Животноводческая отрасль республики испытывает нехватку управленцев – организаторов производства. Общественный фонд «Фермер Казахстана» уже несколько лет активно участвует в реализации социально-экономического компонента (сопровождения) ряда грантовых программ ПРООН, Всемирного банка, Глобального экологического фонда с участием МСХ РК, связанного с развитием сельхозпроизводства и сельских территорий в целом. При этом целевой группой нашего обследования являются домохозяйства сельских населенных пунктов, на основе которых выявляются самые критические социально-экономические проблемы на сельской территории и возможные пути их решения. При этом, как показывает наш анализ статданных и обследования, в подавляющем большинстве сельских территорий (общин) главным источником дохода населения является животноводство. |
В то же время известно, что оно в республике на сегодня представлено в основном личным хозяйством населения (ЛПХ), где сосредоточено на 01.01.2012 г., по данным статистики, 77% КРС, 67% овец и коз, 73% свиней и 63–64% лошадей и верблюдов. Да и крестьянские (фермерские) хозяйства, где сосредоточена другая оставшаяся часть скота (в сельхозпредприятиях всего их около 5%), являются, как и личные подворья, мелкотоварными хозяйствами. При этом как главы домохозяйств, так и подавляющее большинство фермеров не имеют специального образования.
В данной ситуации, не говоря о других нерешенных актуальных проблемах, в обозримой перспективе не может идти речь о переводе отрасли на индустриально-инновационный путь развития. Напомним, по поручению Президента Н. Назарбаева в стране принята и реализуется с 2010 года Программа ускоренного развития животноводства, преследующая основную цель – максимально увеличить экспортный потенциал отрасли и довести экспорт мяса крупного рогатого скота к 2015 году до 60 тыс. тонн, к 2020 году – до 180 тыс. тонн. В ходе реализации этой программы со всей очевидностью высветилась проблема острой нехватки квалифицированных специалистов – зооинженеров, которые бы решали вопросы рационального кормления, соответствующего содержания и воспроизводства животных. Эта проблема усугубляется еще тем, что реализуемая сейчас крупная программа развития мясного скотоводства «Сыбаға» основана на закупе дорогого племенного скота за рубежом, что требует соответствующей высокой культуры его содержания.
Для решения проблемы МСХ принимало половинчатые меры и инициировало, начиная с 2012 года в рамках госпрограммы «С дипломом – в село!», реализуемой с 2008 года касательно специалистов социальной сферы, привлекать также ветеринаров. К тому же в программу «Болашак» включены специальности «ветеринарная медицина» и «ветеринарная санитария». Бесспорно, эти специалисты нужны для отрасли, однако они не обучены для проведения эффективной организации производства продукции.
История отлучения от участия в развитии животноводства зооинженеров и ее последствия общеизвестны. В период после распада совхозов и колхозов новые собственники, посчитав, что любой человек может управлять животноводческими процессами, отказались от услуг зооинженеров, уповая лишь на ветеринаров.
Оказавшись не у дел, опытные, высококвалифицированные зооинженеры ушли в бизнес и другие секторы деятельности. Хотели получить экономию денежных средств, а на деле все получилось наоборот, и целая отрасль аграрной экономики осталась на местах без управленцев и организаторов.
Считаем, что если взят курс развития животноводства по инновационно-индустриальному пути, государство должно принимать активные стимулирующие меры по повышению роли и престижа зооинженеров. В первую очередь ввести штатную единицу зооинженера в акимате каждого сельского (аульного) округа. Их следует включить (наряду с ветеринарами) в перечень привлекаемых специалистов по госпрограмме «С дипломом – в село!». К тому же следует определить объективную численную потребность в зооинженерах каждого сельского округа, района и области.
Для зооинженеров, как управленцев, инженеров-технологов по разведению сельхозживотных и организаторов производства следует разработать новые квалификационные характеристики и требования, наделить их правами и обязанностями по ведению учета и отчетности, решению вопросов разведения и воспроизводства, селекционно-племенной работы, искусственного осеменения, содержания и кормления, производства и приготовления кормов, первичной переработки и реализации продукции, оказанию консультативной помощи крестьянам и фермерам в вопросах развития животноводства.
В условиях постепенного укрупнения мелких ферм и индустриализации животноводства в республике будут широко применяться механизация, автоматизация и компьютеризация производственных процессов. В этих условиях вопросы зоотехнии и инженерии будут теснее сплетаться, и этими процессами должны управлять специалисты, владеющие знаниями зооинженерии.
В прежние времена зооинженеров обучали в вузах. Кроме общеобразовательных дисциплин им преподавали множество специальных, а выпускники получали различные квалификации: зооинженер широкого профиля, зооинженер-коневод, зооинженер-птицевод, зооинженер-каракулевод и т. д.). Зооинженеры были всесторонне – теоретически и практически – подготовленными организаторами, управленцами, инженерами и технологами животноводства и переработки его продуктов в одном лице, что необходимо и на сегодняшнем этапе развития отрасли.
В связи с этим считаем, что решение Премьер-Министра С. Ахметова, принятое им еще в должности первого вице-премьера, по возрождению подготовки зооинженеров очень своевременное и получило широкое одобрение среди сельского населения и в кругу управленческих, научных кругах АПК. Поэтому Министерству образования и науки, Министерству сельского хозяйства республики совместно с акиматами и другими заинтересованными органами, на наш взгляд, пора уже принимать конкретные меры по возрождению подготовки зооинженеров, активно проводить пропагандистскую работу в сельской местности с тем, чтобы заинтересовать молодежь в овладении профессией зооинженера, и доходчиво разъяснять людям необходимость данной профессии для села.
Необходимо введение одной штатной единицы зооинженера в акимате каждого сельского (аульного) округа. Их на сегодня насчитывается по республике 2 451. Содержание такого же числа специалистов за счет бюджета не такие большие расходы, если учесть огромную социально-экономическую выгоду от их деятельности непосредственно в производственной сфере.
В. ЛЕВИН,
генеральный директор Общественного фонда «Фермер Казахстана»,
А. КУЛТАЕВ,
кандидат экономических наук, эксперт Общественного фонда «Фермер Казахстана»
Сайт газеты «Казахстанская правда» Время загрузки страницы 0.237 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |