Марина Никулина никогда не ставит своим ученикам двоек, старается лишний раз не расстраивать их плохой отметкой. Для нее важно, чтобы ее воспитанники от уроков получали не только знания, но и положительные эмоции, ведь они так необходимы в борьбе со страшным недугом — онкологией, пишет «Комсомольская правда» Марина встречает нас во дворе детской онкологической клиники. Женщина с доброй улыбкой и блестящими голубыми глазами, в которых все-таки проглядывается грусть. Оно и понятно, ее ученики не простые школьники, а настоящие борцы за жизнь, которые, к сожалению, иногда проигрывают… |
Педагог приглашает продолжить разговор в учебном кабинете, мы идем по коридору онкоотделения. Пройти эти несколько метров мимо ярко разрисованных стен со спокойным сердцем невозможно. От больничного запаха, плача детей и понимания того, что здесь у каждого маленького пациента страдания совершенно недетские, в горле встает ком. Даже стены не внушают оптимизма.
— Меньше всего эти дети нуждаются в том, чтобы их жалели, — обрывает мои мысли Марина. — Очень важно, чтобы взрослые не раскисали, не плакали и не причитали. Жизнеутверждающий настрой — вот что им действительно нужно, чтобы справиться с болезнью. Они должны видеть в глазах своей мамы и в наших глазах уверенность в том, что все будет хорошо.
Марина Никулина работает учителем младших классов и истории в школе НИИ радиологии и онкологии РК уже четыре года. Более того, она потомственный педагог. Ее бабушка Татьяна Тимофеевна Заяц была учителем младших классов, преподавала до 80 лет в больнице, где лечились дети с лейкозом, мама Марины преподает в той же клинике, где работает она.
— Можно сказать, мы с мамой продолжаем дело, которое начала бабушка. Возможно, это призвание — учить детей, которым поставлен такой страшный диагноз. Наша работа очень важна для этих детей, это возможность отвлечься от болезни, от тяжелых процедур, которые они здесь получают, — говорит Марина.
В больнице работают 11 учителей. Крошечный учебный класс с партами, доской и книжными полками, как островок привычного мира для маленьких пациентов онкологии. Приходя сюда, дети отвлекаются от всего того, что с ними происходит, узнают что—то новое. Занятия со своими учениками педагоги проводят индивидуально, урок длится 25—30 минут, дольше для этих детей уже утомительно. У этих детишек огромная потребность в общении, и частенько после занятий начинаются разговоры по душам. Дети делятся с Мариной тем, что происходит в их жизни, взахлеб рассказывают, как ходили кататься на каруселях в парк развлечений, как первый раз в жизни были в зоопарке, как им было здорово. А с малышами учитель играет, рисует, лепит. Марина Никулина разрешает школьникам обращаться к ней просто по имени, считает, фамильярность здесь ни к чему. Для этих детей она давно стала больше, чем учитель, каждому ребенку она друг.
— Даже первоклашки осознают, что с ними происходит. Они задают страшные вопросы: будут ли они жить, закончится ли все это благополучно. Я никогда не ухожу от ответов на такие вопросы, я настраиваю каждого ребенка только на хорошее. Я привожу примеры излечения, а они у меня есть, это ученики, которые через 2—3 года после лечения звонят мне и радостно сообщают, что у них все хорошо, они ходят в свою школу, и что контрольные проверки говорят о том, что рак ушел. Я настраиваю детей, что у них все получится, надо просто подождать и потерпеть, это такая болезнь, которую сразу не вылечишь.
Марина не скрывает, насколько трудна ее работа в эмоциональном плане. Очень тяжело встречать новичков, ведь она знает, какие мучения им предстоят в ближайшее время. Но свои переживания она от детей скрывает.
— Здесь психологически, конечно, очень сложно работать. Ребенок, который только поступил, жаждет знаний, он красивенький, хорошенький, с волосиками. Но я уже заранее знаю, что произойдет через полгода. Ребенок начнет получать химиотерапию, облучение, радиотерапию, лучевую, — вздыхает Марина. — У многих деток пропадает интерес не только к учебе, вообще ко всему. Наступает апатия, с этим очень тяжело эмоционально справляться. И очень страшно прийти на следующий урок и не увидеть кого—то из учеников… Когда я знаю, что у кого—то из моих ребят критическое состояние, мне страшно переступать порог, но я иду, потому что знаю, что нужна этим детям.
В отделении лежат дети из небольших городов Казахстана и отдаленных аулов. По месту их жительства не всегда оказывается квалифицированная помощь. А поставить правильный диагноз — это половина успешного лечения. Но прежде чем попасть в Алматы, получить квоту в отделение онкологии, родители вынужденно теряют драгоценное время.
— По своему опыту скажу, что приезжают дети лечиться уже со второй, третьей и даже четвертой стадией злокачественных опухолей. Многие родители невнимательно относятся к жалобам своих детей, считают — поболит и пройдет. А когда уже невмоготу, обращаются к врачу, и оказывается, что у ребенка рак, — сокрушается Марина.
Марина общается не только с детьми, но и с их родителями. Поддерживает мам, убеждает, что с заболеванием можно и нужно бороться, главное, не впадать в истерику и не задавать себе вопрос: «почему я?». Педагог говорит, что в такие жизненные моменты очень важно мобилизоваться и сделать все, чтобы спасти своего ребенка. И главное, не терять надежду на излечение.
Марина говорит, что за четыре года работы в отделении она сильно изменилась. Ежедневно видя чужое горе, она стала великодушнее, поняла, что от этой беды не застрахован никто. Сейчас она занимается благотворительностью, курирует в Интернете форум, на котором казахстанцы оказывают помощь больным детям.
— Мы все живем, радуемся жизни, у большинства из нас есть дети. И никто не задумывается, что совсем рядом, в самом центре города, есть такое место — детское отделение онкологии. Я поняла, что должна не только учить детей, но и помогать им, — говорит Марина. — На лечение приезжает очень много детей из малоимущих семей, это совершенно необеспеченные люди. Они нуждаются в элементарном — одежде для ребенка, вкусностях, на которые у мамы нет денег.
Единомышленников Марина нашла в Интернете. Это простые алматинцы, которые общаются на форуме, устраивают детям праздники, дарят подарки. А еще у них есть копилка, которая почти ежедневно пополняется небольшими суммами, и тогда эти деньги спасают мам в безвыходной ситуации. Несмотря на то, что лечение здесь дети проходят бесплатно, затраты родители несут колоссальные. Для многих семей доехать до Алматы и вернуться обратно — это серьезный удар по бюджету.
— Иногда такое бывает, что лечение здесь неэффективное. Пациент получает 8—9 курсов химиотерапии, а результата нет, или того хуже — опухоль растет. Я тогда советую маме приложить все усилия, чтобы отправить ребенка лечиться за рубеж. Лечение в Германии, Израиле очень дорогое, но можно обратиться и к московским врачам, — рассказывает Марина. — Форумчане помогают собрать нужную сумму, чтобы отправить туда ребенка. Пятерых ребят мы отправили в Москву, и вернулись они абсолютно здоровыми. Спасибо большое этим людям за помощь.
Марина надеется, что желающих помочь будет больше. Те, кто готов это сделать, могут получить информацию на форуме www.vse.kz. В разделе «Благотворительность» есть тема «Помощь детскому отделению онкологии». Здесь можно найти всю информацию о детях, которые сейчас проходят лечение. Их родители будут рады любой помощи.
— Я бы хотела сказать родителям, чьи детки здоровы, чтобы они берегли своих малышей, любили, радовались каждому прожитому дню со своим ребенком, — сказала Марина на прощание. — Уделяйте больше внимания своим детям, старайтесь быть своему ребенку не просто мамой и папой, но и другом.
Автор Лейла Рамазанова
Фото Андрея Магая
Сайт газеты «Комсомольская правда-Казахстан» Время загрузки страницы 0.193 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |