В Казахстане на базе Ульбинского металлургического завода планируется создание Банка ядерного топлива – международного резерва низкообогащенного урана. Об этапах переговорного процесса, перспективах реализации этого проекта, его экономических и политических плюсах для страны рассказал министр иностранных дел республики Ерлан Идрисов. – Когда зародилась идея создания международных резервов ядерного топлива? Какова первостепенная цель проекта по созданию Банка ядерного топлива в Казахстане? Это поспособствует укреплению безопасности в мире? |
– Идея создания банков ядерного топлива возникла еще в прошлом веке – в связи с увеличением количества стран, которые вели собственные разработки в ядерной сфере. Были предприняты значительные усилия по разработке технологий производства ядерного топлива, которые были бы защищены от использования их в военных целях. Одним из вариантов обеспечения ядерным топливом атомной энергетики было предложение о создании международного резерва такого топлива.
В 2006 году американский фонд «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» (Nuclear Threat Initiative) выступил с предложением о создании Международного банка ядерного топлива под эгидой МАГАТЭ, целью которого являлось учреждение механизма, обеспечивающего гарантированные международные поставки ядерного топлива государствам, выполняющим свои обязательства по нераспространению. То есть страны, не обладающие и не стремящиеся обладать технологиями изготовления ядерного топлива, могли бы обеспечиваться им из банка. В ноябре 2010 года ряд государств-членов официально предложили создать Банк низкообогащенного урана МАГАТЭ. Концепция банка МАГАТЭ отличается от ранее предлагавшихся схем. Он не будет источником снабжения или «магазином топлива», а станет резервом на крайний случай, если вдруг какая-то страна – член МАГАТЭ не сможет получить топливо от традиционного поставщика по причинам политического характера.
27 мая 2011 года агентством был объявлен тендер на выбор страны, в которой мог бы разместиться банк. 29 июля 2011 года Казахстан направил заявку на размещение банка с приложением необходимой информации по двум площадкам на Ульбинском металлургическом заводе и в городе Курчатове. В марте 2012 года государства – члены агентства были проинформированы, что по итогам открытого конкурса Казахстан стал единственной страной – кандидатом на размещение банка на своей территории.В мае 2012 года прошел визит делегации МАГАТЭ в Усть-Каменогорск и Астану. С июля 2012 года по март 2013 года в общей сложности проведено семь раундов переговоров по обсуждению подготовленного агентством проекта соглашения между
МАГАТЭ и Казахстаном о создании Банка низкообогащенного урана в Казахстане. Переговорный процесс еще не завершен, и предполагается, что соглашение будет достигнуто к концу 2013 года. Создание гарантийного запаса низкообогащенного урана позволит странам, не имеющим и не стремящимся к созданию мощностей по обогащению урана, иметь гарантии от внезапных срывов поставок ядерного топлива. В свою очередь эти страны не будут озабочены поисками альтернативных источников поставок, в том числе через черный рынок урановой продукции, и не будут поставлены перед необходимостью создавать собственный полный цикл уранового производства. Таким образом создание банка не только сбалансирует мировой рынок ядерного топлива, но и укрепит международную безопасность и позволит избежать ничем не ограниченного распространения чувствительных ядерных технологий.
Создание дополнительных резервов низкообогащенного урана под эгидой МАГАТЭ окажет содействие всем государствам в получении гарантированного доступа к ядерному топливу. Оно ни в коей мере не затрагивает законного и неотъемлемого права каждого государства – члена Договора о нераспространении ядерного оружия на развитие мирной ядерной деятельности при условии всецелого соблюдения ими положений договора и требований МАГАТЭ. Государства, желающие самостоятельно обогащать уран, смогут делать это с соблюдением всех норм и требований МАГАТЭ.
– Из каких источников осуществляется финансирование создания банка?
– Финансирование этого проекта в размере около 150 млн долларов, переданных в МАГАТЭ, складывается из добровольных взносов ряда стран и организаций. Фонд Nuclear Threat Initiative перечислил 50 млн долларов, Норвегия – 5 млн долларов, США – 49,54 млн долларов, ОАЭ – 10 млн долларов, ЕС – до 25 млн евро и Кувейт – 10 млн долларов. По нынешним рыночным ценам сумма в 150 млн долларов будет достаточной для закупки около 60–80 тонн низкообогащенного урана и доставки его в место нахождения банка МАГАТЭ в принимающем государстве. Предполагалось, что годовые расходы агентства на обеспечение функционирования этого банка будут зависеть от ряда факторов, таких как стоимость хранения, а также затраты на меры безопасности и физической защиты.
Операционные издержки могут быть покрыты в виде вклада принимающей страны в натуральной форме, внебюджетной поддержки других стран или через регулярный бюджет МАГАТЭ.
– Почему Казахстан стал наиболее подходящим кандидатом на размещение банка?
– Этому способствует ряд серьезных факторов. Во-первых, стабильная социально-политическая ситуация в стране и взвешенный внешнеполитический курс государства, обеспечивающие необходимый уровень доверия участников проекта. Во-вторых, Казахстан весьма плодотворно сотрудничает с МАГАТЭ и имеет положительный имидж в области укрепления режима нераспространения ядерного оружия, обеспечивающий политическую поддержку проекта. В-третьих, у нас имеются развитая система экспортного контроля, нормативно-правовая база для решения вопросов лицензирования, хранения, транспортировки и экспорта ядерных материалов. В-четвертых, в стране есть территории, удовлетворяющие требования долговременного хранения ядерных материалов, отвечающие условиям обеспечения их физической защиты, а также находящиеся под гарантиями МАГАТЭ. В-пятых, это наличие промышленного предприятия, обладающего необходимыми технологиями, кадрами и опытом работы в ядерном топливном цикле. И наконец, в-шестых, это участие Казахстана в Международном центре обогащения урана в российском городе Ангарске, что дает возможность использования мощностей центра для обогащения хранящихся в банке запасов низкообогащенного урана.
– Какие выгоды будет иметь от этого Казахстан в политической, экономической и научной сферах?
– Безусловно, факт выбора МАГАТЭ кандидатуры Казахстана для размещения банка является свидетельством роста политического веса республики, ее авторитета на международной арене, признанием внутриполитической стабильности в стране, открытой внешней политики, надежности системы экспортного контроля, системы физической защиты ядерных объектов. Главное – это доверие мирового сообщества к миролюбивой и предсказуемой политике нашей страны. Возможное размещение Международного банка низкообогащенного урана на территории Казахстана будет способствовать дальнейшему укреплению международного имиджа республики как активного сторонника режима нераспространения и одной из ключевых фигур процесса сокращения глобальной ядерной угрозы. С другой стороны, выбор Казахстана является и определенного рода знаком качества всей нашей атомной отрасли. По оценкам экспертов агентства, система учета, контроля и физической защиты на предприятиях Казатомпрома, уровень подготовки специалистов Национального ядерного центра, работа исследовательских реакторов полностью соответствует международным требованиям и в ряде случаев превосходит аналогичные в некоторых развитых странах. Нахождение в нашей стране представительства влиятельной международной организации
(лауреата Нобелевской премии мира 2005 года) будет способствовать укреплению авторитета Казахстана как надежного поставщика ядерной продукции. Размещение банка укрепит нашу безопасность, поскольку этот международный объект будет находиться под постоянным вниманием мирового сообщества с целью недопущения нападения на него. По нашему мнению, создание банка поспособствует внедрению наиболее передовых технологий и обмену опытом с развитыми странами в этой области, дополнительной загрузке ряда казахстанских предприятий урановой промышленности и ядерно-топливного цикла, а также созданию новых рабочих мест. Будет существенно повышен технический уровень подготовки казахстанских кадров за счет направленного обучения со стороны агентства. С точки зрения социальных и экологических выгод присутствие структуры МАГАТЭ в Казахстане будет означать повышение внимания со стороны этой организации к нашей стране, более тщательный и скрупулезный контроль над всеми стадиями обращения с ядерными и радиоактивными материалами и ядерными установками. Это послужит укреплению нашей внутренней дисциплины в урановой сфере, положение в которой и сегодня оценивается агентством весьма высоко. Выбор Казахстана как места размещения банка со стороны МАГАТЭ является свидетельством отсутствия проблем в нашем взаимодействии с этой организацией.
Наряду со сказанным, получение права на размещение Международного банка ядерного топлива может иметь положительный эффект для развития ядерной энергетики, совершенствования научно-технической базы и технологического развития страны в этой области.
– Не станет ли Казахстан объектом терроризма?
– В вопросе терроризма прежде всего необходимо подчеркнуть, что теоретически под угрозой терроризма может находиться любое государство. Здесь также важно отметить, что низкообогащенный уран не является привлекательным материалом для террористов. В принципе речь идет о хранении небольшого количества низкообогащенного урана. В то же время система физической защиты предприятия является достаточно сильной, она неоднократно получала высокие оценки как со стороны МАГАТЭ, так и от независимых экспертов, и по их оценкам превосходит аналогичные системы в ведущих странах мира. Многоуровневая система физической защиты в принципе исключает доступ злоумышленников к ядерным материалам даже в случае прямой террористической атаки. Кроме того, в нашей стране функционирует слаженная система экспортного контроля, которая обеспечивает тщательный контроль любого перемещения чувствительной продукции, к которой однозначно относятся ядерные материалы.
– Расскажите о том, что будет представлять собой Банк ядерного топлива. Не будут ли сюда завозиться радиоактивные отходы и как будет обеспечена безопасность транспортировки топлива?
– Сразу хочу отметить, что создание банка низкообогащенного урана не влечет за собой ввоза и создания каких-либо радиоактивных отходов. Проектом предусматривается приобретение небольшого объема низкообогащенного ядерного топлива за счет финансовых средств стран-доноров и его хранение в уже имеющихся у нас хранилищах на соответствующих предприятиях ядерной сферы. Следует отметить, что захоронение радиоактивных отходов на территории Казахстана запрещено действующим законодательством страны. Безопасность при транспортировке и хранении урана обеспечивается использованием специальных контейнеров, имеющих высокую степень прочности. Контейнеры исключают какую-либо утечку радиоактивных материалов и полностью экранируют излучение низко-обогащенного урана. Контейнеры сертифицированы МАГАТЭ и сконструированы таким образом, чтобы противостоять даже масштабным природным катаклизмам и техногенным катастрофам. Они обладают всеми необходимыми прочностными характеристиками и рассчитаны на 80–100 лет работы.
Банк низкообогащенного урана – это резервный запас топлива для АЭС. МАГАТЭ будет владельцем урана, хранящегося в банке, и топливо будет находиться под его контролем и в его официальном юридическом владении. Этот банк не является источником постоянных поставок или неким магазином. Резерв урана по сути является неприкосновенным запасом, который будет востребован только в случае кризисной ситуации на мировом урановом рынке. В идеале при нормальном ходе событий этот запас никогда не потребуется
– Скептики, выступающие против открытия банка в Казахстане, заявляют о высоких рисках техногенной катастрофы. Можно ли развеять эти опасения?
– Дополнительный техногенный риск от создания банка не возникает, так как Ульбинский металлургический завод уже более 40 лет изготавливает топливные таблетки для атомных реакторов. Это было крупнейшее предприятие, закрывавшее 80% потребности атомных электростанций СССР и дружественных ему стран в урановых таблетках. На заводе производилось до 1 200 тонн топливных таблеток в год. В качестве сырья использовался низкообогащенный уран в виде гексафторида урана, точно такой же, какой будет храниться в международном банке. Тогда и сегодня на складе единовременно может находиться до 800 тонн гексафторида. В международном банке планируется хранить 60–80 тонн.
Отмечу, что за четыре десятилетия на УМЗ не было ни одного инцидента, связанного с этим материалом. Для хранения низко-обогащенного урана, принадлежащего МАГАТЭ, не потребуется строительства каких-то новых сооружений. Для размещения банка будет выделена небольшая площадь на существующем складе.
При выборе площадки для размещения банка низкообогащенного урана сыграл важную роль и тот факт, что на УМЗ действует прошедшая проверку временем высокоэффективная система охраны окружающей среды, гарантирующая безопасную работу с ядерными материалами. С 1995 года вся деятельность АО «УМЗ» по обращению с ядерными материалами находится под контролем инспекторов МАГАТЭ. Осуществление проекта по организации банка низкообогащенного урана, по заключению специалистов предприятия, не скажется отрицательно на состоянии экологической обстановки в регионе и не будет представлять опасности для населения.
– На каком этапе сейчас находятся переговоры с МАГАТЭ? Окончательно ли уже утверждено решение о создании банка в Казахстане?
– Правительством создана рабочая группа из представителей всех заинтересованных госорганов, которая в настоящее время проводит интенсивные переговоры с МАГАТЭ по условиям размещения банка и подготовку так называемого Странового соглашения. Только после разработки и согласования проекта соглашения совет управляющих
МАГАТЭ будет принимать окончательное решение по размещению банка на территории республики. После согласования текста соглашение будет направлено на межведомственное согласование, в рамках которого будут проведены юридическая, экологическая, лингвистическая экспертизы. Далее проект направят в правительство и оттуда – на ратификацию в парламент. Таким образом, весь процесс будет максимально транспарентным и открытым для общественности.– Можем ли мы отказаться от этого проекта?– Да, можем. В этом случае МАГАТЭ переобъявит тендер, и банк будет размещен в другой стране. Однако с учетом перечисленных прямых политических и непрямых экономических дивидендов, отказ от размещения банка выглядел бы ничем не обоснованным.
– Как снизить эффект ядерной фобии в обществе?
– Считаю, необходимо повышать степень образованности населения в ядерных вопросах. Мирный атом при правильном обращении не несет никакой опасности, широко применяется во многих странах мира, включая Казахстан, который вышел на лидерские позиции в мировом урановом производстве. А качественный уровень обращения с ядерными материалами в нашей республике неоднократно получал высокую оценку МАГАТЭ. И одним из свидетельств этого является решение по размещению банка низкообогащенного урана в Казахстане.
– Можно ли с уверенностью говорить о том, что создание такого банка внесет весомый вклад в усиление глобальной безопасности?
– Ограничение количества государств, вынужденных развивать собственный полный цикл производства ядерного топлива, снизит угрозу распространения технологий, позволяющих оказаться в полушаге от создания ядерного оружия. Таким образом, создание банка не только повысит авторитет МАГАТЭ и укрепит режим нераспространения, но и положительно скажется на общей региональной и глобальной безопасности. Идея руководства нашей страны о безопасном мире без ядерного оружия строится не на пустом месте. Мы уже сделали немало в данном направлении и показали международному сообществу своим примером реальность достижения такого мира.
Напомню, что по воле народа Казахстана президентом республики Нурсултаном Назарбаевым был навсегда закрыт Семипалатинский испытательный полигон, вывезено или уничтожено ядерное оружие и средства его доставки. На территории Центральной Азии создана зона, свободная от ядерного оружия, минимизировано использование высокообогащенного урана в ядерных установках, отработанное топливо с атомного реактора в Актау перевезено на безопасное долговременное хранение. И это только беглое перечисление.Наши действия были высоко оценены Генсеком ООН Пан Ги Муном, который в ходе своего визита на бывший Семипалатинский полигон в апреле 2010 года отметил: «Казахстан демонстрирует исключительное превосходство в сфере ядерного разоружения. В 1991 году президент Нурсултан Назарбаев принял смелое решение о закрытии Семипалатинского ядерного полигона и отказе от ядерного оружия. Это был дальновидный шаг, провозглашение действительной независимости». Генсек ООН призывал руководителей всех стран, в особенности ядерных держав, следовать примеру Казахстана.
Сергей ВАСИЛЬЕВ, Астана
Сайт газеты «Экспресс К» Время загрузки страницы 0.676 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |