Главные цели Нацбанка постоянны и не меняются в зависимости от фазы экономического цикла С того ноябрьского дня 1993 года, когда казахстанцы впервые увидели свою первую национальную валюту, произошло немало событий, изрядно закаливших ее. За 17 лет кардинально сменился внешний облик его банкнотного ряда. Впрочем, несмотря на периодическую смену «имиджа», с первого дня и по нынешний, тенге успешно справляется со своими функциями. Сегодня в наличном обороте находится 1,2 трлн. тенге. С начала года скорость оборота тенге (показатель эффективности движения денег как средства обращения и платежа) составила 7,1 раза. То есть деньги обернулись семь раз за 10 месяцев. Финансовая система функционирует бесперебойно, «тромбов» и застоев не возникает, национальная валюта в полной мере обеспечивает жизнедеятельность национальной экономики. Но по традиции в канун Дня национальной валюты Казахстана и профессионального праздника работников финансовой системы страны, который отмечается 15 ноября, принято подводить некоторые итоги. Сегодня председатель Национального банка РК Григорий МАРЧЕНКО отвечает на вопросы о тенге и финансовой системе. |
«Потребительский блиц»
– Вначале, если так можно выразиться, «потребительский блиц». Григорий Александрович, многие помнят ваши слова о том, что потребность в выпуске банкнот более высокого номинала предопределяется средним уровнем зарплаты по стране. Если не изменяет память, то речь идет о двукратном коэффициенте. В связи с этим вопрос, есть ли планы по выпуску банкноты в 20 тысяч тенге, поскольку средний уровень зарплаты уже выше 40 тысяч тенге? Это удобно при больших покупках, да и не секрет, что крупные банкноты чаще используются населением для накопления наряду с наличными долларами или евро.
– Нынешний банкнотный ряд в полной мере обеспечивает потребности экономики и населения в наличной валюте. Поэтому в настоящее время выпуск банкноты более крупного номинала не планируется.
– Казахстанские монеты и банкноты ежегодно получают призы на международных конкурсах, которыми отмечается и дизайнерская работа, и новаторский подход, и технологии исполнения. Не подсчитывали, сколько наград в копилке тенге набралось за его 17 лет жизни?
– Девять монет, отчеканенные Казахстанским монетным двором, удостоены международных наград на различных конкурсах. Некоторые из монет имеют по несколько наград. Например, памятные серебряные монеты «Чингиз-Хан» и «Тигр» с бриллиантовыми вставками. Казахстанские банкноты также получили две награды на международных конкурсах.
– Как долго живут банкноты?
– У каждого из номиналов – свой срок. Но есть закономерность: чем ниже номинал, тем короче ее век. Так, средняя продолжительность «жизни» банкнот низших номиналов от 6 месяцев до 1-го года. Средние номиналы оборачиваются в среднем от 1-го года до 3-х лет. А высшие номиналы – до 5 лет.
О кризисоустойчивости тенге
– Минувший кризис, наверное, стал одним из самых серьезных испытаний как для экономики, так и для национальной валюты. Как бы вы оценили кризисоустойчивость тенге, и какие факты и события в 17-летней истории тенге, на ваш взгляд, были самыми важными?
– Думаю, спустя семнадцать лет существования тенге уже не осталось сомнений в целесообразности введения национальной валюты. Жизнь подтвердила историческую необходимость этого шага. Молодая валюта успешно выдержала испытание временем. Ее не сломили два мировых финансовых кризиса и периоды значительного падения мировых цен на нефть, и их подъемы. Национальная валюта завоевала доверие населения. То, как валюта прошла все испытания, позволяет уверенно говорить, что тенге состоялся как полноценная и вполне кризисоустойчивая национальная денежная единица.
Введение тенге, несомненно, ускорило построение рыночной экономики. За эти годы республика добилась значительных успехов в развитии социальной, экономической и политической сферы государственной жизни. Я бы выделил несколько важных этапов становления и развития национальной валюты. В первые годы становления тенге первоочередными задачами для Правительства и Национального банка стали постепенное снижение инфляции и сдерживание спада производства. Для решения этих задач взят курс на структурную перестройку и проведение жесткой макроэкономической политики. Можно выделить следующие основные этапы развития тенге и национальной финансовой системы.
Этап 1. Построение двухуровневой банковской системы и развитие банковского надзора (1993–1998).
Этап 2. Снижение инфляции и достижение устойчивого экономического роста (1996–1999).
Этап 3. Ускорение развития финансовой системы (2000–2007).
Этап 4. Мировой финансовый кризис и посткризисное развитие (с 2007 года по настоящее время).
Дела посткризисные
– Казахстан вступает в фазу посткризисного роста. В связи с этим будет ли что-то меняться в денежно-кредитной политике НБ РК?
– Главной целью денежно-кредитной политики Национального банка является обеспечение стабильности цен. Вне зависимости от фазы экономического цикла цель не должна меняться. Поэтому в процессе денежно-кредитной политики существенных изменений не планируется. Однако Национальный банк в соответствии с мировыми тенденциями также будет заниматься вопросами макропруденциального регулирования. Эта область не связана с денежно-кредитной политикой, а направлена на совершенствование методов регулирования финансового рынка.
– Сохранится ли, на ваш взгляд, необходимость государственной поддержки экономики и банковского сектора в предстоящем году?
– Поддержка банковского сектора в период кризиса осуществлялась в двух направлениях. С одной стороны, Нацбанк поддерживал необходимый уровень ликвидности банковского сектора через проведение операций на денежном рынке. В настоящее время банки обладают более чем достаточным уровнем ликвидности, в связи с чем необходимость их поддержки в этом направлении отсутствует.
С другой стороны, государство через структуры фонда «Самрук-Казына» покрывало недостаток фондирования банков, предоставляя дополнительную капитализацию и размещая средства в рамках поддержки приоритетных отраслей. Эти меры позволили преодолеть последствия зависимости банков от внешнего фондирования, сложившейся в годы кризиса. В настоящее время основной задачей государства становится стимулирование банков к постепенному замещению государственного фондирования преимущественно внутренним путем привлечения депозитов. Попросту говоря, банки должны активнее привлекать депозиты. В том числе населения. Это надежный и обширный источник заимствования. На начало октября объем депозитов резидентов превысил 7,3 триллиона тенге. В том числе вклады физических лиц превысили 2 триллиона тенге.
О кодексе этики финансистов
– Какие задачи по усилению устойчивости банковского сектора и национальной валюты, повышению доверия к банковскому сектору, на ваш взгляд, еще необходимо решить?
– Первоочередной задачей по усилению устойчивости банковской системы становится проведение комплекса мер, направленных на стимулирование процесса очистки банками своих портфелей от проблемных займов. Эти меры должны включать в себя как налоговое стимулирование через применение вычетов к доходам от восстановления провизий, так и создание механизмов, позволяющих банкам управлять залоговой недвижимостью, перешедшей к ним в результате списания неработающих займов. Кроме того, банкам необходимо сформировать надежные механизмы привлечения финансирования из различных источников, диверсифицировать фондирование.
Повышение доверия к банковскому сектору напрямую зависит от прозрачности самих банков и принимаемых их руководством решений. То есть необходимо постепенно увеличивать требования к транспарентности банковской деятельности и дорабатывать кодекс этики финансистов. Что касается национальной валюты, то в среднесрочной перспективе оптимальной будет политика валютных коридоров, применяемая Национальным банком в настоящее время. В долгосрочной перспективе необходимо диверсифицировать экономику и снизить ее зависимость от экспорта. С тем, чтобы предупредить давление на курс тенге в результате возможного снижения мировых цен на сырье и энергоносители.
О кредитной пассивности…
– Одна из актуальных проблем экономики и задач банковского сектора – наращивание объемов кредитования реального сектора. В сентябре банковские кредиты начали расти в номинальном выражении, однако, даже аналитики уважаемого мной еженедельника «Халык Финанс» не берутся сказать, «является ли это началом нового цикла кредитования или просто всплеском». А как вы оцениваете ситуацию на кредитном рынке, какие тенденции, факторы их определяющие, вы бы отметили?
– Действительно, в сентябре можно отметить начавшийся рост кредитования, однако, в целом по итогам девяти месяцев наблюдается снижение, поэтому однозначно говорить о переломе отрицательного тренда и росте кредитования пока рано, хотя глубина падения по итогам сентября снизилась. В сентябре текущего года по сравнению с августом кредитование увеличилось на 0,6%. Рост по юридическим лицам составил 0,7%, а по физическим – 0,2%. За январь – сентябрь кредиты банков в экономике уменьшились на 2% (за январь – август 2010 года – на 2,5%). При этом кредитование юридических лиц снизилось на 0,9%, физических – на 4,6%.
Однако здесь надо отметить, что в основе снижения кредитной активности лежит падение кредитования в иностранной валюте. И это главная тенденция, наблюдаемая в течение всего года. За январь – сентябрь 2010 года кредиты в иностранной валюте снизились на 9,7%, до 3 341,9 миллиарда тенге, тогда как кредиты в национальной валюте выросли на 5,3%, составив 4 151,4 миллиарда тенге. В результате удельный вес тенговых кредитов по сравнению с декабрем 2009 года повысился с 51,6% до 55,4%.
Поскольку практически в течение всех 9 месяцев текущего года валютные займы ежемесячно снижались более высокими темпами, чем росло кредитование в тенге, и доля их, несмотря на снижение, остается достаточно значительной, то эта ситуация, соответственно, оказывает влияние и на показатели всего рынка в целом.
Помимо высоких рисков в сегменте валютного кредитования и снижения потребительского спроса на валютные займы, значительное влияние на него оказывает деятельность Агентства финансового надзора по созданию отрицательных стимулов для выдачи кредитов в иностранной валюте. С сентября 2009 года АФН ужесточило требования к банкам по созданию провизий по займам, выданным заемщикам, не имеющим валютной выручки, заработной платы, и (или) валютные риски которых не покрыты соответствующими инструментами хеджирования со стороны заемщика.
В целом же ситуация на кредитном рынке стабилизируется, и здесь есть ряд позитивных моментов. По результатам ежеквартального обследования кредитного рынка, проведенного Национальным банком в октябре 2010 года, отмечается незначительный рост спроса на кредиты со стороны корпоративного бизнеса, сопровождающийся некоторым смягчением кредитной политики банков, а также продолжается оживление розничного рынка кредитования, происходящее преимущественно в сегменте потребительских займов.
… И стимулировании кредитной активности
– Целесообразно ли форсированно стимулировать кредитную активность банков, пока не будет снижена доля просроченного ссудного портфеля банков?
– Мировой финансово-экономический кризис существенно ухудшил качество кредитного портфеля казахстанских банков и заставил их вести более осторожную кредитную политику, взвешенно подходить к кредитной деятельности и адекватно оценивать все риски. Высокий уровень кредитного риска и неудовлетворительное качество кредитного портфеля пока еще остаются проблемными сторонами казахстанской банковской системы.
Понятно, что качество портфелей определяет политику банков и сдерживает их в принятии новых рисков, то есть в смягчении требований к заемщикам, а это в свою очередь ограничивает выдачу новых займов. Поэтому, несмотря на то что ситуация с ликвидностью в банках значительно улучшилась, они продолжают проявлять осторожность на рынке кредитования. Однако мы видим, что постепенно ситуация меняется в лучшую сторону, и наши опросы банков по кредитному рынку сигнализируют о постепенном восстановлении кредитной активности.
Конечно, форсировать этот процесс и выходить на докризисные показатели кредитования при существующих проблемах кредитного портфеля практически невозможно. Необходимо сначала решить вопрос очистки балансов банков от проблемных активов. Банки не спешат списывать проблемные займы, поскольку это связано с вопросами налогообложения, и при списании таких займов ранее созданные банками провизии считаются доходом и облагаются налогом.
В настоящее время на рассмотрении Парламента находятся изменения и дополнения, вносимые в Налоговый кодекс. По инициативе АФН и Нацбанка статья 90 Кодекса дополняется пунктом 2-1, где расширяются основания для непризнания доходом снижения сумм провизий (резервов), ранее отнесенных на вычеты, при уменьшении размера требований к должнику. Думаю, что в случае принятия эта поправка снизит налоговое бремя для банков второго уровня при списании либо реструктуризации сумм безнадежной задолженности и ускорит процесс очищения банков от проблемных кредитов.
Про 56% годовых
– Недавно вице-министр экономического развития и торговли Куандык Бишимбаев на пленарном заседании Мажилиса заявил, что официальная ставка рефинансирования Национального банка в 2011–2015 годах будет установлена в пределах 6–8% годовых. Как известно, ставка НБ РК носит индикативный характер. Однако с недавних пор обсуждается вопрос законодательного ограничения максимального размера процентной ставки по кредитам с привязкой к ставке рефинансирования. Но даже простой арифметический расчет (7 х 8 = 56%) напугал депутатов и обывателей больше, чем ее отсутствие. На ваш взгляд, насколько это целесообразно и что говорит мировая практика?
– Цель этой нормы не регулирование ценообразования, а борьба с ростовщичеством. Предлагаемая АФН норма в большей степени коснется потребительского кредитования, где выдаются необеспеченные кредиты, то есть без какого-либо залога, и где процентные ставки порой превышают 80% годовых. Ограничение коснется не только банков, но и небанковских организаций, имеющих лицензии, а также кредитных товариществ и микрокредитных организаций. Причем надо понимать, что 56% – это годовая эффективная процентная ставка, которая формируется как из вознаграждения по кредиту, так и из различных дополнительных платежей и комиссий.
В мировой практике применяются различные меры ограничения ростовщичества. Например, центральный банк просчитывает среднюю ставку по кредитному рынку, а затем Правительство устанавливает предельно допустимый коэффициент к этому среднему уровню кредитных ставок. В России тоже пытаются решить эту проблему. Там антимонопольная служба предлагает ввести ограничения на максимальный размер процентной ставки по кредиту и взимать налог при доходах, полученных сверх этой ставки.
Установление максимального предела по ставке вознаграждения заставит слишком агрессивных на рынке потребительского кредитования займодателей пересмотреть свою политику и снизить размеры взимаемых ставок и комиссий, что не так уж и плохо для рынка. По расчетам АФН, предложенный размер ограничений является вполне приемлемым, тогда как большее ограничение процентной ставки повлечет снижение рентабельности потребительского кредитования.
Как надуваются пузыри
– По аналогии с Великой депрессией, уходящий кризис уже называют Великой рецессией. Статистика говорит, что локальные кризисы возникают с периодичностью раз в 7–10 лет, а Великие – раз в полвека. У Казахстана, как и у мировой экономики, есть время для подготовки к таким событиям. И хотя считается, что невозможно предугадать, где надуется очередной пузырь или что послужит «спусковым крючком» кризиса, объясните, что, кроме формирования резервов в Национальном фонде, может образовать «подушку безопасности»?
– Теоретически, формирование «пузырей» может происходить на рынке недвижимости и биржевых рынках активов и ценных бумаг. В силу традиционной спекулятивной направленности этих рынков и финансирования сделок на этих рынках банками и иными финансовыми институтами. В докризисный период один из таких «пузырей» был сформирован на рынке недвижимости. Впоследствии мы наблюдали весь жизненный цикл этого пузыря вплоть до падения рынка к «ценовому дну». В настоящее время банки и участники рынка недвижимости в целом осторожно относятся к возобновлению активной деятельности в сегменте недвижимости. Думаю, такая политика будет сдерживать формирование нового ценового «пузыря» на нем. Что касается биржевых рынков, то в Казахстане они недостаточно развиты для формирования ценовых «пузырей» в кратко- и среднесрочном периодах.
В то же время казахстанская экономика в значительной мере уязвима в отношении такого фактора риска, как падение мировых цен на энергоносители и сырье. В этом контексте в средне- и долгосрочных периодах основные усилия должны быть направлены на диверсификацию экономики и преодоление ее экспортной направленности.
В случае наступления кризисов использование «подушек безопасности» – различных фондов – является крайней мерой. Более разумно в этом случае прибегать к снижению системных рисков, используя контрциклическое регулирование. Иными словами, необходимо сдерживать рост и накопление скрытых рисков в период фазы роста и проводить стимулирующую политику в период фазы спада.
Долларовый индикатор настроений
– Эксперты МВФ, представляя доклад по странам нашего региона, вновь отметили высокую долларизацию казахстанской экономики. Этот вопрос «преследует» тенге на протяжении всего его существования. В чем специфика нынешней ситуации, каковы угрозы в связи с этим, и каковы позиция и политика Нацбанка в этом вопросе?
– Проблема долларизации экономики присуща многим развивающимся странам и странам с переходной экономикой, а не только Казахстану. В широком смысле – это степень использования любой иностранной валюты, а не только доллара США в качестве средства обращения, накопления, единицы расчета. Уровень долларизации везде разный и зависит от многих факторов, но в основном это реакция населения и юридических лиц на экономическую и финансовую нестабильность, на высокий уровень инфляции. В нашей стране часть населения традиционно использует иностранную валюту как средство сбережения, особенно в период кризиса, и как меру стоимости на рынках дорогостоящих товаров – с одной стороны. А с другой стороны, присутствие иностранной валюты у нас обусловлено сырьевым «долларовым» экспортом, формирующим основную долю доходов экономики.
Основной показатель, с помощью которого измеряют степень долларизации экономики, – это соотношение депозитов в иностранной валюте к объему денежной массы. В преддверии кризиса, в 2007 году, самым низким он был в июне, когда достиг 19,8%, и с июля стал постепенно расти. В феврале 2009 года в связи с проведением одномоментной девальвации тенге показатель вырос с 37,2% (январь 2009 года) до 43,3% и сохранял позицию выше границы 40% практически в течение всего 2009 года. В текущем году ситуация улучшается, и уровень долларизации снижается. Минимальное значение по текущему году достигнуто в сентябре – 31,3%.
Снижению степени долларизации способствуют различные меры госрегулирования, в том числе и по дестимуляции валютного кредитования и снижению привлекательности валютных депозитов. За январь – сентябрь 2010 года кредиты в иностранной валюте снизились на 9,7%, в национальной валюте выросли на 5,3%. Аналогичная ситуация складывается и на депозитном рынке, здесь снижение депозитов в иностранной валюте составило 8,5%, а рост депозитов в тенге достиг 26,9%.
При этом надо признать, что иностранная валюта будет присутствовать в нашей экономике, поскольку экспорт сырья осуществляется за валюту, а также мы нуждаемся в ней для импорта отсутствующих у нас товаров и услуг. Значительный объем наличной иностранной валюты хранится и на руках у населения, поскольку невозможно заставить население считать деньгами только национальную валюту, запретив иностранную. В то же время слишком высокая степень долларизации ведет к росту теневой экономики, затрудняет процесс регулирования налично-денежного обращения, инфляции. Здесь необходимо соблюдать определенный баланс, не допуская сильных перекосов в ту или иную сторону. Основной задачей в этом направлении по-прежнему остается процесс укрепления доверия к национальной валюте и приостановления роста долларизации, ускорившейся в 2008–2009 годах.
За чертой «валютного фронта»
– В октябре из финансовых мировых тем самой обсуждаемой была тема «валютных войн». Глава МВФ Доминик Стросс-Кан заявлял, что правительства рискуют положить начало валютным войнам, если будут пытаться использовать валютные ресурсы в качестве инструмента решения национальных проблем. Эксперты увидели угрозу экономике в «гонке девальваций», которая может обострить впоследствии торговые войны. И хотя после встречи замминистров финансов стран G20 накал утих, хотелось бы прояснить позицию Нацбанка по этому вопросу. Казахстан в «тылу» этих войн или «на фронте»?
– В мире сложилась ситуация, когда ряд стран, в числе которых Китай, Япония, Колумбия, Таиланд, Южная Корея и другие, приняли меры для ослабления собственных национальных валют. Причин тому много – поддержка экспорта, стимулирование экономического роста, смягчение негативных тенденций в экономике и так далее. А поскольку национальные экономики взаимосвязаны, девальвация во многих странах одновременно заставляет другие сдерживать укрепление своих валют.
Конечно, длительное применение манипуляций с курсами валют в конечном итоге может негативно отразиться на экономиках как развитых, так и развивающихся стран.
В то же время использование валютной политики многими странами может быть связано и с тем, что экономики этих стран восстанавливаются из кризиса, а интервенции – лишь инструмент защиты от внешних факторов. Кроме того, интервенции проводит практически любая экспортоориентированная страна.
Что касается Казахстана, то Национальный банк принимает участие в торгах на внутреннем валютном рынке, поскольку в настоящее время политика полного невмешательства в динамику валютного курса является нежелательной. Однако в последние месяцы его интервенции минимальны. Таким образом, мы в никакой «войне» не участвуем, а следуем политике, которая проводится с целью предотвращения значительных колебаний реального курса национальной валюты.
Алевтина ДОНСКИХ
Алматы
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Время загрузки страницы 0.499 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |