Автор: Анатолий ИВАНОВ
Давненько пресса не получала столь дивных информационных подарков от дипломатических представительств. Все больше рутина, и вдруг на тебе – письмо от посольства США с замечательным по своей сути заголовком: «Возможное приобретение Казахстаном самолета С-130». Мы не можем удержаться, чтобы его не прокомментировать. |
Уже в первых строках письма американские дипломаты оговариваются, что, дескать, окончательно принимать решение о приобретении самолетов будет руководство Казахстана. Но здесь обращает на себя внимание допущенное весьма многозначительное замечание:«Если Казахстан сделает выбор в пользу приобретения C-130, Казахстан приобретет ту модель самолета, которая наилучшим образом будет отвечать нуждам страны, возможно, это будет новейшая модель, производство которой осуществляется сейчас — C-130J. Все модификации этого самолета, находящиеся сейчас на рассмотрении, используются ВВС США так же, как и авиацией 60 стран, которые уже приобрели этот самолет».
Смотрится солидно, ничего не скажешь. Если не обращать внимания на нюансы.
Если на клетке слона написано «буйвол»...
Согласно цитате получается, что покупка новейших C-130J возможна в том случае, если Казахстан примет решение о покупке того, что ему предлагают сейчас. То есть устаревшие С-130Н, которые ничуть не лучше до сих пор стоящих на вооружении казахстанской армии еще советских транспортников Ан-12.
Нас, видимо, держат за неких ПТУшников, не знающих, что из соображения безопасности американцы поставляют Super Hercules C-130J лишь своим ближайшим стратегическим союзникам: Канаде, Великобритании, Норвегии, Катару или Индии. Всем остальным предлагается приобретать устаревшие модели. Хотите того или нет, но в нашем случае наблюдается все тот же прагматичный подход.
Более того, представители американского посольства пытаются убедить общественность, что присланный в октябре на презентацию в Астану Hercules является последней разработкой компании Lockheed Martin! Нас что, аборигенами считают, которые в обмен на показанные стеклянные бусы должны от радости прыгать вокруг костра, отдавая за обладание ими все накопленное золото?! Ведь достаточно посмотреть на двигатели презентуемого самолета, чтобы убедиться в очевидном — перед нами С-130Н в лучшем случае выпуска середины 90‑х годов прошлого столетия, а не активно рекламируемый транспортник C-130J!
Отличить их элементарно. Если у старого «Геркулеса» на крыльях расположены четырехлопастные двигатели — чаще всего фирмы Rolls-Royce, то у Super Hercules С-130J это изогнутые по часовой стрелке шестилопастные двигатели компании Allison. Соответственно, отличается у них и установленная на борту электроника, качественные параметры которой далеко не в пользу С-130Н.
Чтобы понять, насколько велика разница, достаточно пересесть из автомобиля производства США конца 80‑х годов прошлого столетия в новое авто все тех же американских концернов. Да, при этом не забудьте, что в нашем случае речь идет о продукции военно-промышленного комплекса США, куда традиционно направляются все самые последние научные разработки.
Возраст — не проблема?!
Но вернемся к письму. Очевидно, американцы прекрасно понимают, что желание Казахстана — это одно, а реалии жизни — совсем иное. И потому на фоне разговоров о возможности приобретения нашей страной самолетов C-130J упор делают на техническом обслуживании своей бывшей в употреблении техники.
Вот и начальник отдела военного сотрудничества посольства США в РК Дэвид Беннетт в интервью казахстанским СМИ откровенно замечает: «Возраст не является проблемой. Техническое обслуживание — вот что является важным. Воздушное судно при надлежащем техобслуживании может безопасно и эффективно работать и сто лет».
О том, как это приблизительно будет происходить, известно со слов генерал-майора в запасе Махмута Телегусова, который в качестве примера привел историю с вездеходами Hammer. «Хорошие машины, слов нет, - отметил генерал. - Но и запчасти надо покупать по очень высоким ценам, и специалистов приглашать оттуда для их обслуживания. А это очень большие деньги!»
Кстати, в своем интервью г-н Беннетт слово в слово повторил тезис о столетней эксплуатации самолетов, указанный в письме американского диппредставительства в Казахстане. Правда, там по поводу возможности эксплуатации самолетов в течение столетия речь идет о стратегических бомбардировщиках B-52 Stratofortress. А между тем данная оговорка весьма двусмысленна: если самолеты В‑52 такие замечательные, то зачем тем же Штатам в качестве их замены понадобилось ставить на вооружение более 100 бомбардировщиков типа В‑1В Lancer и 22 самолета В‑2 Spirit?
То есть в истории с желанием Казахстана приобрести военно-транспортные самолеты, очевидно, срабатывает коммерческая жилка американцев. Они не только стараются с выгодой для себя избавиться от морально устаревшей техники, но и активно пользуются политической ситуацией и своеобразным процессом межвременья, когда ведущие мировые самолетостроительные компании только-только начали принимать заказы.
Особая роль уважаемого депутата
Но если заинтересованность американцев еще можно понять, то особая позиция депутата Мажилиса Сата Токпакбаева объяснению поддается с трудом. Так уж вышло, но член парламентского комитета по международным делам, обороне и безопасности умудрился не только почтить своим присутствием презентацию С-130Н в Астане, но несколько позже даже открыто пролоббировать приобретение американских самолетов.
Вот что, в частности, он заявил в интервью казахстанским телеканалам: «Эти самолеты используют в 65 странах... Представляете, в 65 странах?! Если бы это плохой самолет был бы, вряд ли бы таким спросом пользовался!»
Наверняка многоуважаемый депутат (в прошлом и министр обороны, и председатель КНБ) по-прежнему выражает беспокойство по поводу необходимости хорошей замены старой советской техники. Смущает только то, что после начала активного обсуждения темы приобретения транспортников С-130 он ни словом не обмолвился о конкурентах компании Lockheed Martin.
Аналоги у самолетов С-130 существуют — это известно достоверно. Российские транспортники Ан-70, Ил-214 и Ту-330. Европейский Airbus A400М. Японский Kawasaki XC-2. Немецкий военно-транспортный самолет С-160 Transall. Китайский «Шэньси» Y-8. Есть итальянские транспортники CASA C-295 с аналогичной грузоподъемностью, что и у американских «Геркулесов». Наконец, есть бразильский Embraer KC-390, производство которого начинается уже в 2011 году.
Можно, конечно, посетовать на высокую цену. Но, как известно, американская сторона просит у Казахстана за свои бывшие в употреблении «Геркулесы» от 40 до 45 миллионов долларов за единицу, тогда как бразильцы готовы продать свой новейший транспортник за 50 миллионов. Приблизительно за столько же реализует «Шэньси» Y-8 китайская сторона.
О России вообще говорить не приходится. В рамках сотрудничества стран, входящих в ОДКБ, военно-промышленный комплекс РФ официально объявил, что продает свою технику минимум на 30% дешевле, нежели она стоит на мировом рынке. Если учесть, что тот же абсолютно новый Ту-330 официально продается за 68 миллионов, то с учетом скидки Казахстану как члену ОДКБ он обойдется в 48 миллионов.
Естественно, каждая продающая транспортники сторона заявляет, что не только дает гарантию на свою технику (а как же в наше время без нее!), но и предоставляет соответствующее техническое обслуживание.
...Но, может, мы не правы и в поставляемых в Казахстан американских самолетах будут созданы беспрецедентные удобства для десантников? Например, вместо традиционных лавочек там установят анатомические кожаные кресла с подогревом? Или, может, в баки этих самолетов будет достаточно залить бензин марки АИ-93 производства Атырауского нефтеперерабатывающего завода? Если это так, то мы готовы согласиться с последними строчками из письма посольства США в РК: «Мы желаем всего наилучшего правительству Казахстана в выборе нового грузового самолета!»
Источник: Газета "Голос Республики" №39 (170) от 12 ноября 2010 года
Информационно-аналитический сайт «Республика.kz»
Время загрузки страницы 1.147 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |