Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Казахстан стремится решать вопросы экономического и экологического характера, проецируя их на весь мир



Казахстан стремится решать вопросы экономического и экологического характера, проецируя их на весь мир

 

Казахстан, став председателем влиятельной региональной организации, не только взял на себя серьезную задачу по реализации ее функций, но и получил площадку, на которой может продвигать собственные инициативы и стараться раскрыть в полной мере интересы региона, постсоветских стран, которые делегировали нас в качестве «коллективного» кандидата.

Очевидно, что за 37 лет со времени образования Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе многое изменилось. И поскольку наибольшая территория, охваченная ОБСЕ, приходится на Центрально-Азиатский и Восточноевропейский регионы, необходимо дать понять мировому сообществу, что в глобальном мире наши интересы должны соблюдаться так же, как и интересы граждан Соединенных Штатов и Западной Европы.


Мир, переживающий результаты серьезнейшей экономической ошибки и последующего экономического и финансового кризиса, ждет от глав государств, собравшихся сегодня в Астане, активных действий, направленных на выправление ситуации в сторону позитивных посткризисных улучшений, а также изменения мировых ориентиров, которые бы позволили бедным странам приблизиться к уровню богатых, а пострадавшим от кризиса почувствовать себя не на обочине. Это ожидание особенно естественно после провала Давосского форума в январе этого года, где не было принято ни одного решения и не предпринято ни одного решительного действия после него, несмотря на то, что он проходил под лозунгом «Переосмыслить, перепроектировать, перестроить».

 

Участвовать, а не присутствовать

 

Казахстан на постоянной основе участвует в работе Всемирного экономического форума (именно его рейтингу доверяет глава государства и в своем послании 2006 года говорил о том, что Казахстан должен войти в пятидесятку наиболее конкурентоспособных стран мира). В частности, в апреле 2000 года в Алматы по инициативе президента РК Н. Назарбаева под эгидой Давосского форума была проведена сессия Евразийского экономического саммита на территории Казахстана, ставшая первым мероприятием такого рода в Центральной Азии. В работе форума приняли участие свыше 500 представителей из 42 государств мира.

В своем стремлении быть глобальным игроком наша страна не останавливается на достигнутом. И в следующем году в Астане пройдет VII Всемирный исламский экономический форум. «Исламский Давос» впервые пройдет в стране Центрально-Азиатского региона. Тема астанинского форума – «Глобализация: взаимосвязь, конкуренция, сотрудничество для мобилизации мусульманских и немусульманских стран к большей экономической независимости через открытые каналы взаимоотношений и многостороннего стратегического сотрудничества». Таким образом, Казахстан выступит в очередной раз проводником между Востоком и Западом.

Между тем, даже перестав быть председателем ОБСЕ, наша страна не перестает продвигать ценности и идеи этой организации. В рамках VII форума будет организовано несколько сессий, на которых будут обсуждаться и «зеленые» технологии, то есть развитие альтернативных источников энергии. Проведению основной части форума будут предшествовать форумы деловых женщин и молодых бизнесменов.

Если же посмотреть назад, то наша страна последовательно продвигала инициативы, так или иначе завязанные на тех принципах, которые декларируются в документах ОБСЕ и других международных и региональных объединений.

5 марта 1992 года Казахстан был принят в Организацию Объединенных Наций. А спустя несколько месяцев на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент РК Нурсултан Назарбаев изложил принципы участия независимого Казахстана в деятельности этой международной организации, наше видение ее роли в современном мире. По общему признанию, выступление главы Казахстана, выдвинутые им масштабные внешнеполитические инициативы стали серьезной заявкой молодого государства на участие в мировой политике, во многом способствовали его признанию во всемирной организации. Взвешенный и прагматичный курс главы нашего государства, приверженность республики соблюдению норм международного права вызывают уважение и поддержку со стороны государств-членов и руководства организации.

На той же 47-й сессии Генассамблеи ООН Нурсултан Назарбаев озвучил идею первой региональной инициативы нашей страны – по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Первый саммит СВМДА проведен в 2002 году. Сегодня в организации 17 стран-участниц и 9 стран со статусом наблюдателя. В совещании участвуют также ООН, ОБСЕ, Лига арабских государств (ЛАГ).

Открывая работу III саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии в Стамбуле 8 июня 2010 года, Нурсултан Назарбаев сказал, что «Казахстан, как действующий председатель, выступает за учреждение единого форума ОБСЕ – СВМДА. Сотрудничество и взаимодействие этих двух организаций должно открыть путь к созданию континентальной платформы безопасности». При этом он упомянул значимость форума, созданного по инициативе Казахстана, в котором действуют 22 государства, занимающих свыше 90 процентов территории Азии, с населением, составляющим половину всего населения Земли.

В числе значимых идей, озвученных президентом Казахстана, – формирование Евразийского союза, объединяющего постсоветские государства во имя достойного будущего. С этой программой он выступил в марте 1994 года в Московском государственном университете имени М. Ломоносова. Эта идея получила наполнение в развитии Таможенного союза и формировании Единого экономического пространства. На саммите в Астане 15 сентября 2004 года президенты России, Казахстана, Белоруссии и Украины утвердили перечень документов по ЕЭП, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке. В стартовом формате организация, после подписания участниками пакета из 17 соглашений 9–10 декабря, будет существовать. Однако идея получила неожиданное развитие. Россия, стремящаяся ускорить процесс экономической интеграции на региональном уровне, пытается расширить ее границы. 25 ноября 2010 года в статье для немецкой газеты Sґddeutsche Zeitung премьер-министр РФ Владимир Путин предложил Евросоюзу создать экономический альянс, представляющий собой Единое экономическое пространство, расположенное на территории от Владивостока до Лиссабона (в которое могут войти территории Белоруссии и Украины). В частности, одной из причин активизации развития партнерства между Россией и Европейским союзом, итогом которого должно стать создание экономического альянса, является экономическое освоение сибирских и дальневосточных территорий России. По словам Путина, кризис показал, что экономики ЕС и России являются уязвимыми. Россия, пишет премьер, все еще сильно зависит от сырьевого рынка. Среди минусов Европы Путин назвал деиндустриализацию экономики, которая приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке высокотехнологичных товаров. Чтобы изменить ситуацию, считает премьер, необходимо четко использовать плюсы обеих экономических систем – России и ЕС. Россия может предложить Европе ресурсы, инвестиционный капитал, новые технологии.

Между тем региональными союзами не ограничивается казахстанское участие. Поскольку наша страна достаточно быстро создала собственную развитую финансовую инфраструктуру, которая активно взаимодействует с мировыми финансовыми институтами, мировой кризис отразился на всей экономике страны. И лучшей реакцией на этот вызов стала не только реализация антикризисных действий, но и предложения по устранению фундаментальных причин. Речь идет об инициативе президента страны создать наднациональную мировую валюту, которая существовала бы на базе всемирного закона о мировой валюте, подписанного главами большинства стран мира и ратифицированного большинством парламентов мира. Такая идея высказана главой государства в авторской статье «Ключи от кризиса», опубликованной в «Российской газете» в феврале 2009 года. Позже она была оформлена в программной статье «Пятый путь».

Ее поддержали многие эксперты и политики. В частности, лауреат Нобелевской премии по экономике 1999 года Роберт Манделл заявил, что президент Назарбаев на правильном пути: «Я думаю, это хорошая идея для G20, они должны ее изучить и организовать комитет Международного валютного фонда, чтобы они создали мировую валюту. Настало время для создания единой мировой валюты. В истории подобная мысль приходила не единожды. В последний раз это случилось в 1965 году, когда стало очевидно, что существует серьезнейшая проблема с долларом, поскольку страны скупали доллары, а США должны были продолжать обеспечивать конвертируемость доллара в золото. Но сделать это было сложно, потому что цены на золото росли. И всякий раз, когда наступает кризис, возникает снова и снова идея о всемирной валюте. Мы аплодируем президенту Назарбаеву, который выдвинул эту идею в этот раз».

 

Есть к чему стремиться

 

В Хельсинкском заключительном акте 1975 года государства – участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе – предшественника ОБСЕ – выразили убеждение в том, что усилия с целью развития сотрудничества в сферах торговли, промышленности, науки и технологий, охраны окружающей среды и иных областях экономической деятельности способствуют усилению мира и безопасности в Европе и во всем мире в целом. Эти экономические и экологические вопросы составили так называемую вторую корзину Хельсинкского заключительного акта и с того времени стали известны как второе из трех измерений ОБСЕ (первое относится к политико-военным вопросам, а третье называется человеческим измерением).

В ноябре 1997 года в рамках Секретариата ОБСЕ создано Бюро координатора экономической и экологической деятельности ОБСЕ (БКЭЭД), которое преследует в качестве своей главной цели укрепление безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ путем продвижения международного сотрудничества по экономическим и экологическим вопросам. Целями деятельности БКЭЭД являются, среди прочего, продвижение надлежащего управления и содействие государствам – участникам ОБСЕ в формировании позитивного делового и инвестиционного климата; борьба с коррупцией, отмыванием денег и финансированием терроризма, а также с торговлей людьми и иными формами транснациональной организованной преступности; укрепление сотрудничества между государствами – участниками ОБСЕ по вопросам транспорта и безопасности; облегчение диалога по вопросам энергетической безопасности; поддержка формирования эффективной миграционной политики в странах происхождения и назначения мигрантов; пропаганда концепции устойчивого развития через повышение осведомленности общественности и выработку соответствующей политики в том, что касается проблем экологической безопасности, включая управление водными ресурсами, деградацию земельных ресурсов, загрязнение почвы и опасные отходы; развитие Инициативы в области окружающей среды и безопасности (ЭНВСЕК) в сотрудничестве с другими международными организациями.

На совете министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ в Маастрихте в декабре 2003 года государства-участники приняли документ-стратегию ОБСЕ для экономического и экологического измерения. Сделав это, они приняли обязательства сотрудничать по вопросам экономики, надлежащего управления, устойчивого развития и охраны окружающей среды с тем, чтобы противостоять угрозам и вызовам безопасности, которые возникли на протяжении предшествовавшего десятилетия.

В документе-стратегии государства – участники ОБСЕ выразили свою озабоченность тем, что «экономическое и социальное неравенство, недостаточное верховенство закона, слабое управление, коррупция, широко распространенная бедность и высокий уровень безработицы входят в число факторов, способствующих таким глобальным угрозам, как терроризм, крайний экстремизм, транснациональная организованная преступность, а также незаконная экономическая деятельность, включающая отмывание денег, торговлю людьми в разных формах и незаконную миграцию». Дополнительно государства – участники ОБСЕ признали, что «экологическая деградация, неустойчивое пользование природными ресурсами и неправильное управление переработкой и уничтожением отходов оказывают существенное негативное воздействие на здоровье, благосостояние, стабильность и безопасность населения наших стран».

На ежегодном СМИД ОБСЕ в 2006 году 56 государств – участников ОБСЕ приняли решение № 11/06 о «Будущем транспортном диалоге в ОБСЕ». Базируясь на этом решении, ОБСЕ занялась укреплением транспортной безопасности, продвижением концепции интегрированного управления на границах, содействием в решении проблем развивающихся стран, не имеющих выхода к морю.

Все проблемы, входящие в экономическое и гуманитарное измерение организации, так или иначе являются насущными вопросами безопасности Казахстана. Однако страны уже перестали быть некими изолированными образованиями. Поэтому в интервью европейским СМИ Нурсултан Назарбаев отметил: «Вопросы экологии – важный аспект нашего председательства. Тысячи казахстанцев находятся в зоне аральской экологической катастрофы. На ноябрьской международной донорской конференции рассмотрен вопрос о финансовом и техническом вкладе со стороны членов ОБСЕ в реабилитацию Арала. В ходе III Астанинского экономического форума мы предложили начать разработку нового документа «Маастрихт плюс». Боннский документ и действующая Маастрихтская стратегия ОБСЕ не вполне отвечают современным условиям, не учитывают посткризисного развития мира».

То есть проблем много и у нас, и у соседей по планете. И решать их нужно сообща…

 

Подготовил Арсен САИДОВ, Алматы

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 17
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.241 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>