На днях в Алматы были представлены итоги исследования MasterIndex, которое определило привычки граждан Казахстана при использовании платежных карточек. Примечательно, что это исследование проводилось впервые, а «куратором» выступила компания MasterCard. Так, согласно результатам, более половины жителей Алматы и Астаны пользуются хотя бы одной дебетной (безлимитной) карточкой. Между тем казахстанцы не торопятся отказываться от бумажных купюр, по мнению авторов исследования, связано это с тем, что в стране еще есть места, где не принимают пластик. |
Этой осенью в Казахстане впервые было проведено исследование MasterIndex. Подобные исследования регулярно проводятся в различных странах с целью узнать и определить привычки в использовании пластиковых карточек, мотивацию и возможные препятствия. Согласно результатам, полученным в ходе этого исследования, в кошельках более чем половины жителей крупных городов Казахстана есть хотя бы одна дебетная карточка. При этом кредитные карточки есть только у 14 процентов опрошенных казахстанцев.
По словам исследователей компании, проведенный анализ отображает текущее состояние платежных систем в Казахстане.
– Как мы видим, наличная оплата по-прежнему лидирует, но исследование желаний и мотивации пользователей позволяет нам говорить, что все больше жителей Казахстана начинают ценить безопасность и удобство платежных карточек, и мы направим усилия на то, чтобы обеспечить возможности использования платежных карточек в тех местах, где их еще не принимают, – сообщил Геният Исин, представитель платежной системы MasterCard в Казахстане.
Кроме этого, по словам менеджера, исследование MasterIndex проводится во многих странах и можно сделать вывод о том, что есть обратная зависимость между объемом наличных платежей и экономическим развитием страны. При этом использование платежных карточек делает всю экономическую систему более прозрачной, а платежи с их использованием являются более безопасными и простыми.
В свою очередь показатели Казахстана несколько ниже, чем в «продвинутых» странах. И это положение возможно исправить, поскольку все больше стран отходят от использования бумажных денег.
– Степень использования карточных платежей казахстанцами отстает от показателей более развитых стран, но, внедряя инновационные решения и используя лучший опыт, мы можем быстро изменить эту ситуацию. MasterCard работает над тем, чтобы стал возможен «мир без наличных», – говорит Исин.
Между тем основные результаты проведенной работы таковы, что лидером «пластиковых денег» являются дебетные карточки. Свыше половины населения городов Алматы и Астаны являются обладателями банковских карт, и большинство из этих карточек относятся к дебетным карточкам, что составляет 83 процента.
Основными причинами выбора карточек определенного банка казахстанцами является то, что граждане, как правило, имеют счет в данном банке (банковский, зарплатный или пенсионный. – Ред.). Кроме того, предпочтение банковских карт находится в зависимости с выбором эмиссионного банка и рекомендациями близких людей. Для тех, кто еще не обзавелся карточками, важны низкая стоимость услуг банка, дополнительные возможности, доступные с карточкой, и наличие существующего счета. При этом главным фактором, влияющим на выбор бренда карты, является уровень принятия карточек POS-терминалами, банкоматами и точками продаж.
Однако, кроме зарплатных и функций перечислений, пластиковые карты имеют преимущества, которые порождают привычку их использования. Самыми важными достоинствами платежных карт являются удобство осуществления финансовых операций, безопасность по сравнению с использованием наличных и контроль расходов. По результатам исследования, чаще всего карточки используются 1–3 раза в месяц и в основном для снятия наличных. Наличные деньги, как и прежде, остаются основным способом оплаты как для пользователей карточек, так и для тех, у кого их нет, в пределах суммы до 100 000 тенге. Стоит отметить, что даже отправляясь в путешествие за границу, 16 процентов казахстанцев за рубежом в основном используют наличные деньги.
Перспективы расширения платежных карт таковы, что их владельцы хотели бы использовать карточки в большем количестве ресторанов или кафе, кинотеатров и театров, в государственных учреждениях, на рынках, в общественном транспорте, медицинских учреждениях. При этом скидки, беспроцентные рассрочки и программы лояльности – это основные три инициативы, которые будут стимулировать использование платежных карточек. Больше всего опрошенные казахстанцы хотели бы получать скидки за использование платежных карточек в сетях супермаркетов и магазинов одежды. Самые предпочитаемые VIP-услуги: скидки в магазинах всемирно известных брендов, высокий кредитный лимит и вознаграждения, к примеру, бонусы или мили авиалиний.
Немаловажным является и предпочитаемый способ получения карточки в Казахстане. Так, около 55 процентов опрошенных предпочитают получать моментальные карточки в отделениях банков, в то время как почти 40 процентов желали бы иметь возможность доставки новых карточек на дом или на рабочий адрес.
Также в последнее время начали набирать популярность так называемый онлайн-шопинг, мобильные и бесконтактные платежи. Результаты исследования MasterIndex говорят о том, что 20 процентов обладателей карточек используют для онлайн-покупок в основном дебетные карты. Отметим, что карточки необходимы для совершения покупок в зарубежных онлайн-магазинах, которые, в свою очередь, являются наиболее предпочитаемыми онлайн-продавцами.
Не секрет, что цифровые устройства облегчают жизнь граждан. А оплата за услуги связи является чуть ли не самым популярным переводом денег. Среди предпочитаемых устройств для возможного проведения бесконтактных платежей, помимо карточек, основным является мобильный телефон – 68 процентов опрошенных. Более всего респонденты хотят использовать бесконтактную мобильную оплату в магазинах и супермаркетах, в аптеках – 33 процента, на заправках – 33 процента и в общественном транспорте – 33 процента. Казахстанцы, особенно молодые, хотели бы с помощью мобильных платежей оплачивать услуги мобильной связи, осуществлять денежные переводы другим пользователям и оплачивать загрузку музыки.
Андрей ВЕРМЕНИЧЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.254 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |