Несмотря на то, что Казахстан не так часто упоминается в международных политических хрониках, как, например, США или другие западные державы, наша республика стала отправной точкой формирования крупных глобальных организаций и решения масштабных проблем. Конечно, любое мероприятие, вне зависимости от места его проведения, не всегда проходит гладко. И в то время, как начальные шаги становления Казахстана как государства и серьезного игрока на международной арене, возможно, были не всегда четкими, инициативы всегда заканчивались на мажорной ноте. |
За последние 20 лет Казахстан приложил немало сил, чтобы возглавить ОБСЕ и провести саммит этой организации, а значит, и эта встреча должна пройти не менее успешно, чем предшествующие.
Вначале было СНГ
Одним из самых значимых событий после распада Советского Союза стало формирование Содружества Независимых Государств (СНГ). Новый союз был сформирован главами постсоветских стран после подписания «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» в Вискулях, также известных под названием Беловежская Пуща, под Брестом 8 декабря 1991 года. Таким образом, документ обозначил прекращение существования Союза Советских Социалистических Республик как субъекта международного права и геополитической реальности.
Однако бывшие страны Советского Союза решили не расставаться друг с другом надолго, так как их объединяет историческая общность народов, двусторонние договоры и намерение развивать дальнейшие экономические и дипломатические отношения в рамках нового содружества.
В результате уже 13 декабря президенты 5 центральноазиатских государств и бывших стран – участниц СССР (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана) провели встречу в Ашхабаде, на которой дали свое согласие вступить в организацию, но в статусе равноправных участников и учредителей. Дабы еще раз закрепить плоды предыдущих встреч, президент нашей республики Нурсултан Назарбаев предложил собраться в Алматы, чтобы обсудить вопросы принятия совместных решений. В результате этой инициативы 21 декабря 1991 года в бывшую столицу съехались представители 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины для того, чтобы подписать Алма-Атинскую декларацию, которая стала основополагающим документом, излагающим цели и принципы деятельности СНГ.
Соглашение закрепило за собой порядок взаимодействия между участниками организации, которое должно «осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием».
Кроме того, участники Содружества решили сохранить объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным арсеналом, поощряя при этом своих товарищей по союзу закрепить за собой статус безъядерного или нейтрального государства. Страны новоиспеченного альянса также продекларировали свою приверженность формированию и развитию общего экономического пространства. Пожалуй, одним из самых главных достижений алма-атинской встречи стало положение о прекращении существования СССР и образовании СНГ в современном формате.
Таким образом, организованная Казахстаном встреча стала важной главой в государственном строительстве на пространстве бывшего Советского Союза, так как именно она ознаменовала конец преобразования бывших республик СССР в суверенные государства.
Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан и Молдавия, которые до этого считались лишь ассоциированными членами альянса.
Таким образом, наша республика инициировала одно из самых важных событий конца ХХ века, оказав содействие получению статуса независимости постсоветскими странами и сохранению духа целостности и сотрудничества между ними.
Азы региональной интеграции
В копилку международных организаций, чьим активным участником является Казахстан, входит и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Как известно, предпосылкой к созданию этой инстанции стало образование Таможенного союза между Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией в 1995 году. Однако в 2000 году бывший президент РФ Владимир Путин выступил с предложением преобразовать организацию в новый экономический тандем, который «увидел свет» именно на саммите в Астане.
Эта структура представляет собой международное экономическое объединение, чья деятельность непосредственно связана с формированием общих внешних таможенных границ ее участников, которыми являются наша республика, Беларусь, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Организация занимается разработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и иных компонентов работы общего рынка.
Понимая важность подобного сотрудничества, Казахстан, буквально на рубеже тысячелетий, в 2000 году, решил провести у себя саммит при участии представителей из Белоруссии, России, Таджикистана, Киргизии и, соответственно, нашей республики. В результате встречи главы нынешних государств – участников организации подписали договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В этом соглашении была заложена концепция тесного и продуктивного торгово-экономического партнерства для достижения объектив, заложенных в договоре о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве, которые, к слову, за последний год, приобрели физические очертания в рамках договоров между членами ТС, коими являются Казахстан, Белоруссия и Россия.
Астанинский саммит послужил толчком к углублению интеграции в экономической и гуманитарной областях стран – участниц соглашения. Кроме того, стороны согласились продолжать взаимодействие в рамках ранее заключенных договоров при условии, что предыдущие соглашения не будут противоречить основным положениям настоящего договора.
Дальнейший ход событий известен всем. В результате многолетней активной деятельности организации, которая появилась на свет в Астане, сегодня уже активно функционирует Таможенный союз и его члены усердно работают над следующим этапом – единым экономическим пространством. В свою очередь, эти результаты говорят о том, что 10 лет назад встреча участников ЕврАзЭС в Астане положила основу плодотворному сотрудничеству между странами постсоветского пространства.
Консолидация «шанхайцев»
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) стала еще одной элитной международной организацией, в рядах которой находится Казахстан. ШОС была основана в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Все эти страны, за исключением Узбекистана, в свое время являлись участниками другого истеблишмента – «Шанхайской пятерки», сформированной на основе соглашения об укреплении доверия в военной отрасли и о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах в 1996–1997 годах между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном. Однако после того, как Узбекистан присоединился к организации в 2001 году, было принято единогласное решение переименовать союз в Шанхайскую организацию сотрудничества.
Как тогда пояснил президент нашей республики, необходимость трансформации «Шанхайской пятерки», созданной для решения проблем военного приграничного сотрудничества, в ШОС была обусловлена современными вызовами. По словам Нурсултана Назарбаева, «шанхайцам» необходимо было оказать противодействие международному терроризму и развивать торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество.
Уже спустя год после появления ШОС, в 2002 году, участники союза подписали документ об учреждении региональной антитеррористической структуры (РАТС), базирующейся в Ташкенте, продолжая развивать эту инстанцию в последующие годы своей деятельности.
Кроме того, следуя директивам новоиспеченного союза, страны-участницы стали активно налаживать экономическое сотрудничество между собой, которое и по сей день не утратило своей актуальности и только продолжает укрепляться.
К слову, ШОС представляет большой интерес для международного сообщества еще и потому, что это единственная крупная организация, штаб-квартира которой базируется в Поднебесной. А учитывая повышенный глобальный интерес к Китаю, который только возрос в посткризисный период, эта организация будет только наращивать свою значимость и потенциал. Значит, и инициативы, и предложения, высказываемые участниками организации, будут восприниматься с большей серьезностью.
Спустя 4 года после трансформации организации и ряда встреч, проведенных в Китае, России и Узбекистане, в 2005 году, инициативу принять саммит у себя выдвинула Астана. Стоит отметить, что встреча в Казахстане вызвала неподдельный интерес со стороны международных политических экспертов, поскольку помимо стандартного пакета новых документов участники организации подписали Декларацию глав государств – членов ШОС, которая обозначила основные подходы, нацеленные на дальнейшее объединение усилий и укрепление взаимодействия.
Кроме того, обозревателей также не оставил равнодушным тот факт, что на сей раз помимо основных участников подобных мероприятий к работе саммита в качестве наблюдателей присоединились и делегации из Индии, Ирана и Пакистана. Отслеживая ход событий в столице нашей республики, наблюдатели отметили решительность глав стран ШОС консолидировать усилия для того, чтобы положить конец деятельности международных террористических группировок на территории своих государств. Любопытным стал тот факт, что тон переговорам задавали не такие крупные товарищи по союзу, как Россия и Китай, а президенты центральноазиатских республик.
В ходе встречи члены ШОС во главу угла поставили афганский вопрос и призвали коалиционные западные силы определиться с датой завершения своей военной кампании в Афганистане и с выводом войск.
Основными итогами Астанинского саммита 2005 года стали определенные геополитические сдвиги в регионе, а именно снижение влияние «внерегиональных сил», под которым предполагается присутствие американских военных сил, усилившееся в результате контртеррористической операции международных коалиционных сил в Афганистане.
Как гласит ультиматум астанинской встречи ШОС, участники мероприятия сочли «необходимым, учитывая завершение активной фазы антитеррористической операции в Афганистане, чтобы соответствующие участники коалиции определились с конечными сроками временного использования объектов инфраструктуры и пребывания военных контингентов на территориях стран – членов ШОС».
Несмотря на решительность и непреклонность членов ШОС, эта тема затянулась еще на 5 лет, для того чтобы вновь возникнуть на саммите ОБСЕ.
По итогам астанинского заседания стороны заключили ряд соглашений, а именно окончательно зафиксировали Иран, Индию и Пакистан в статусе наблюдателей при организации. В ходе саммита было также принято решение Совета глав государств ШОС утвердить «Концепцию сотрудничества государств – членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и другие немаловажные документы. Но, пожалуй, основным соглашением этой встречи стала Декларация глав государств – членов ШОС, в которой члены организации обратили внимание на феномен «заказных цветных революций», которые стали довольно распространенным явлением в странах СНГ.
Как тогда отметил глава нашей республики Нурсултан Назарбаев, «люди, пришедшие к власти в результате «цветных революций» в Грузии и на Украине, пытались «перераспределить экономику, переприватизировать и себе прихватить». Очевидно, что участники ШОС не могли допустить распространения такой заразы на свои земли, так как подобные события на территории Центральной Азии могли привести к тяжелым последствиям, включая гражданские войны и дестабилизацию региональной безопасности. Столь жесткую позицию занял и президент Узбекистана Ислам Каримов, который обратил внимание участников на трагические события в Ферганской долине, когда в наступлении так называемой «оппозиции» против правящей власти приняли участие иностранные граждане, входящие в исламистские террористические группы.
Как оказалось, такие опасения являются более чем обоснованными. Подтверждением тому стали мартовские события в Кыргызстане, который в результате необдуманных действий руководства страны и чрезмерной провокационной деятельности оппозиционных сил пал жертвой революционных настроений и политических переворотов, которые эхом откликнулись по всему региону.
На пути к обновлению
Учитывая предыдущий опыт Казахстана в организации международных мероприятий, саммит ОБСЕ в Астане может стать переворотным для всей организации. Как показывает время, предыдущие встречи в Алматы и Астане неизбежно становились основой трансформации того или иного альянса, выводя его на качественно новый уровень. Как известно, в период председательства в ОБСЕ Казахстан не раз озвучивал идею о необходимости преобразования организации, для того чтобы соответствовать современным реалиям. И стоит ожидать, что наша республика не отойдет от своих традиций и будет способствовать дальнейшему углублению международных отношений и безопасности.
Алиса БЕСПАЛОВА, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.591 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |