Внедренное 17 июля текущего года предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом, еще задолго до его введения стало предметом обсуждения среди участников внешнеэкономической деятельности. О целях этого нововведения, а также о том, как оно отразилось на деятельности предпринимателей рассказал начальник управления организации таможенного контроля Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК Александр Волков. |
- В чем основная цель внедрения предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом и как выстроен сам процесс представления предварительной информации?
- Процедура предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом регламентирована Решением Комиссии Таможенного союза № 899 от 9 декабря 2011 года и вступило в силу с 17 июня 2012 года.
Прежде чем говорить о самом процессе предоставления предварительной информации, хочу отметить, что его внедрение обусловлено необходимостью обеспечения, прежде всего, национальной безопасности. Это своего рода основа для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли, определенных Всемирной таможенной организацией. Кроме того, предварительное информирование положительно отразится на показателях нашей страны в рейтинге инвестиционной привлекательности Всемирного банка Doing Businness.
Сущность данного нововведения заключается в том, что уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица обязаны представить информацию в отношении ввозимых автомобильным транспортом товаров не менее чем за два часа до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.
Казахстанская таможенная служба ведет прием предварительной информации с помощью Web-портала таможенных органов Республики Казахстан. Регистрация на Портале и услуги, предоставляемые им, бесплатны для любого участника внешнеэкономической деятельности. При этом различают два вида предварительной информации от участников внешнеэкономической деятельности и от таможенных администраций других государств.
- У предпринимателей возникали опасения, что практическая реализация процедуры предварительного информирования создаст дополнительные затруднения для товарооборота. В чем заключаются ее преимущества для бизнесменов?
- Стратегическая цель предпринимаемых нами мер направлена в первую очередь на создание благоприятных условий для бизнеса. Во-первых, нами налажено четкое информационное взаимодействие между территориальными таможенными органами и центральным аппаратом, где аккумулируется, обрабатывается и анализируется вся представленная предварительная информация. Анализ проводится все с той же целью – обеспечить беспрепятственный выпуск грузов добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, мы стремимся оптимизировать систему управления рисками для того, чтобы сделать процесс предоставления предварительной информации как можно больше эффективным для обеспечения выборочности таможенного контроля.
Еще одним из преимуществ предоставления предварительной информации - это возможность для предпринимателей посредством Web-портала таможенных органов РК и электронной почты, получать в режиме реального времени информацию о регистрации, выпуске транзитной декларации и о прибытии транспортного средства в место доставки.
Web-портал открыт для всех участников внешнеэкономической деятельности без ограничения. При этом доступ к порталу осуществляется путем обычной регистрации пользователей.
- Как осуществляется обмен информацией по представленной предварительной информации с таможенными службами России и Белоруссии, насколько известно единой базы данных Таможенного союза на сегодняшний день нет?
- При условии отсутствия расхождения предварительной информации и сведений, содержащихся в документах, используемых в качестве транзитной декларации, представленная предварительная информация используется в качестве электронной копии транзитной декларации.
В рамках Таможенного союза таможенными органами государств-членов Таможенного союза обеспечено информационное взаимодействие при контроле за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
При этом при выпуске транзитной декларации с таможенным органом назначения Российской Федерации или Республики Беларусь электронное уведомление о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита направляется в информационную систему контроля таможенного транзита соответствующего таможенного органа.
- Какие дальнейшие перспективы развития по предварительному информированию стоят перед Комитетом?
- Комитетом проводится работа по интеграции информационных систем таможенных органов с программным обеспечением TIR-EPD, разработанного Международным союзом автомобильного транспорта, для передачи предварительной информации таможенными органами в отношении товаров перемещаемым по процедуре МДП (Международные дорожные перевозки). Данная процедура направлена на ускорение прохождения таможенных процедур и уменьшение риска нарушений таможенных правил при применении международных перевозок. Данное программное обеспечение имеет интерфейс ввода данных на 19 языках и позволяет предоставлять предварительную информацию в несколько стран одновременно.
В настоящее время, данное программное обеспечение интегрировано с информационной системой таможенных органов Республики Беларусь. На стадии завершения находятся работы по внедрению TIR-EPD в Российской Федерации. Кроме того, в целях обеспечения своевременного предоставления предварительной информации, планируется в ближайшее время интегрировать информационные системы казахстанской таможенной службы с информационными системами заинтересованных лиц (крупных перевозчиков, логистических компаний и т.д.).
В настоящее время Комитетом ведется работа по реализации мероприятий межгосударственной целевой программы «Создание Единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств-членов Евразийского экономического сообщества» на 2012-2014 годы, утвержденной Решением межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 19 ноября 2010 года №515.
Программа предусматривает создание единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств-членов Евразийского экономического сообщества с обеспечением возможности ее сопряжения с новой компьютеризированной транзитной системой (NCTS), используемой странами Европейского союза.
В 2014 году по результатам реализации Программы ожидается осуществление полномасштабного функционирования единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита, реализующей контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых по таможенным территориям государств-членов Евразийского экономического сообщества в соответствии с процедурами таможенного транзита.
- Существует ли статистика по применению предварительного информирования и какому способу подачи такой информации участники внешнеэкономической деятельности отдают предпочтение?
- За первый месяц с момента введения, то есть с 17 июня по 17 июля текущего года таможенными органами, расположенными в автомобильных пунктах пропуска оформлено 6 809 транзитных деклараций, в том числе 5 816 транзитных деклараций (85,4 %) оформлено с применением предварительного информирования.
Успешно реализуется процедура предварительного информирования в пунктах пропуска, расположенных на казахстанско-китайской границе (99,99%) и таможенных постах Департамента таможенного контроля по Южно-Казахстанской области (99,65%).
Наиболее низкие показатели применения предварительного информирования приходятся на таможенные посты «Тажен» (7.9%), «Карасу» (59.4%), таможня «Кордай» (46,2%).
Статистика по предварительному информированию следующая: 85.4% сведений предоставлено через портал таможенных органов Республики Казахстан, 14.6% посредством использования программных средств.
- На что бы вы также обратили внимание бизнесменов?
- Предварительное информирование своего рода одна из составных частей общего процесса автоматизации таможенных органов и внедрения современных информационных технологий, призванных обеспечить высокую пропускную способность на казахстанских пунктах пропуска, а также упростить процедуру торговли.
Важно понимать, что реализация мер по упрощению процессов таможенной очистки товаров, в том числе и предварительное информирование, это сотрудничество таможни и бизнеса, а потому заинтересованность в успешной его реализации должна быть с обеих сторон.
Материал подготовлен отделом по связям с общественностью и СМИ КТК МФ РК
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.613 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |