На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратился депутат Парламента Нурлан Жазылбеков, сообщает пресс-служба Мажилиса парламента РК. «В Послании Президента «Стратегия «Казахстан-2050» дефицит питьевой воды назван одним из глобальных мировых вызовов. Этот вопрос находится под пристальным вниманием Главы государства. С целью обеспечения населения качественной питьевой водой реализуется программа «Ақ бұлақ» на 2011 - 2020 годы. Согласно паспорта данной программы значительная часть населения республики все еще не обеспечена водой соответствующего качества и в полном объеме. Изношенность водопроводных и канализационных сетей составляет более 60%. Около 58% сельского населения вообще не имеет доступа к центральному водоснабжению», - говорит депутат. |
Однако, по словам Нурлана Жазылбекова, выделяемые по данной программе средства расходуются в некоторых случаях неэффективно, что, на наш взгляд, в значительной мере связано с преобладанием госпредприятий в системе водоснабжения и их ориентированностью на государственное финансирование, а не на собственные экономические показатели.
Между тем, в указанном Послании Главой государства прямо ставится вопрос о формировании в Казахстане новой модели государственно-частного партнёрства. По нашему мнению, принципом такого партнерства должен стать переход от госфинансирования к поддержке частных инициатив на рыночных условиях.
Опираясь на международный опыт реформирования водного сектора, считаем необходимым обеспечить поэтапное вовлечение частного предпринимательства в систему водоснабжения.
Как показывает опыт, именно отсутствие прямой взаимосвязи между бюджетными вливаниями и конечным результатом приводит к ситуациям, когда работы по строительству или ремонту водопроводных сетей успешно принимаются, а вода в села так и не приходит, хотя на проект потрачены миллионы.
«По нашему мнению, только передача всех взаимосвязанных элементов водоснабжения (строительство, эксплуатация, обслуживание и ремонт) единым операторам, ответственным не только за освоение средств, но и за конечный результат в виде реального обеспечения населения водой, способно ликвидировать сложившийся разрыв между затраченными финансовыми ресурсами и их практической отдачей. Этот подход полностью соответствует высказанному в Послании поручению Президента, цитирую: «Нам необходима вторая волна широкомасштабной приватизации. Это непростой шаг, так как будет означать перераспределение ответственности между государством и рынком. Но мы должны пойти на него, чтобы сохранить высокие темпы экономического роста. Частный бизнес всегда и повсюду действует эффективнее государства. Поэтому мы должны передать в частные руки предприятия и услуги нестратегического характера. Это принципиально важный шаг для укрепления отечественного предпринимательства», - говорит Жазылбеков.
В то же время, инвестиции в коммунальную инфраструктуру всегда долгосрочны и неспособны выйти на рентабельность без соответствующей государственной политики в рамках государственно - частного партнерства. Необходимо отметить, что Правительством ведётся работа по поиску таких форм, например, в сфере модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, куда, по логике, относятся и предприятия водоснабжения.
Если предприятиям водоснабжения вместо безвозмездного финансирования потерь предоставлять долгосрочные кредиты на условиях, аналогичных Программе модернизации ЖКХ (под 0,1%), то имеющееся сегодня искусственное завышение затрат на работы и обслуживание для них станет просто невыгодным.
Тем самым государство исключит риски нерационального и нецелевого использования бюджетных средств в данном секторе экономики и создаст условия для обеспечения населения питьевой водой на адекватном уровне.
Помимо прочего, у государства появляется не административный, а рыночный механизм регулирования тарифов за счет управления сроками и ставками кредитования.
Одним из важнейших эффектов перевода отрасли на новую модель государственно-частного партнёрства на принципах экономической эффективности (взамен бесконечного формирования убытков) станет реальное стимулирование предприятий к переходу на новую технологическую базу. В этих условиях предприятия-заемщики будут вынуждены идти единственным путем — снижать издержки в долгосрочном периоде и внедрять передовые технологии.
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса А. Перуашев, А. Абильдаев, М. Казбекова и А. Туртаев.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.217 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |