На сегодня Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках ЕврАзЭС - первое реально функционирующее интеграционное объединение на постсоветском пространстве. В интеграционном объединении применяется единое таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, единое таможенное законодательство, действует единое правовое поле в области запретов и ограничений. Прогнозировавшаяся еще до глобального финансового кризиса высокая эффективность создания ТС и ЕЭП была подтверждена на практике на первых этапах функционирования единой таможенной территории. При этом рост взаимной торговли даже превзошел ожидания участников интеграционного объединения. Во многом успешное завершение создания ТС способствовало смягчению последствий кризисного сокращения международной торговли в период глобального кризиса. |
Таможенный союз демонстрирует эффективность и актуальность
На сегодняшний день становится очевидным правильность и своевременность выбранной Казахстаном, Россией и Беларусью интеграционной модели. Именно она обусловила желание тройки стран перейти на инновационный путь развития, вырваться из зависимого положения доноров сырьевых ресурсов, интегрироваться в сообщество развитых стран с высокотехнологичными производствами и диверсифицированной экономикой. Сделав свой выбор в сторону восстановления единого экономического пространства и устранения пограничных барьеров
на пути развития кооперации и специализации производства, страны - члены Таможенного союза тем самым определили наиболее эффективное средство для реализации своих национальных интересов.
Отметим, что формирование Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации осуществлялось в соответствии с планом действий по формированию Таможенного союза, утвержденным решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 6 октября 2007 г. № 1. К концу 2011 года были реализованы все ключевые решения Межгоссовета ЕврАзЭС. Кроме этого, были проведены все основные мероприятия по обеспечению создания и функционирования Таможенного союза, формированию его договорно-правовой базы и институциональной структуры, единой системы внешнеторгового тарифного, нетарифного и таможенного регулирования, ведению согласованной политики в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм.
В результате Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках ЕврАзЭС на сегодня является первым реально функционирующим интеграционным объединением на постсоветском пространстве. В Таможенном союзе применяется единое таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, единое таможенное законодательство, действует единое правовое поле в области запретов и ограничений.
Промежуточные итоги
По оперативным данным, объем внешней торговли товарами государств - членов Таможенного союза за январь-сентябрь 2012 г. составил 689,4 млрд долл., в том числе экспорт - 444,4 млрд долл., импорт - 245 млрд долл. Стоимостный объем экспорта по сравнению с январем-сентябрем 2011 г. в текущих ценах увеличился на 4,9 процента, или на 20,6 млрд долл., импорта - на 4,4 процента, или на 10,3 млрд долл. В январе-сентябре 2012 г. сложилось положительное сальдо внешней торговли товарами в размере 199,4 млрд долл., в то время как за аналогичный период прошлого года его величина составляла 189,2 млрд долл.
Вклады государств - членов Таможенного союза в оборот взаимной торговли существенно разнятся. Так, доля Российской Федерации составила 65,2 процента чистого объема взаимной торговли, Республики Беларусь - 23 процента, Республики Казахстан - 11,8 процента.
С кем торгуем?
Доля товаров, происходящих из третьих стран, в чистом объеме взаимной торговли государств - членов Таможенного союза совсем незначительна. В 2011 году на эти товары приходилось лишь 3,4 процента стоимостного объема взаимного экспорта по Таможенному союзу в целом и 4,4 процента, 5,3 процента и 2,8 процента соответственно по Беларуси, Казахстану и России. Наибольший удельный вес в объеме торговли товарами, происходящими из третьих стран, занимают товары, произведенные в Китае (27,2 процента общего объема взаимной торговли такими товарами), Украине (8 процентов), Германии (7,6 процента), Польше (5,3 процента), США (4,7 процента) и Италии (4,6 процента).
Обращает на себя внимание и продукция, составляющая основной объем в экспорте между странами - членами Таможенного союза. Так, наибольший удельный вес в экспорте Республики Казахстан в Российскую Федерацию занимают руды металлические (30,4 процента общего объема экспорта Республики Казахстан в Российскую Федерацию), топливо минеральное (26,9 процента), черные металлы и изделия из них (12 процентов). Импортирует Казахстан из России в основном топливо минеральное (26,9 процента общего объема импорта товаров), машины и оборудование (15 процентов), черные металлы и изделия из них (12,3 процента). Отрицательное сальдо взаимной торговли Республики Казахстан с Российской Федерацией за 2011 год составило 7,9 млрд долларов.
Коэффициенты покрытия импорта экспортом за 2011 год составили: в Республике Беларусь - 0,6, в Республике Казахстан - 0,5, в Российской Федерации - 1,9. Таким образом, итоги взаимной торговли государств - членов Таможенного союза за 2011 год следует признать вполне удовлетворительными. Объем взаимной торговли нарастает. В свою очередь создание торгового союза тремя ведущими государствами СНГ дало мощный импульс к активизации интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве.
Кроме этого, на сегодня страны - члены Таможенного союза стали более тесно взаимодействовать с европейскими партнерами. Как отметил председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко, сегодня Европа является основным торгово-экономическим партнером стран Таможенного союза, обеспечивая более 50 процентов экспорта и более 40 процентов импорта. В результате на комиссии Таможенного союза был поднят вопрос о возможности присоединения государств - членов Таможенного союза к европейской конвенции о транзите. Если это произойдет, то от Лиссабона до Владивостока груз будет перемещаться по единому документу, без переоформления на таможенной границе Таможенного союза, что будет способствовать сокращению издержек участников внешнеэкономической деятельности.
Вместе с тем негативное влияние глобального финансового кризиса приводит к пересмотру многих позиций с учетом изменившейся конъюнктуры рынка. В этом плане многие страны постепенно «поворачиваются лицом» к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Именно по этой причине страны Таможенного союза уже сегодня активно развивают отношения с Азиатско-Тихоокеанским регионом. В январе-августе 2012 года Азиатско-Тихоокеанский регион обеспечил Таможенному союзу 19 процентов экспорта и 37,4 процента импорта.
Открытые двери
Вместе с тем ТС и ЕЭП остаются открытыми для присоединения других государств, прежде всего членов ЕврАзЭС. Последние (Киргизия и Таджикистан) имеют для этого необходимые правовые основания, зафиксированные в основополагающих договорах ЕврАзЭС и ТС. Нынешнее руководство Киргизии официально обратилось в высший орган ТС с заявлением о присоединении. Объективно в участии в ТС и ЕЭП жизненно заинтересована Украина, экономика которой связана с ними тысячами кооперационных связей и наиболее важными рынками. Между тем для определения перспектив расширения Таможенного союза и появления возможных рисков участникам данного интеграционного объединения необходимо провести всесторонние исследования. Осознавая это, ведущие научные институты России, Украины, Белоруссии и Казахстана провели расчеты макроэкономического эффекта формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства по совмещенной модели межотраслевых балансов государств-участников. Результаты проведенных исследований показали, что интеграционный эффект позволяет преодолеть тенденцию к снижению темпов экономического роста.
Так, абсолютный размер интеграционного эффекта в пятилетней и десятилетней перспективе рассчитан для каждой страны в национальной валюте. На основе анализа результатов расчета были получены следующие оценки абсолютных размеров интеграционного эффекта.
Прогнозировавшаяся еще до глобального финансового кризиса высокая эффективность создания ТС и ЕЭП была подтверждена на практике первыми тремя годами функционирования единой таможенной территории трех из четырех перечисленных государств. При этом указанный выше рост взаимной торговли даже превзошел ожидания ученых. Во многом успешное завершение создания ТС в установленные сроки способствовало смягчению последствий кризисного сокращения международной торговли в период глобального кризиса и существенно улучшило условия посткризисного восстановления экономики.
Углубляя интеграцию
23 ноября текущего года состоялось 12-е заседание совета Евразийской экономической комиссии
(ЕЭК), в котором приняли участие председатель совета ЕЭК - заместитель премьер-министра Беларуси Сергей Румас, член совета ЕЭК - заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов, член совета ЕЭК - заместитель председателя правительства Казахстана Кайрат Келимбетов, председатель коллегии ЕЭК Виктор Христенко. В ходе заседания были рассмотрены актуальные вопросы углубления интеграции внутри тройки, взаимодействия в области промышленной политики, в части таможенно-тарифного и технического регулирования. Также обсуждались вопросы антимонопольного регулирования и конкурентной политики.
Одним из значимых результатов встречи стало принятие решения о снижении ввозных таможенных пошлин на отдельные виды вышивок из химических нитей и трикотажных полотен, в том числе основовязанных кружев, до 3 процентов от таможенной стоимости. «Сегодня импортеры нижнего белья имеют некоторое преимущество по сравнению с производителями в странах Таможенного союза, поскольку ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза для готовых изделий ниже, чем для материалов, из которых они производятся, - поясняет директор департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Виталий Гудин. - Изменения таможенных пошлин позволят снизить себестоимость швейных изделий, производимых в Таможенном союзе, а высвободившиеся средства направить на техническое перевооружение предприятий легкой промышленности, расширить их производственные программы». Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Другим значимым событием в жизни Таможенного союза стало проведение 23 ноября в Москве первого заседания консультативного комитета по электроэнергетике при ЕЭК под председательством члена коллегии (министра) по энергетике и инфраструктуре Даниала Ахметова. На повестке дня было обсуждение подготовки концепции и основных положений программы создания общего рынка электрической энергии и мощности стран ТС и ЕЭП, а также рассмотрения технического задания на разработку проекта концепции формирования общего рынка электрической энергии на территории ЕЭП. Как сказал на брифинге представителям СМИ Даниал Ахметов, «в скором времени ЕЭК подготовит концепцию формирования общего рынка электроэнергетики. На основе данной концепции будет разработан и принят серьезный программный документ, который, как мы полагаем, позволит в ближайшем будущем сформировать общий электроэнергетический рынок стран ТС и ЕЭП».
В результате реализация концепции формирования общего рынка электрической энергии на территории ЕЭП позволит решить уникальные задачи по повышению эффективности энергетических комплексов стран ТС и ЕЭП. «На текущий момент коэффициент эффективности генерирующих мощностей Беларуси, Казахстана и России составляет порядка 60 процентов. Это говорит о том, что за счет единого рынка можно существенно повысить этот показатель», - сказал Даниал Ахметов.
Напомним, что основными целями создания общего электроэнергетического рынка государств Единого экономического пространства являются обеспечение устойчивого роста национальных экономик и энергетической безопасности государств, защита интересов потребителей и производителей электроэнергии, повышение экономической эффективности и надежности электроэнергетического комплекса, оптимизация использования первичных энергоресурсов и расширение несырьевого экспортного потенциала государств. В то же время эффект от формирования общего электроэнергетического рынка будет способствовать повышению эффективности использования энергетических мощностей и инфраструктуры, инвестиционной привлекательности энергетических проектов, увеличению объемов торговли электроэнергией как в рамках Единого экономического пространства, так и с сопредельными рынками. В результате будет обеспечено сбалансированное потребление электроэнергии, снижение затрат на производство электроэнергии и сокращение энергоемкости производимой продукции в целом.
Таким образом, страны - члены Таможенного союза в очередной раз, преодолевая барьер и устанавливая
«общие правила игры», не только внесут свой вклад в дальнейшее укрепление интеграционного объединения, но и будут способствовать дальнейшему развитию своих национальных экономик, тем самым создавая прочный фундамент для поступательного движения «тройки» в число передовых стран мира.
Куаныш АЯЗБЕКОВ, Алматы
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.211 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |