АСТАНА. 11 ноября. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ - В настоящее время в Казахстане в государственной собственности находятся 5 070 государственных предприятий и 325 компаний c участием государства в уставном капитале. Из 271 РГП в прошлом году деятельность 170 была прибыльна, 67 - убыточна, 34 - имела нулевой результат. Из 88 акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью с участием государства в уставном капитале прибыльна деятельность 55 предприятий, 32 - убыточна, 1 - имеет нулевой результат. Из 5 036 объектов коммунальной собственности деятельность 873 прибыльна, 819 - убыточна, 3 344 - имеют нулевой результат. |
В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает совершенствование законодательной базы управления государственной собственностью. Министерством экономического развития и торговли РК разработан проект Закона «О государственном имуществе», который одобрен Мажилисом и передан в Сенат.
О новшествах, содержащихся в законопроекте, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает вице-министр экономического развития и торговли Куандык Бишимбаев.
- Куандык Валиханович, с какой целью разработан законопроект?
- Законопроект определяет правовой режим государственного имущества, правовые основы управления им, в том числе имуществом, закрепленным за государственными юридическими лицами и принадлежащими государству акциями и долями в уставном капитале, сферу влияния государства на национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и стратегические объекты.
- Что изменится после принятия законопроекта?
- Принятие законопроекта положительно отразится на социально-экономическом развитии страны и, в целом, на развитии общества. Появится законодательная база, определяющая четкие правовые основы, принципы и положения управления государственным имуществом. В частности, будет усилен контроль за компаниями с участием государства, обеспечено государственное регулирование и контроль за деятельностью национальных холдингов и национальных компаний. Кроме того, снизятся тревоги иностранных и отечественных инвесторов, собственников по поводу возможных вариантов национализации, реквизиции, принудительном отчуждении имущества для государственных нужд. Далее, увеличится доходная часть бюджета за счет увеличения прибыли, полученной в результате повышения эффективности управления государственным имуществом. И наконец, будет введена система полного учета государственного имущества на постоянной основе и формирование реестра государственного имущества.
- Какие новшества содержатся в законопроекте?
- В законопроект включен раздел «Национализация», который содержит нормы, регулирующие переход собственности из частной в государственную. Национализация - это инструмент для реабилитации системообразующих компаний, у которых возникают финансовые проблемы. Утверждение на законодательном уровне процедуры национализации должно положительно отразиться на инвестиционном климате страны.
Раздел «Реквизиция» введен в связи с тем, что в случае возникновения социальной напряженности, вооруженных конфликтов, у государства должен быть регламентированный механизм реквизиции для нужд обороны в период действия военного положения, а также механизм реквизиции имущества при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Также в законопроекте дано определение: «государственные нужды - наличие потребности в переходе имущества, находящегося в частной собственности, в государственную собственность для удовлетворения государственных интересов, вытекающих из функций государства и преследующих общественно значимые цели». Исключительные случаи для принудительного возмездного отчуждения земельного участка или иной недвижимости при изъятии земельных участков были оставлены в Земельном кодексе.
- Что нового сделано в отношении компаний с государственным участием?
- Глава 11 законопроекта «Об осуществлении прав на принадлежащие государству акции акционерных обществ и доли в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью» направлена на усиление роли государства и эффективное управление государственным имуществом. Глава определяет сферу влияния государства на юридические лица с участием государства, в том числе национальные холдинги и национальные компании, а также компании, входящие в состав национальных холдингов.
Впервые на законодательном уровне предусматривается порядок передачи государственного имущества в оплату размещаемых акций, долей участия.
Вводится классификация акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью на контролируемые и неконтролируемые государством АО и ТОО в зависимости от количества голосующих акций, принадлежащих государству. Данная классификация позволяет определить особенности управления контролируемых АО и ТОО. На законодательном уровне закреплено запрещение безвозмездной передачи акций, принадлежащих государству, передачи их в залог. Вводится ограничение на возможность распоряжения акциями национальных компаний, переданных в уставный капитал, национальных холдингов. Не допускается передача акций в доверительное управление с полным отказом государства от права на дивиденды. Также ограничиваются права, которые передаются доверительному управляющему. Усиливается ответственность госорганов по управлению государственным пакетом акций - они должны обеспечивать перечисление компаниями с государственным участием дивидендов на государственный пакет акций. Внедрение принципов корпоративного управления в акционерных обществах с участием государства ставит одной из задач введение в них стратегического планирования, что также предусмотрено законопроектом.
- Как будет осуществляться планирование работы национальных холдингов?
- В соответствии с Указом Главы государства «О системе государственного планирования в Республике Казахстан», стратегии и планы развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний с участием государства входят в состав документов Системы государственного планирования. Стратегия развития разрабатывается на основе стратегических и программных документов Республики Казахстан и с учетом стратегических направлений деятельности юридических лиц, акции которых предоставляют право национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний определять решения, принимаемые данными юридическими лицами. Реализация Стратегии развития, которая разрабатывается с учетом индикаторов стратегических и программных документов РК осуществляется посредством реализации Плана развития.
- Отражены ли в законопроекте вопросы управления национальными холдингами, национальными компаниями?
- Да, и кроме того, в нем законодательно закрепляется создание специализированных советов по вопросам государственного корпоративного управления при Правительстве. Инструменты управления национальными холдингами введены в соответствии со сложившейся практикой управления ими.
- Что нового сделано в отношении государственных предприятий?
- Одним из новшеств является то, что доходы, полученные предприятием от совершения деятельности, запрещенной законодательством, не предусмотренной его уставом, а также доходы, полученные в результате завышения установленных цен на реализуемые товары, работы или услуги, созданные за счет финансирования из государственного бюджета, - подлежат изъятию в республиканский или местный бюджет в порядке, определяемом законодательством Казахстана. В случае выявления фактов использования имущества без соответствующего его отражения по правилам бухгалтерского учета, оно также подлежит изъятию. Конкретизированы цели создания и сферы деятельности государственных предприятий на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Отдельной статьей предусмотрен порядок оплаты труда государственных юридических лиц. В законопроекте предусмотрена субсидиарная ответственность государства по обязательствам государственных учреждений и государственных предприятий в полном объеме.
При разработке законопроекта рассматривался вопрос реорганизации государственных предприятий на праве хозяйственного ведения. Проведенный анализ показал, что реорганизация 833 государственных предприятий на праве хозяйственного ведения потребует увеличения расходов государственного бюджета - ориентировочно на 6 085 183 тысяч тенге. В этой связи считаем необходимым сохранить государственные предприятия на праве хозяйственного ведения.
Здесь я также хотел бы отметить, что нашим Министерством разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственных предприятий в сферах образования и здравоохранения», который уже внесен в Мажилис. Целью законопроекта является внедрение элементов корпоративного управления в государственный сектор экономики, повышение прозрачности деятельности государственных предприятий в сферах образования и здравоохранения. Одним из таких элементов корпоративного управления в государственных предприятиях предлагается определить Наблюдательный совет - коллегиальный орган государственного предприятия, его решения будут обязательны для исполнения руководителем государственного предприятия.
- Что нового появится в системе учета государственного имущества?
- В настоящее время в государстве отсутствует цельная картина собственных активов и обязательств. Для решения этой проблемы предлагается создание Единого реестра госимущества на базе АО «Информационно-учетный центр», который ведет учет объектов республиканской и коммунальной собственности. Создание Реестра является продолжением работы, которая осуществляется в рамках программы «электронное правительство». По мере формирования Единого реестра государственного имущества и полного перехода на единые международные стандарты финансовой отчетности будет сформирован Баланс активов и пассивов государства.
- Появится ли что-то новое в системе регулирования деятельности государственных учреждений?
- Здесь новшеством является разделение в имущественных отношениях государственных учреждений на учреждения и государственные органы. Государственные органы могут вступать в имущественные отношения от своего собственного имени в случае, если они осуществляют собственную хозяйственную деятельность. Предусматривается возможность выполнения учреждениями приносящей доходы деятельности, если это предусмотрено законодательными актами. При этом средства от такой деятельности подлежат зачислению в соответствующий бюджет, кроме оказываемых услуг в сферах образования, лесного хозяйства, особо охраняемых природных территорий, а также государственными библиотеками, государственными музеями и музеями-заповедниками, в соответствии с законами Республики Казахстан.
Национальное информационное агентство «КазИнформ»
Время загрузки страницы 0.465 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |