азат Перуашев.
Данный правовой институт как форма контроля парламента за деятельностью исполнительной ветви власти и других госорганов широко применяется в практике зарубежных стран. При этом в двухпалатном парламенте комиссии по расследованию создаются в обеих палатах.
- Так, в США расследование ведут комитеты и подкомитеты, а также специальные комиссии обеих палат Конгресса, - привел пример мажилисмен. - Они вправе истребовать необходимые документы и материалы, вызвать повесткой на проводимые слушания любое лицо, а также допросить его в качестве свидетеля. Как один из способов осуществления парламентского контроля парламентское расследование также регламентировано в законодательстве Российской Федерации, где в настоящее время действует специальный Закон «О парламентском расследовании».
- В Казахстане данный вопрос не урегулирован, - отметил лидер фракции ДПК. - Соответствующее дополнение в Конституционный закон «О Парламенте и статусе депутатов РК» возможно, исходя из пункта 4 статьи 49 Конституции Республики Казахстан, согласно которому организация и деятельность Парламента, правовое положение его депутатов определяется конституционным законом.
В случае принятия данной поправки, как считают депутаты «Ак жола», парламентскому расследованию могли бы подлежать факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РК прав и свобод человека и гражданина, а также незаконные действия исполнительных органов или их представителей, создающие угрозу для соблюдения законных прав и интересов граждан.
Международная практика свидетельствует, что парламентские комитеты и комиссии окончательного решения по итогам расследования не принимают. В отношении конкретных должностных лиц материалы комиссии могут быть направлены в суд.
- Таким образом, парламентское расследование не должно подменять судебные решения и процедуры органов следствия, - заключил глава «Ак жола» Азат Перуашев, - но его результаты призваны служить в целях обеспечения публичной прозрачности и непредвзятости рассмотрения общественно-значимых ситуаций.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.214 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |