ВТО позволит стимулировать развитие казахстанского экспорта. Об этом в интервью сообщил вице-министр экономического развития и торговли РК Тимур Жаксылыков. - Ранее сообщалось, что страны ТС вступят в ВТО вместе. На деле получилось иначе. Россия первой вступила в данную организацию. Почему? Какие шаги теперь будет предпринимать Казахстан? |
- Хочу отметить, что вступление в ВТО является безусловным внешнеэкономическим приоритетом для всех стран Таможенного союза. Но процесс формирования Таможенного союза, который также является одним из стратегических пририоритетов для наших стран, завершился быстрее, чем вступление в ВТО.
Как известно, рассматривалось несколько вариантов вступления в ВТО. После предварительных консультаций странами-членами и экспертами Секретариата ВТО, а также в соответствии с действующими правилами этой организации стало понятно, что вступление в ВТО Таможенным союзом невозможно.
Учитывая принятое решение о вступлении стран-участниц Таможенного союза в ВТО, на гармонизированных условиях выработаны дальнейшие совместные действия по вступлению в ВТО с учетом обязательств Таможенного союза.
В целях обеспечения выполнения странами Таможенного союза обязательств, принятых в ходе переговоров по вступлению в ВТО, сохранив при этом полноценное функционирование Таможенного союза, странами Таможенного союза подписан Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы.
В соответствии с положениями указанного Договора, обязательства первой вступившей в ВТО страны в части, отнесенной к компетенции ЕЭК, становятся частью договорной базы Таможенного союза. При этом страны ТС должны координировать переговорные процессы и информировать друг друга о принимаемых обязательствах.
Таким образом, обязательства стран-членов Таможенного союза, принятые в рамках самостоятельного вступления в ВТО и касающиеся компетенции Евразийской экономической комиссии, будут гармонизированы в процессе консультаций со странами-членами ВТО.
- Когда Казахстан вступит в ВТО? У этого события есть конкретная дата?
- Необходимо отметить, что сроки вступления в данную организацию в первую очередь зависят от сроков завершения переговорного процесса со странами-членами Рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО (44 страны-членов ВТО).
Как известно, переговоры Правительством ведутся по четырем основным направлениям, 2 из которых на двустороннем уровне по условиям доступа на казахстанские рынки товаров и услуг на сегодня завершены. В настоящее время ведется работа по согласованию вопросов в рамках многосторонних переговоров.
Кроме того, в последующем весь пакет согласованных и подписанных документов подлежит ратификации.
В целом, можно отметить, что переговорный процесс по вступлению Казахстана в ВТО находится на завершающей стадии, в рамках которого Правительством отстаиваются максимально выгодные условия для дальнейшего развития национальной экономики после вступления в ВТО с учетом обязательств Казахстана, принятых в рамках Таможенного союза.
- Готовы ли казахстанские товаропроизводители к вступлению в ВТО? Они способны выдержать конкуренцию? Эксперты весьма пессимистично высказываются о будущем спросе отечественных товаров. Судите сами - в Таможенном союзе казахстанская продукция уступала только российской, после вступления в ВТО конкуренция будет еще более жесткой. Каково ваше мнение на этот счет?
- Прежде всего, отечественный товаропроизводитель как Республики Казахстан, так и Российской Федерации будет вынужден работать в условиях повышенной конкуренции, что в свою очередь будет стимулировать его работать над повышением качества его товаров.
В принципе, усиление конкуренции вследствие увеличения товарооборота станет стимулом для более эффективного распределения ресурсов, привлечения новых технологий и повышения уровня конкурентоспособности товаров. Потребители получат доступ к широкому ассортименту товаров по более низким ценам.
В процессе переговоров по вступлению в ВТО казахстанское законодательство приводится в соответствие с ключевыми соглашениями ВТО. В перспективе это должно привести к улучшению конкурентоспособности отечественных товаров. Например, принятие за основу общепризнанных стандартов при разработке технических регламентов и стандартов позволит способствовать выходу отечественной продукции на внешние рынки.
Стоит отметить, что в рамках Таможенного союза казахстанские компании уже осуществляют свою деятельность в соответствии с нормами и правилами ВТО в связи с тем, что Казахстан и другие члены ТС ратифицировали Договор о функционировании Таможенного союза в многосторонней торговой системе в ноябре прошлого года.
На сегодняшний день по расчетам проведенного анализа по отраслевой оценке влияния вступления Казахстана в Таможенный союз за 2011 год отметим, что внутренний рынок Казахстана, в целом, является импортозависимым. Таким образом, на внутреннем рынке высокая конкуренция отмечается между товарами из стран СНГ и дальнего зарубежья.
Вместе с тем, учитывая, что в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства инструменты таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, а также субсидирование, у всех стран-участниц ограничены, повышение конкурентоспособности возможно обеспечить посредством оказания системных мер поддержки (оптимизация налогового бремени, улучшение бизнес-среды, снижение регулятивного воздействия на бизнес и т.д.).
- Какие отрасли казахстанской промышленности могут «погибнуть» в результате вступления в ВТО? Какие отрасли могут получить мощный импульс к росту производительности?
- Вступление в ВТО не означает обнуление импортных таможенных пошлин и свободный доступ на внутренний рынок Казахстана для иностранных товаров.
В рамках переговоров по вступлению в ВТО обсуждается некоторый уровень либерализации внешнеторгового режима, что является условием для членства в данной организации, однако данная либерализация показывается там, где это не будет мешать Правительству решать задачи по развитию и диверсификации экономики.
Здесь хотелось бы обратить внимание на следующие два фактора, которые отразятся на конечном уровне тарифных обязательств Казахстана.
Первое. На сегодня Казахстан уже завершил двусторонние переговоры по уровням импортных таможенных пошлин, и сформирован сводный перечень тарифных обязательств Казахстана.
Следует отметить, что среднее значение сводного перечня (7,9%) выше среднего значения импортных пошлин, которые Казахстан применял до формирования Таможенного союза и Единого Таможенного тарифа ТС (6,2%).
Второе. Являясь членом Таможенного союза, Казахстан, как и другие члены Таможенного союза, обязан применять единые импортные таможенные пошлины в отношении товаров из третьих стран, что является обязательным условием полноценного функционирования Таможенного союза.
Следует отметить, что в связи с формированием Таможенного союза и Единого таможенного тарифа средний уровень тарифной защиты Казахстана увеличился с 6,2% до 10,6%, при этом по сельскохозяйственным товарам средний уровень таможенных пошлин составил 16,7%, по промышленным товарам – 8,5%
При этом, учитывая, что Россия уже вступила в ВТО и приняла на себя обязательства по уровням импортных таможенных пошлин, для дальнейшего функционирования Таможенного союза необходима гармонизация принятых Казахстаном и Россией обязательств в рамках ВТО.
В этих целях со странами-членами ВТО достигнута договоренность о проведении дополнительных консультаций по установлению единого уровня тарифных обязательств для Казахстана и России.
Вышесказанное свидетельствует о том, что выработанный по итогам указанных мероприятий уровень обязательств Казахстана будет выше того уровня, который Казахстан оговорил по итогам самостоятельных переговоров и того уровня тарифной защиты, которая применялась до формирования Таможенного союза.
Более того, ВТО позволит стимулировать развитие собственного экспорта, так как снимает дискриминационное отношение к казахстанским товарам, открывает свободный доступ на внешние рынки, а также будет способствовать доступности сырья, комплектующих и запасных частей из дальнего зарубежья.
- Одним из плюсов вступления Казахстана в ВТО эксперты считают увеличение потока зарубежных инвестиций, развитие банковской системы и расширение процесса интеграции в мировую экономику. Однако, именно это, по их мнению, может пошатнуть устоявшуюся казахстанскую банковскую систему. А как считаете Вы?
- Обязательства, принимаемые Казахстаном по доступу на рынок услуг, предполагают дальнейшую либерализацию таких ключевых секторов экономики, как финансовый и телекоммуникационный, что также будет способствовать развитию экономики в целом.
Развитие конкуренции в вышеуказанных секторах, бесспорно, должно привести к улучшению качества и снижению стоимости данных услуг для потребителей, к примеру, снижение ставок по кредитам, предоставление услуг связи (в том числе, услуги Интернета) высокого качества за низкие цены.
В рамках переговорного процесса по вступлению в ВТО Казахстаном принимаются обязательства по постепенной либерализации финансового сектора, в частности, в том числе - допуск прямых филиалов иностранных банков и страховых организаций на казахстанский рынок услуг.
Снятие запрета на открытие иностранными банками и страховыми организациями своих филиалов на территории Казахстана, возможно, приведет к расширению участия иностранных банков и страховых организаций в стране и, как следствие, притоку финансовых ресурсов из-за рубежа, повышению качества обслуживания вследствие роста конкуренции, доступности финансовых средств по более низким процентным ставкам.
С другой стороны, вследствие расширения участия иностранных банков в Казахстане, улучшатся условия доступности финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса, что положительно скажется на экономике Казахстана.
- Как государство намерено регулировать импорт, чтобы защитить своего производителя?
- В тех случаях, когда импорт грозит нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям, страны-члены ВТО вправе применять определенные ограничительные меры.
Однако важным является то, что такие ограничения могут вводиться на основе четко установленных правил.
В случае необходимости, повышение уровня пошлин в отношении товаров; применение защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; и в качестве одной из наиболее радикальных мер - возможность в соответствии со статьей 28 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) изменить существующие уровни связывания тарифов при условии их согласования со всеми заинтересованными странами-членами ВТО.
По сути, вопрос об импортных пошлинах решается путем переговоров при вступлении страны в организацию, в ходе которых устанавливается согласованный уровень тарифов.
Таким образом, при присоединении к ВТО новые члены могут сохранять необходимый уровень тарифной защиты рынка товаров и услуг.
В мировой практике широко используется и разрешается в ВТО применение защитных мер (антидемпинговые и компенсационные меры). После вступления Казахстана в ВТО использование указанных инструментов станет, по сути, основным методом противодействия несправедливой конкуренции и защиты отечественных товаропроизводителей от неблагоприятного воздействия импорта товаров.
Необходимо отметить, что с созданием единой таможенной территории Таможенного союза казахстанские товаропроизводители получили возможность совместно с российскими и белорусскими предприятиями противодействовать против недобросовестного и резко возросшего импорта из других стран, включая страны СНГ.
- Для поддержки отечественного производителя в Казахстане реализуется программа импортозамещения. После вступления в ВТО она будет свернута?
- Следует отметить, что ВТО требует отменить экспортные или импортозамещающие субсидии, при этом не все субсидии подлежат отмене.
Признавая право правительств предоставлять субсидии, Соглашение ВТО о субсидиях и компенсационных мерах устанавливает правила их предоставления, в соответствии с которыми экспортные и импортозамещающие субсидии являются запрещенными.
Для вступления в ВТО Казахстан должен принять обязательство об отмене действующих запрещенных субсидий. Понимая значение данных льгот для развития определенных секторов промышленности, в рамках переговоров Правительство отстаивает возможность их применения в течение определенного переходного периода, который будет соответствовать срокам действия данных льгот по национальному законодательству и правовой базе Таможенного союза.
Хотелось бы отметить, что уже в настоящее время все принимаемые Правительством программы, предусматривающие субсидирование, проходят экспертизу на предмет соответствия нормам ВТО.
Более того, следует отметить, что с момента вступления в соответствии с правилами ВТО Казахстан ежегодно должен будет уведомлять о предоставляемых субсидиях Секретариат ВТО.
Большинство субсидий, предоставляемых в Республике Казахстан, являются специфическими и не запрещены в ВТО, так как они предоставляются для конкретных приоритетных отраслей промышленности.
Так, например, субсидии, предоставляемые в рамках отраслевых государственных программ «Дорожная карта бизнеса - 2020», «Производительность - 2020», «Экспорт - 2020» являются специфическими, так как предоставляются предпринимателям, реализующим и (или) планирующим реализовать инвестиционные проекты в определенных Правительством приоритетных секторах экономики.
- Как ВТО отразится на казахстанской экономике?
- В целом ВТО способствует получению Казахстаном более благоприятных условий доступа на мировые рынки на основе предсказуемости и стабильности торговых отношений, получению доступа к новым возможностям для развития торговли, а также устранению дискриминации в торговле с помощью механизма ВТО по разрешению споров, которые способствуют обеспечению защиты национальных интересов.
Казахстан в настоящее время обладает всем необходимым для того, чтобы стать одной из 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Построение конкурентоспособной экономики тесно связано с интеграцией страны в мировую экономику. Поэтому вступление Казахстана в ВТО открывает широкие возможности для дальнейшего развития Казахстана как полноправного субъекта глобальной экономики.
Более того, ВТО позволит стимулировать развитие собственного экспорта, так как снимает дискриминационное отношение к казахстанским товарам, открывает свободный доступ на внешние рынки, а также будет способствовать доступности сырья, комплектующих и запасных частей из дальнего зарубежья.
Кроме того, приведение внешнеторгового режима в соответствие с нормами ВТО должно обеспечить прозрачность процедур. Например, упрощение лицензионных и таможенных процедур в отношении импортируемой продукции, а также сокращение лицензируемых видов товаров и услуг могут обеспечить предсказуемость экономической политики и благоприятно повлиять на развитие предпринимательства в Казахстане.
Вступление в ВТО помимо экономических плюсов принесет и благоприятный имиджевый дивиденд – это возможность показать всем участникам международного рынка, что Казахстан (и Таможенный союз) является надежным бизнес-партнером с устойчивыми и транспарентными условиями ведения бизнеса.
Хочу еще раз подчеркнуть, что для Казахстана вступление в ВТО является весьма важным с точки зрения интеграции в международную торговую систему, признания Казахстана в качестве страны с предсказуемым торговым и инвестиционным режимом, что необходимо для привлечения инвестиций.
Жанна НАКИПОВА
Финансовый портал bnews.kz Время загрузки страницы 1.041 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |