Автор: Сергей ЗЕЛЕПУХИН
|
Ежегодный двухдневный «слет» отечественных эмитентов, в котором приняли участие представители АФН, парламента, Казахстанской фондовой биржи, НПФ, инвестиционных компаний и компаний реального сектора, был посвящен перспективам посткризисного развития фондового рынка. В ходе дискуссии прозвучали любопытные цифры и выкладки.
Мы выбрали самые интересные, на наш взгляд, выступления как представителей госорганов, так и участников рынка и предлагаем вниманию читателей несколько зарисовок с форума.
Рецепты от регулятора
На 1 октября число дефолтных эмитентов достигло 36, а общая номинальная стоимость бумаг, по которым были допущены неплатежи, превысила 770 млрд тенге, или более $5 млрд. Причем только по четырем эмитентам задолженность погашена полностью и по восьми — частично. Такую статистику дефолтов привела в своем выступлении заместитель председателя АФН Алина Алдамберген.
Главными же проблемами развития фондового рынка она видит низкую ликвидность и дефицит фининструментов. А в качестве решения проблемы предлагает «предпринять шаги для вывода эмитентов, включая компании квазигосударственного сектора, на организованный рынок ценных бумаг, в том числе проведение IPO компаний с государственным участием на казахстанской фондовой бирже».
Кроме того, представитель госфиннадзора считает необходимым «установить требования об обязательном размещении на фондовом рынке ценных бумаг крупных акционерных обществ, в том числе сырьевого сектора», одновременно повысив ответственность эмитентов «за невыполнение требований по обязательному размещению определенного объема выпуска на внутреннем рынке». А для стимулирования компаний предлагает активно использовать налоговые стимулы.
В качестве отдельной проблемы представитель финрегулятора назвала отсутствие независимой оценки деятельности эмитентов, предложив для ее решения «совершенствование деятельности рейтинговых агентств».
И вновь добро пожаловать
Благоприятный момент для выхода на международные рынки заимствований компаний развивающихся государств уже наступил, считает аналитик «Тройки Диалог» Алексей Булгаков. В своем выступлении он отметил приток больших денег в фонды облигаций развивающихся стран, «потому что на данном этапе они дают большую доходность по сравнению, например, с банковскими депозитами».
При этом аналитик «Тройки Диалог» подчеркнул заинтересованность международных рынков в казахстанских компаниях, которые «открылись и стали доступными» для эмитентов из Казахстана. Однако г-н Булгаков видит разные возможности для внешних заимствований у частных и государственных компаний.
- К крупным компаниям, контролируемым государством или крупными зарубежными акционерами, у кредиторов серьезных вопросов нет. На рынке еврооблигаций пока нет крупных частных казахстанских компаний — таких как ENRC и «Казахмыс». И в случае их выхода на рынок инвесторы, вероятно, будут к ним достаточно благосклонны.
Но к частным компаниям, работающим в сырьевых отраслях, отметил Алексей Булгаков, есть вопросы, связанные со структурой собственности и защищенности их лицензий.
- Есть мнение, что недавние инциденты с казахстанскими частными корпоративными заемщиками могут осложнить частным компаниям Казахстана выход на внешний рынок, — подчеркнул он.
Говоря о банковской системе, представитель «Тройки Диалог» предупредил, что банки, «возродившиеся» после реструктуризации, вернулись на конкурентный рынок и их стремление к росту может вызвать повторение ошибок прошлых лет. А в качестве главных проблем казахстанского банковского сектора назвал вопросы корпоративного управления, высокий уровень проблемных активов и неадекватное раскрытие операций со связанными сторонами.
В целом же аналитик посоветовал казахстанским компаниям использовать благоприятную рыночную ситуацию и выходить на внешние рынки долгового капитала.
- На рынке пока длинные и дешевые деньги, а следующий мировой циклический кризис может быть не так далеко, как кажется, — предупредил он и посоветовал расширять список используемых инструментов финансирования, поскольку «финансовая гибкость спасла многие российские компании в ходе кризиса».
Отвечая на вопрос журналистов «По каким ставкам сегодня могут разместиться казахстанские компании на внешних рынках?», Алексей Булгаков отметил следующее:
- Сейчас у нас есть пример ККБ, который разместится, по нашим оценкам, где-то между 9—10%. А компания «Жаикмунай» с рейтингом «В-» разместилась недавно под 10,5% годовых.
Такие бумаги, по его мнению, будут привлекательны для пенсионных фондов, которых интересует доходность выше инфляции. Он вообще считает, что «основные игроки в Казахстане — это пенсионные фонды», а они в свою очередь «заинтересованы в инструментах, которые будут давать доходность, превышающую темпы инфляции».
На вопрос «Как в текущей ситуации можно стимулировать банки кредитовать реальный сектор?» Алексей Булгаков отметил, что рано или поздно им придется восстановить объемы кредитования, поскольку инвестиции в гособлигации не имеют перспективы.
- Печальная судьба ожидает банк, который не выдает кредиты. Казахстанские банки, размещающие свободную ликвидность и вкладывающие в госбумаги по 4% и вообще не принимающие левередж, должны понимать — это печальное занятие.
Дело в IPO и налогах
Размещение бумаг национальных компаний на казахстанской фондовой площадке вице-президент KASE Андрей Цалюк назвал ключевым фактором развития отечественного фондового рынка.
- Причем не просто проведение IPO, а проведение IPO именно в Казахстане с использованием избыточной ликвидности, — подчеркнул он, добавив, что на отечественной фондовой площадке должен размещаться весь объем бумаг нацкомпаний, который они намерены вывести на рынок.
Без этого, отметил г-н Цалюк, возникает ряд проблем. Во-первых, деньги инвесторов уходят из страны и работают на чужие экономики, тогда как собственная инвесторская база не развивается. Во-вторых, население страны отсекается от прибыли национальных компаний. В-третьих, субсидирование государством реального сектора осуществляется через непрозрачные компании, и деньги растворяются в сомнительных проектах. В-четвертых, отсутствует возможность адекватной оценки инвестированных активов институциональных инвесторов и, прежде всего, НПФ, что создает условия для манипулирования и незаконного использования их денег. И, в-пятых, пенсионные активы не инвестируются эффективно, что приводит к их низкой доходности.
Но для того чтобы вывести национальные и квазигосударственные компании на IPO, необходима, по мнению г-на Цалюка, политическая воля:
- Весь 15-летний опыт показал, что такая программа должна быть именно государственной. Это должно быть политическое решение, потому что фактически без принятия программы на уровне национальной безопасности этот вопрос в Казахстане просто не решаем.
Причем инвестиционный потенциал для обеспечения спроса на бумаги нацкомпаний в Казахстане есть, а вот настоящего казахстанского IPO у нас никогда не проводилось.
- Все помнят IPO РД КМГ, когда было привлечено $2 млрд в Казахстане и Лондоне. При этом на KASE было привлечено $1,64 млрд, — напомнил он. — Однако те люди, которые говорят, что в Казахстане нет инвестиционного потенциала, этот факт забывают. Инвестиционный потенциал был тогда, он есть и сейчас, и KASE оценивает его минимум в $2 млрд. Это та сумма, которую можно получить сразу, естественно, при вовлечении широких слоев населения.
Отвечая на вопрос «Что нужно сделать для привлечения на казахстанский фондовый рынок новых эмитентов?», вице-президент KASE высказался за необходимость создать для них налоговые преференции:
- Мы давно уже лоббируем простую идею — какие-то налоговые преференции или льготы для компаний, которые выходят на биржу, проводят листинг и которые размещают акции среди неограниченного круга лиц и при этом обеспечивают достаточный freefloat (бумаги, находящиеся в свободном обращении — авт.). Если 10% есть freefloat, то 10% корпоративного подоходного налога компания может не платить в течение какого-то времени. Если 25% freefloat, значит, 25% не платить.
В таком случае в получении листинга, по мнению вице-президента KASE, будут заинтересованы все потенциальные эмитенты.
В свою очередь член правления АО «Halyk Finance» Арнат Абжанов согласился с г-ном Цалюком в том, что вопрос о привлечении на фондовый рынок нацкомпаний остается ключевым, но призвал не забывать о низком уровне ликвидности бумаг после их размещения.
- К сожалению, их динамика такова, что операции с негосударственными ценными бумагами составляют менее 2% от всего объема торгов на Казахстанской фондовой бирже.
При этом г-н Абжанов обратил внимание на сокращение количества листинговых компаний в секторе «Долговые ценные бумаги», а также на уменьшение долговых ценных бумаг, включенных в листинговый список KASE. Согласно его данным, по сравнению с началом 2009 года они сократились на 8 и 19% соответственно. Причиной этого, по его мнению, стали дефолты «многих эмитентов по своим долговым обязательствам».
...На неудобный вопрос о перспективах новых дефолтов казахстанских эмитентов по корпоративным облигациям Андрей Цалюк ответил прямо:
- Я не могу сказать, что в ближайший год дефолтов не будет. Но я придерживаюсь того мнения, что те, кто мог умереть — уже умерли. Но очень интересный вопрос о реструктуризации задолженности, и, в отличие от России, наш корпоративный сектор не может реструктурировать свои облигации. И это сильно влияет на наших эмитентов облигаций. Но, конечно, таких крупных дефолтов, которые уже были, мы не ожидаем.
Информационно-аналитический сайт «Республика.kz»
Время загрузки страницы 0.244 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |