Пожалуй, столь обстоятельного и жесткого разговора о состоянии окружающей среды ВКО, который состоялся на выездном заседании Комитета по вопросам экологии и природопользования Мажилиса, давно не было. В определенные моменты из-за депутатского напора, которому некоторым ответственным лицам нечего было противопоставить, даже складывалось впечатление, будто вызваны они «на ковер» со всеми вытекающими… Конечно, такой тон задали прежде всего «полпреды» от Восточного Казахстана, которые знают все проблемы региона изнутри и постоянно получают жалобные письма на тему «дышать нечем», в основном от устькаменогорцев. |
Абрис самых актуальных задач и пути их решения, которые проходят через Парламент и Правительство, представил аким ВКО Бердыбек Сапарбаев. На первом месте по приоритетам стоит, конечно, качество атмосферного воздуха в Усть-Каменогорске – средоточии предприятий цветной металлургии, ТЭЦ, автомобильного транспорта.
Полной картины того, чем дышат горожане, ни у кого нет: «Казгидромет» располагает лишь пятью стационарными постами наблюдения, которые отбирают пробы через восемь часов и только по восьми ингредиентам (а их, по свидетельству специалистов, в воздухе свыше ста). Нужна автоматизированная система контроля качества атмосферного воздуха в промышленных городах.
Аким Усть-Каменогорска Ислам Абишев даже рассказал депутатам, какую именно наиболее эффективную систему уже присмотрели, но на ее приобретение нужна финансовая поддержка «сверху».
Не все в порядке и с главной водной артерией области – рекой Иртыш – из-за того, что в нее поступают недостаточно очищенные стоки – канализационные дюкера в Семее и Усть-Каменогорске, а также очистные сооружения требуют срочной реконструкции. Проектно-сметная документация наличествует, но согласование проектов идет ни шатко ни валко...
Еще одна «головная боль»: в области ежегодно образуется 40–46 млн. тонн промышленных отходов и 300 тыс. тонн твердо-бытовых, при этом увеличивается их токсичная составляющая. А переработка, несмотря на серьезные усилия ТОО «Казцинк» по вовлечению во вторичное использование исторических терриконов, едва достигает 15% – гораздо меньше, чем в целом по республике.
Кстати, что касается отходов, свою позицию заняла Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий:
– Мы разделяем большую обеспокоенность Правительства отходами, накопленными в прошлые годы. Знаем, что инициированы поправки в Экологический кодекс, которыми предполагается плата за отходы с природопользователей. Но ведь большая их часть – вскрышная порода, не наносящая ущерба окружающей среде. Мы предлагаем сразу отделить зерна от плевел, чтобы не наломать дров, – высказался исполнительный директор ассоциации Николай Радостовец.
А аким продолжил перечисление главных экологических проблем области.
Не исключена угроза вторичного радиационного заражения с территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона, поскольку разработка перспективных месторождений, выпас скота здесь ведутся без должного радиационного контроля. В связи с этим Бердыбек Сапарбаев предложил продолжить исследовательские работы на этой территории и создать Республиканский центр комплексной дозиметрии.
Помимо этого семейчане живут под дамокловым мечом загрязнения подземных вод авиационным керосином. Еще пять лет назад Министерство охраны окружающей среды разработало ТЭО по ликвидации подземного керосинового озера, но «воз и ныне там»: нет финансирования.
Чтобы как-то сдвинуть с места и еще ряд аналогичных «возов», застывших на годы, акимат области заявил в Министерство охраны окружающей среды, Агентство по делам строительства и ЖКХ, Комитет по водным ресурсам Минсельхоза 13 природоохранных инвестиционных проектов. Все они вошли в Программу развития территории ВКО на 2011–2015 годы, но в отраслевую программу «Жасыл Даму» их не включили.
Вопрос председателя комитета Мажилиса Ерлана Нигматулина «почему?» для вице-министра окружающей среды Мажита Турмагамбетова оказался «каверзным». Он попытался сослаться на то, что не все необходимые документы были подготовлены для защиты проектов, однако председательствующий внес ремарку:
– А аким области мне показал весь необходимый пакет документов… На мой взгляд, министерству активнее нужно отстаивать проекты на заседаниях РБК. Иначе и в самом деле выходит с инициативами области почти по-ленински: «шаг вперед, два шага назад».
– И в такой непростой экологической ситуации два года назад в ВКО было упразднено территориальное управление охраны окружающей среды с дислокацией регионального департамента экологии в Павлодаре! – резонно возмутился депутат Валерий Доскалов.
Доказательства неэффективности такой реорганизации со всей очевидностью продемонстрировал и диалог мажилисменов с главным государственным экологическим инспектором вышеназванного департамента по ВКО Эдуардом Кимом. Да, собственно, и диалогом это трудно назвать, поскольку ни на один вопрос он ответить компетентно не смог, ссылаясь на то, что при наличествующей штатной численности подчиненный ему коллектив ничего не успевает. По этому поводу чиновник удостоился весьма нелицеприятной оценки председателя комитета Мажилиса:
– Поразительная беспомощность! Как госслужащий может делать подобные заявления?!
При всех названных обстоятельствах де-факто получается, что очевидные экологические проблемы обрастают «мохнатой бородой». Председатель правления ТОО «Корпорация «Казахмыс» Эдуард Огай, который лет пять тому назад был в должности заместителя акима области и помнит их еще с тех пор, немало удивился. Он сделал вывод, который давно озвучил и описал в официальных обращениях Совет общественности при акиме области: в Усть-Каменогорске нужно создать Центр экологической безопасности – аналитический и координирующий орган. Иначе ситуация так и будет напоминать детскую игру в прятки: предприятия выполняют свои экологические программы, в чем убедились депутаты сами, а индекс загрязнения атмосферы (ИЗА-5) в областном центре увеличивается. Почему и кто именно спрятался за спину гигантов металлургии и «газит», никто сказать не может. А коль так, то сложно сверстать действительно эффективную программу решения первоочередных задач. Без выстроенной системы из года в год получаются одни дилеммы…
Эдуард Огай выступил с инициативой создать экологический фонд и от имени «Казахмыса» и пообещал внести туда 50 млн. тенге.
Предложение, конечно, хорошее, только, как показывает опыт реализации региональной экологической программы предыдущих лет, вложение больших средств не гарантирует хорошего результата. Вот и на сей раз в общении с Ерланом Нигматулиным журналисты высказались весьма пессимистично по поводу экологических перспектив региона. Но собеседник такого настроя не разделил:
– Я думаю, что это выездное заседание нашего комитета станет поворотной точкой. Мы не случайно пригласили к разговору депутатов из разных парламентских комитетов, вице-министров и представителей министерств, общественных организаций. Это позволило ряд «узких мест» расшить здесь же, во время разговора, а перечень долгосрочных задач мы сформулируем и передадим Премьер-Министру, чтобы затем совместно с Правительством и местной властью работать над их решением. Смогли же мы исправить экологическую ситуацию в Балхаше, так почему же здесь не сможем?..
Виктория ШЕВЧЕНКО
фото Сергея СУРОВА
Восточно-Казахстанская область
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Время загрузки страницы 0.238 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |