Этап становления правовой информации завершился, наступило время предметной аналитической и надзорной работы. Сейчас вся информация упорядочена в пяти автоматизированных системах, для работы которых налажена транспортная среда. Обеспечен единый учет данных, начиная с регистрации преступления и заканчивая результатами рассмотрения дел в суде. Такой подход позволяет формировать достоверную статистику о преступности. Большое значение имеет и электронная регистрация заявлений. |
«Снизить» преступность только на бумаге не удастся. Теперь криминогенную ситуацию в стране можно увидеть без прикрас. Это подтверждают и результаты. Так, за минувшие 6 месяцев в течение 3 суток рассмотрено 69% заявлений, тогда как в прошлые годы таковых было 38–52%.
В прошлом году зарегистрировано на 75 тыс. преступлений больше, чем в 2010-м. В текущем – рост составил еще 70%. Причем этот «рост» произошел за счет достоверности информации. А сама криминогенная обстановка не стала более угрожающей.
Наглядный пример – Астана. Численность населения столицы с 1997 года выросла в 2,5 раза, а число преступлений оставалось на уровне 3–4 тыс. ежегодно. И только в прошлом году, когда было зарегистрировано 15 тыс., выяснилось фактическое положение дел.
Мы пошли дальше и дали возможность самим гражданам отслеживать судьбу своих обращений. Для этого была усовершенствована система уведомлений о приеме заявления, написав которое гражданин получает талон с номером, а затем через Интернет, SMS или звонок в call-центр может узнать, у кого оно и принято ли решение.
Для минимизации контактов реализован механизм подачи заявлений с электронной подписью. Обращение, написанное таким образом, не может удалить ни дежурный, ни следователь.
Формат электронного талона практикуется и при обращении в госорганы. Проект «Айкын» поможет обеспечить прозрачность рассмотрения заявлений на всех уровнях власти. С 1 июля такая система контроля принята в министерствах и ведомствах, а до 2014 года будет внедрена в акиматах.
Таким образом, имея достоверную информацию о преступности, мы приступили к более углубленному изучению ее причин. Основой стала специальная аналитическая программа, которая позволяет, выбрав конкретный регион, увидеть не только количество преступлений, но и, нажав на конкретный показатель, – его составляющие, аналитические выкладки, диаграммы.
К примеру, благодаря ей можно наблюдать динамику преступлений, совершенных безработными, в том числе в разрезе регионов, возрастных групп и т. д. Такая наглядность позволяет принимать меры оперативно. Например, обратить внимание органов труда и социальной защиты.
Органам образования нелишне поинтересоваться статистикой преступлений среди несовершеннолетних, в том числе злоупотребляющих спиртным или наркотиками. Развернутую картину преступности можно проследить и по регионам на карте страны. Нажимаешь на любой заинтересовавший тебя населенный пункт – и вся статистика, как на ладони.
Вас интересует Астана? Пожалуйста! В режиме реального времени мы можем увидеть наиболее криминогенные участки города, вплоть до домов и улиц. Например, опасные точки – это «Хан Шатыр» (в июле здесь совершено 16 преступлений), «Керуен» – 7. В основном это кражи, ведь там, где скопление людей, и орудуют воры-карманники.
Такая карта преступности поможет органам внутренних дел перенаправлять свои патрульные наряды на наиболее криминогенные точки. С будущего года «карты преступности» появятся и в областных центрах.
Как известно, все проверки государственных органов с 2000 года регистрируются у нас – в Комитете Генеральной прокуратуры. Для упорядочения этих проверок предусмотрены нормы отказа в их регистрации по различным основаниям – несоблюдение сроков и периодичности, другие причины. Но даже этих мер оказалось недостаточно. Лазейки оставались.
К примеру, в 2010 году незаконные проверки увеличились в 3 раза (с 853 до 2 850), а количество отказов в их регистрации – в 2 раза (с 1 154 до 2 265). Для пресечения подобных фактов предприниматели получили возможность самостоятельно контролировать проверяющих. Сделать это они могут с помощью проекта «Бизнес тірегі».
С начала внедрения проекта через Интернет и SMS-портал более 5,5 тыс. предпринимателей проверили свою регистрацию. Зная об этом, контролирующие органы постепенно исключают незаконные проверки, их количество уменьшилось в 1,5 раза.
О нарушениях через портал уже сообщили 335 предпринимателей. В 70% случаев факты подтвердились. Такие меры в совокупности с новым законодательством о госконтроле и надзоре сказались и на снижении административного давления на бизнес.
Общее количество проверок, в том числе предпринимателей, постепенно снижается, смещаются акценты на проведение плановых мероприятий такого рода.
Полезный эффект проекта налицо. Для облегчения самой процедуры регистрации проверок с нынешнего года внедряется электронный режим. Здесь мы начали с налоговых органов. С начала года налоговики зарегистрировали свыше 12 тыс. проверок, не выходя из кабинета. Следующими будут органы МЧС и Минтруда.
Отмечу, что свою деятельность мы выстраиваем исходя из тех потребностей, которые наиболее востребованы. Так, анализируя причины низкой взыскиваемости административных штрафов, поняли, что в стране нет единого подхода к защите финансовых интересов государства.
Наличие задолжности перед государством не ограничивает должника в получении госуслуг, разрешительных и иных документов. Чтобы не утомлять цифрами, скажу: ежегодно около миллиона казахстанцев игнорируют решения госорганов, не уплачивая в казну миллиардные штрафы. Создание единого банка данных лиц, имеющих задолженность перед государством, под называнием «Шектеу» поможет результативнее справиться и с этой проблемой.
Должники, не погасившие долг, должны быть ограничены в получении разрешительных документов и лицензий, создании предприятий, участии в конкурсах по госзакупкам.
А для оперативной оплаты задолженностей будут предусмотрены платежные терминалы. У всех граждан появится возможность проверить, не попал ли он в «штрафники», в разделе «Информационный сервис» на сайте комитета (www.servis.pravstat.kz).
Схема модели проста – если гражданин не уплатил административный штраф или другие взыскания, наложенные на него по решению суда, то он временно ограничивается (но не дискриминируется!) в доступе к государственным услугам. Это укрепит правовую дисциплину и пополнит доходную часть бюджета. Такая практика успешно применяется в Германии, Турции, США, России, Украине, Беларуси...
Усилия государственных органов объединяются и в реализации системы информационного обмена правоохранительных и специальных органов, которая не требует создания дополнительных проектов. В первую очередь такой общегосударственный подход внедрен при розыске преступников. Ведь нередко сбои происходят из-за того, что каждый госорган, работая с населением, исходит только из ведомственных интересов.
К примеру, есть факт, когда органами внутренних дел одного региона с 2006 года за участие в религиозной организации «Хизбут-Тахрир» разыскивался гражданин Б. Пока полицейские его искали, он спокойно получал пенсионные отчисления, а в истекшем году сами же органы внутренних дел этой же области выдали ему удостоверение личности.
Теперь информация обо всех операциях, произведенных разыскиваемыми, собирается, и система автоматически сигнализирует правоохранительному органу о них. Уже есть примеры успешных задержаний с помощью этой системы, причем оба – в Алматы. Последнее состоялось буквально на днях.
В июле текущего года задержаны два разыскиваемых преступника, которые обратились в ЦОН для получения справок о судимости. Оба находились в межгосударственном розыске.
По нашим сигналам были информированы инициаторы розыска, и преступников взяли, так сказать, «тепленькими», конечно же, они не ожидали такого исхода.
Эта система уже подключена к таким базам данных, как сведения об объектах недвижимости, выдача водительских удостоверений, нотариальные действия, выплата пенсий, пособий…
Конечно, без поддержки Правительства внедрение новых технологий было бы проблематично. Например, в июне Республиканской бюджетной комиссией поддержаны расходы на создание в 2013–2014 годах единого банка данных должников.
В планах комитета – формирование еще более полной и интегрированной системы правовой статистики на основе новейших IT-технологий, развитие международного сотрудничества, гарантированной защиты прав граждан на доступ к правовой информации.
Сауле АЙТПАЕВА,
председатель Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры
Сайт газеты «Казахстанская правда» Время загрузки страницы 0.523 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |