Этого актера давно знают и любят как «усатого няня», хотя с момента выхода фильма на экраны прошло 36 лет. Сегодня Сергей Борисович Проханов почти 20 лет как ушел из кино, полностью посвятив себя театру, создав один из самых популярных московских трупп – Театр Луны. Именно в качестве руководителя этого театра Проханов прибыл в Алматы, дабы заключить договор о сотрудничестве с Алматинским ТЮЗом имени Мусрепова. В перерывах своего плотного графика пребывания в Алматы Сергей Борисович ответил на вопросы «ЛИТЕР-Недели». |
ЛИТЕР-Неделя: Сергей Борисович, что означает подписанный вами с Талгатом Теменовым (худруком ТЮЗа. – Авт.) меморандум?
С.П.: Мы с Талгатом все еще думаем о том, в каком формате будет проходить это сотрудничество. Может, это будет союз театральных друзей – мы хотим создать компанию, которая показала бы какую-то новую форму взаимоотношений с театрами. Поскольку театр – это нравственное мерило общества, то люди театра могут делать все: останавливать войны, служить человеку. Я рад, что мы подписали договор. И, возможно, осенью мы уже обменяемся гастролями – Театр Луны приедет на гастроли в Казахстан, а ТЮЗ имени Мусрепова мы тоже готовы принять в Москве.
ЛИТЕР-Неделя: Обычно ваши коллеги из московских театров – Роман Виктюк, Владимир Захаров, Владимир Еремин приезжают к нам чаще для постановок в наших театрах.
С.П.: Честно говоря, и у нас с Талгатом была такая идея. Она существует и сейчас, потому что Талгат мне предлагает свои пьесы поставить в нашем театре, а у вас поставить спектакль нашего театра «Таис», который идет с аншлагами у нас, в Театре Луны, уже 17 лет. Там играют Аня Терехова, Андрей Соколов. Возможно, мы просто привезем его, покажем. Возможно, и поставим – дело уже в проработке, и нужно подумать, что интереснее зрителю. У нас театр не халтурный, не антрепризный. У нас театр элитный, в хорошем смысле слова. Это не значит, что вы ничего не поймете на наших спектаклях, как это часто бывает у некоторых режиссеров, у того же Виктюка. Все будет понятно и очень интересно. В частности, у нас есть потрясающий спектакль «Гамлет», где играют одни женщины, или «Ромео и Джульетта», где играют одни мужчины. Еще есть «Сорок минут под дождем». С этими спектаклями мы «взяли» девять фестивалей.
ЛИТЕР-Неделя: Как пришла идея спектаклей исключительно с женщинами или исключительно с мужчинами?
С.П.: Кстати, она принадлежит не мне, а режиссеру этого спектакля – она женщина. Если вы посмотрите «Гамлета», то вы просто обалдеете. Насколько они там красивые, насколько интересная музыка – просто замечательно. Ну а на «Ромео и Джульетте» у нас половина зала голубых, а половина – молодые девушки, фанатки наших актеров.
ЛИТЕР-Неделя: Многие, кто помнят вас по фильму «Усатый нянь», по другим картинам в кино, до сих пор недоумевают: почему же вы ушли из кино?
С.П.: В начале 90-х кино умирало, а мне хотелось выбрать новую жизнь. Знаете, как говорят, жизнь слишком длинна для одной любви. Мне хотелось попробовать себя в новом качестве – у меня было два кооператива, я зарабатывал деньги для создания своего театра. Помогли и мой аналитический ум, и талант организатора, и моя популярность, хотя было безумно трудно. На сегодня я считаю, что я прожил жизнь не зря. Меня сегодня продолжают приглашать в кино, но я настолько отвык, что мной командуют, поэтому я отказываюсь.
ЛИТЕР-Неделя: Что должно произойти, чтобы вы вернулись в кино?
С.П.: Это может случиться либо «по дружбе», либо если я сам что-то напишу и начну снимать как режиссер, сценарист и продюсер. Правда, мы сейчас затеяли «Усатый нянь-2», но, честно говоря, мне просто некогда. Мы сейчас готовим в театре спектакль «Дали». А это очень сложная и умная работа. Вообще, я люблю умные, сложнопостановочные спектакли и фильмы. А если заниматься двумя умными проектами одновременно, просто закипит мозг. А спать тоже иногда нужно.
ЛИТЕР-Неделя: А кто выступил с инициативой «Усатый нянь-2»?
С.П.: С инициативой выступил Дима Бикбаев, мой ученик, актер нашего театра, знакомый по проекту «Фабрика звезд», бывший солист группы «БиС». И он мне сказал: «Сергей Борисович, а что бы вам не сыграть того же персонажа уже в возрасте, а мне – вашего ученика». Он написал сценарий, он сейчас находится на рассмотрении у кинокомпаний.
ЛИТЕР-Неделя: Среди ваших киноролей есть какая-то особо ценная для вас?
С.П.: Если честно, то для меня все мои кинороли равнозначны. Наверное, это было потому, что они довольно однотипные. В театре есть «Пять углов» по пьесе Сергея Коковкина, второй – «Сашка» по Вячеславу Леонидовичу Кондратьеву, за которую я получил все мыслимые и немыслимые награды. Так получилось, что в театре у меня гораздо больше реализации. Наверное, поэтому театр и перетянул меня.
Мой последний фильм «Гений» вышел в 1991 году. Мы стояли и поздравляли друг друга: я, Иннокентий Михайлович Смоктуновский, Саша Абдулов, Лариса Белогурова, а на следущий день кинотеатр «Россия», где все это и происходило, закрывался на ремонт на несколько лет. И неизвестно, чем его хотели сделать – это означало вообще закрытие советского кинематографа. Я тогда всем сказал: ухожу из кинематографа, тем более у меня есть свой кооператив, буду богатым буржуем (смеется). Так, в общем, и произошло. Потом я не знал, куда тратить заработанные деньги. В результате создал свой театр, чему безумно рад.
ЛИТЕР-Неделя: Ваш театр в Москве называют модным. Как вы считаете, что подразумевается под этим словом?
С.П.: Самое главное качество театра – это если его зритель вырос и может разбираться в вещах, в которых уже не разбираются «нафталиновые» режиссеры. У нас главное – не дать зрителю понять, каким будет следующий шаг. Уметь по-хорошему обманывать. К примеру, приходит зритель в театр, смотрит спектакль и про себя думает: вот сейчас он должен ее убить! Нет, не угадал! Сейчас она упадет в обморок – опять не угадал! И десять таких вариантов извращенного ума, которые ты можешь продемонстрировать зрителю, опираясь еще на спецэффекты, – это высший пилотаж современного театра.
ЛИТЕР-Неделя: Насколько известно, вы сами занимаетесь инсценировками?
С.П.: Да, я не писатель. Как в том анекдоте: чукча – не писатель, чукча – комбинатор. Я сам беру большую книгу в 900 страниц и сам придумываю инсценировку. С нуля писать я практически не умею. На это нужен особый дар сочинителя. Даже Бунин пил водку с пьяными дядьками, когда писал «Темные аллеи», потом писал и переносил это на публику.
ЛИТЕР-Неделя: Как изменился зритель с годами, на ваш взгляд?
С.П.: Он меняется так же, как и мы. Каждый режиссер привозит с собой труппу, диалоги и пьесы. Воспитывается круг близких людей, которые со временем тебя начинают понимать. Потом многие удивляются, когда слышат: «Это не наш формат!». Но если в Театре Маяковского всю жизнь «Оптимистическую трагедию» играли, а в театре Марка Розовского все время извращали «Историю лошади», у нас все совершенно другое.
ЛИТЕР-Неделя: Вы раньше называли свой жанр «реалистическая фантастика». Но сейчас в вашем спектакле можно увидеть и классический репертуар?
С.П.: Это та же самая фантастика, правда, уже в более извращенном виде, как я и люблю. Если получится, то осенью мы привезем к вам ростановского «Шантеклера». Это полудетский-полувзрослый спектакль – там поют, там и такие постановочные трюки. Сегодня туда просто невозможно попасть. В главных ролях Дима Бикбаев и Вероника Лысакова – юная звезда. Она много снимается, участвовала в «Фактор-А». А на одну из ролей я хочу ввести казашку Алину Восток – она играет у меня в трех спектаклях.
ЛИТЕР-Неделя: Актеры вашего театра – Андрей Соколов, Елена Захарова, Евгений Герчаков довольно востребованы в кино. Вы с трудом отпускаете их на съемки?
С.П.: Не с трудом, а с удовольствием! Пусть снимаются, и как можно больше! От этого есть безусловная польза – реклама театру!
Справка
Проханов Сергей Борисович.
Родился 29 декабря 1952 года в Москве.
В 1974 году Сергей Проханов закончил театральное училище им. Б. В. Щукина (курс В. К. Львовой) и поступил в труппу Театра имени Моссовета.
В 1981 году, сыграв Сашку в одноименном спектакле (повесть В. Л. Кондратьева, режиссер Г. Черняховский), Проханов
заявил о себе как о серьезном и талантливом актере. В тот же период на экраны страны выходят киноленты «Усатый нянь», «Молодая жена» и «Трижды о любви».
В 1986 году Сергею Проханову присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. В конце 1980-х – начале 1990-х годов актер много времени посвящает эстраде и выступает в концертных программах как чтец.
В 1990 году Сергей Проханов принимает участие как режиссер в создании спектакля «Иисус Христос-суперзвезда» Э. Ллойд-Уэббера на сцене театра имени Моссовета, где также исполняет роль царя Ирода. После этого актер решает создать собственный театр. Сначала это коммерческий театр-студия реалистической фантастики при Союзконцерте, а впоследствии на собственные средства Проханов открывает Театр Луны. Театр расположен по соседству с театром им. Моссовета в одном из подвалов на Патриарших прудах.
В репертуаре театра:
«Византия» (по мотивам «Отравленной туники» Н. Гумилёва, 1994),
«Мечты маленького Робинзона» (1995),
«Сны взрослого Робинзона» (1995),
«Фанта-Инфанта» (1996),
«Ночь нежна» (1997),
«Таис сияющая» (1999) и др.
Большинство пьес для спектаклей театра написаны или переработаны самим Сергеем Прохановым. В Театре Луны в свое время играли знаменитые артисты: Дмитрий Певцов, Чулпан Хаматова, Анатолий Ромашин, Марина Блейк. Сейчас в труппе театра тоже немало звезд: Сергей Виноградов, Елена Захарова, Анна Терехова, Евгений Герчаков, Марк Алисов, Алексей Лосихин, Валерия Ланская, Анастасия Стоцкая, Дмитрий Бикбаев, Олег Марусев, Елена Цорн.
С 1999 года Проханов является руководителем курса в РАТИ. С 2006 года – народный артист Российской Федерации.
Константин КОЗЛОВ, фото Павла МИХЕЕВА, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.268 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |