Программа занятости населения, стартовавшая 1 июля 2011 года, уже сегодня доказала на практике свою актуальность, востребованность и эффективность. Стартовавший по поручению Главы государства Нурсултана Назарбаева государственный проект «Программа занятости–2020» для многих казахстанцев стал путеводной нитью, светом в конце тоннеля, надеждой, воплотившейся в реальности. И это объективно, ведь у многих безработных, малообеспеченных и самозанятых граждан появилась уверенность в завтрашнем дне. И для этого не надо было ехать в соседние страны в поисках работы, необходимо было только зарегистрироваться, пройти курсы обучения, чтобы освоить новую, востребованную на рынке труда профессию и получить долгожданное рабочее место. При этом, как оказалось, обучение, проезд до места учебы – все за счет государства, а также выплачивается стипендия каждому участнику программы. В прошлом году проект реализовывался в пилотном режиме, однако за 2012 год свыше 90 тысяч казахстанцев обрели новую профессию и стабильный заработок. Результат, как говорится, налицо. |
Вместе с тем необходимо достичь всех поставленных руководством страны целей. Как отметил Глава государства Нурсултан Назарбаев в январском послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана»: «По моему поручению правительство утвердило принципиально новую программу обеспечения занятости. В ней поставлены три важные задачи. Во-первых, создание эффективной системы обучения и содействия в трудоустройстве. Во-вторых, содействие развитию предпринимательства на селе. В-третьих, повышение мобильности трудовых ресурсов, приоритетное трудоустройство в центрах экономической активности Казахстана». Напомним, программа занятости населения была разработана на основе Послания президента Республики Казахстан народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года, Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010–2014 годы. Программные документы, ставшие базой для новой программы, также содержат положения о поддержке казахстанцев в части обеспечения их рабочими местами.
Поставленные в программе три задачи в настоящее время становятся ориентиром в ежедневной деятельности для многих министерств и ведомств, а также представителей исполнительной власти в регионах республики. Напомним, что задачами утвержденного постановлением правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года документа «Программа занятости–2020» является вовлечение в продуктивную занятость самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения, развитие кадрового потенциала для реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010–2014 годы, совершенствование системы оказания социальной помощи. Временные рамки программы, ограниченные периодом до 2020 года, включают в себя прохождение трех этапов: пилотный I этап – 2011 год, II этап рассчитан на период 2012–2015 годов, и III этап – 2016–2020 годы соответственно.
О глобальности поставленных задач можно судить и по финансированию. Так, согласно паспорту программы, затраты республиканского бюджета на ее реализацию в 2011 году составили 40,2 млрд тенге. В последующие годы объемы финансирования из государственного бюджета будут уточняться при формировании соответствующих бюджетов на планируемый период. При этом в 2012–2015 годах объем финансирования составит не менее 100 млрд тенге ежегодно.
В этом отношении предстоит сделать еще очень много. Вместе с тем стоит отметить, что ситуация с трудоспособным населением в Казахстане не выглядит так угрожающе, как в соседних с нашей страной республиках. Достаточно отметить, что за относительно короткое время суверенного существования проводимые социально-экономические преобразования позволили создать в стране динамично развивающийся рынок труда, с повышающейся на регулярной основе экономической активностью и уровня занятости населения. Так, только за последние 10 лет численность занятого населения увеличилась с 6698,8 тыс. человек до 8141,4 тыс. человек, а уровень безработицы снизился с 12,8 процента в 2001 году до 5,5 процента на конец 2010 года.
Рост занятости обусловил увеличение доходов населения и снижение уровня бедности. Доля населения, имеющего доходы ниже уровня прожиточного минимума, снизилась с 46,7 процента в 2001 году до 6,9 процента в 2010 году.
Однако постепенная урбанизация страны способствовала росту внутренней миграции населения, что в свою очередь обусловило рост напряженности между городским населением и молодыми людьми, прибывающими в поисках заработка из сельских населенных пунктов. В этом плане стало постепенно усугубляться положение сельской молодежи, которая в силу ограниченного доступа к получению профессионального образования практически неконкурентоспособна на формальном рынке труда. В результате на 1 октября 2010 года более 1,1 млн человек имели доходы ниже прожиточного минимума. В этом плане разработка и принятие программы занятости населения стали определенным образом руководством к действию для всех участников трудовых отношений, главная цель их сосредоточилась вокруг обеспечения трудовыми местами рядовых казахстанцев, независимо от их места жительства.
Разработанные целевые индикаторы свидетельствуют о значимости принятого и реализуемого в настоящее время программного документа. Так, в соответствии с «Программой занятости–2020» к 2016 году ею будут охвачены до 1,5 млн казахстанцев, в том числе 800 тысяч сельских жителей. Снизится удельный вес неэффективной занятости, уменьшится безработица, повысятся производительность труда и доходы населения. При этом уровень бедности снизится с 8,2 процента до 6 процентов, уровень безработицы не будет превышать 5,5 процента, а доля самостоятельно занятых в составе занятого населения снизится с 33,3 процента до 26 процентов. Кроме этого, дополнительный рост производительности труда за счет реализации программы составит 20 процентов.
В рамках программы профессиональным обучением в 2011 году было охвачено 63,3 тысячи человек, 3 тысячи человек получили возможность заняться индивидуальным предпринимательством. В свою очередь предусмотрено переселение 632 семей в центры экономического роста, что, с одной стороны, обеспечит потребность развивающихся производств в рабочей силе за счет внутренних резервов, а с другой – создаст условия для реализации трудового потенциала казахстанцев.
При реализации программы не остались без внимания и выпускники учебных заведений, которые постоянно сталкиваются с проблемой трудоустройства. Так, выпускникам учебных заведений органами занятости выдаются направления на прохождение молодежной практики в организациях. Молодежная практика является дополнительной мерой социальной защиты выпускников. Ее целью является приобретение молодежью первоначального опыта работы, знаний и навыков, оказание содействия в трудоустройстве и повышение конкурентоспособности на рынке труда. При этом молодежная практика продолжается не более 6 месяцев. Немаловажным является тот факт, что оплата труда производится за счет средств местного бюджета. Начиная с текущего года молодежная практика проводится в рамках программы «Дорожная карта бизнеса–2020». Она организуется и проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики.
Реализация программы идет полным ходом, о чем свидетельствуют факты, которые, как говорится, упрямая вещь. Безусловно, актуальность программы, ее востребованность и перспективы не только смогут положительным образом отразиться на социально-экономической ситуации внутри страны, но и способны поднять республику на очередную ступень развития, приблизив ее к ведущим странам мира.
Куаныш АЯЗБЕКОВ, Алматы
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.268 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |