Проблема наркомании в республике находится на постоянном контроле у руководства страны. И это понятно, ведь данное социально опасное явление негативным образом влияет не только на самочувствие казахстанского общества, но и пагубным образом сказывается на здоровье граждан страны, ставших волею случая наркозависимыми. «Наркотики – это особенная и губительная среда, и большой вопрос, насколько здесь применимы принципы гуманизма. На одной чаше весов – жизнь человека, который их ввозит и распространяет, а на другой – загубленные с его «помощью» жизни потребителей наркотиков», – сказал Лидер Нации Нурсултан Назарбаев в послании «Стратегия Казахстана-2030». |
В этой связи был разработан комплекс мер, предусматривающих ряд мероприятий, направленных на борьбу с наркоманией. Так, 27 июня 2008 года Главой государства был подписан закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан и Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам усиления ответственности в сфере незаконного оборота наркотиков». Данным законом ужесточены ответственность и наказание за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. И это объективно, так как в настоящее время во многих странах мира действует практика по ужесточению уголовных мер в борьбе с наркопреступностью.
Так, например, Бельгия, Великобритания, Греция, Ирландия, Канада, Франция и другие страны установили пожизненное лишение свободы за преступления подобного рода. Кроме этого, смертная казнь за наркоторговлю предусмотрена национальными законами Ирана, Китая, Сингапура, США, Таиланда и других стран. Так, например, в Малайзии с 1975 года действует закон, предусматривающий казнь через повешение за контрабанду и хранение наркотиков. А с 1983 года в связи с усугублением ситуации и ростом наркоторговли была расширена область применения закона. В результате за хранение более 15 граммов героина или 200 граммов марихуаны, а также за ввоз в страну сильнодействующих наркотических веществ полагается исключительная мера наказания – смертная казнь вне зависимости от гражданства преступника. В Китае если человека поймали с более чем 50 г героина, то ему полагается смертная казнь. Рассчитывать на помилование могут беременные и кормящие матери с грудными детьми младше 6 месяцев и дети, не достигшие 14-летнего возраста.
Что же касается нашей страны, то в целях борьбы с наркоманией дополнительно были приняты законы «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими», «О медико-социальной реабилитации лиц, больных наркоманией». Принимая во внимание важность и пагубное последствие распространенного социального явления, правительство разработало «Стратегию борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006–2014 годы». Данный программный документ соответствует основным положениям указа президента Казахстана «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года», в котором противодействие наркомании и наркобизнесу определено одним из основных направлений деятельности государственных органов и общественных институтов. Весь период реализации стратегии разбит на три этапа: 1-й этап охватывает 2006–2008 годы, 2-й этап – 2009–2011 годы, 3-й этап – 2012–2014 годы.
Но, несмотря на то что в республике систематически принимаются и реализуются целенаправленные меры по борьбе с наркоманией, ситуация остается достаточно напряженной. Объем незаконного оборота наркотиков в Казахстане пока еще остается довольно большим, ставя под угрозу не только здоровье населения, но и дестабилизируя экономическое, политическое и социальное положение, процесс проводимых государством экономических реформ. Так, только в 2011 году органами правопорядка было выявлено 4360 преступлений и 5161 правонарушение, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Изъято 33 тонны 998 килограммов различных видов наркотиков, в том числе 306,7 килограмма героина.
Вместе с тем в целом по стране отмечается снижение удельного веса зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров, в общем количестве зарегистрированных общеуголовных преступлений. Так, удельный вес наркопреступлений составил в 2009 году 5,1 процента, в 2010 году – 4,9 процента, в 2011 году – 2,1 процента. При этом очевидно, что уровень наркопреступности в республике напрямую зависит от эффективности деятельности правоохранительных органов. Как свидетельствует статистика, основная доля регистрируемых наркопреступлений в 2011 году приходится на органы внутренних дел – 93,25 процента.
При этом печальную статистику возглавил Алматы (491). По количеству зарегистрированых наркопреступлений от южной столицы немного отстают Костанайская (421), Карагандинская (396) и Восточно-Казахстанская (330) области.
Вместе с тем отмечается ежегодное изменение статистики преступлений, совершенных на почве употребления наркотиков, как в сторону убывания, так и в обратную сторону, что свидетельствует о существующих недостатках в системной работе правоохранительных органов. Так, например, в 2009 году на почве употребления наркотиков было совершено всего 352 преступления, тогда как в 2010 году – 499 преступлений. В то время как в 2011 году было совершено 372 преступления.
В этом плане возникшая необходимость в программе борьбы с наркоманией и наркобизнесом с учетом недостатков предыдущих программ актуализировала потребность разработки и принятия нового документа – отраслевой программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2012–2016 годы, целью которой является совершенствование формируемой системы государственного и общественного противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков в стране. Кроме этого, в рамках программы запланировано введение дополнительных мер «социальной» ответственности и усиление мероприятий по предотвращению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, в том числе сбыт наркотиков в исправительных учреждениях, а также в учреждениях или местах, используемых для проведения учебных, спортивных, культурных, развлекательных и иных публичных мероприятий. Программа будет реализовываться в два этапа: первый охватит 2012– 2014 годы, а второй – 2015–2016 годы соответственно. Сама реализация программы требует финансирования в сумме 6 млрд 167 млн 246,8 тыс. тенге, в том числе из средств республиканского бюджета – 5 млрд 303 млн 231 тыс. тенге.
Как ожидается, одним из основных результатов настоящей отраслевой программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2012 –2016 годы станет наращивание «человеческого капитала», что позволит реализовать основную идею, изложенную в стратегическом плане развития Республики Казахстан на период до 2020 года. Напомним, что согласно программному документу в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь. При этом необходимо защитить подрастающее поколение от этого социально опасного явления. В этом плане очевидно, что здоровое поколение является важным условием прогресса и развития страны. Но для эффективной борьбы с распространением наркомании требуются не только эффективные действия правоохранительных органов, но и активное участие общественности и средств массовой информации. Только скоординировав все усилия, можно достичь успеха в борьбе с распространением наркомании и выполнить задачи, направленные на предупреждение, сдерживание и дальнейшее снижение роста незаконного распространения наркотиков в нашей республике.
Андрей КОРОЛЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.242 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |