Кто хозяин квартиры, которую купила Мархабат Нурланова, не могут определить уже пять лет. Мархабат Нурланова покупала квартиру для себя, сына и матери. Планировала жить в ней долго и счастливо, выплачивая ипотеку. Но уже через год пожалела, что связалась с кредиторами. А начались ее неприятности с того, что у директора филиала «БТА Ипотека» появилась доверенность на эту жилплощадь. |
Покупка
Две светлых комнаты, восьмой этаж и бдительные соседи. Мечта Мархабат выглядела прагматично: все, чего хотела карагандинка – иметь свою квартиру в приличном районе. Ключи от мечты она получила в 2007 году. Тогда банки охотно выдавали кредиты на покупку жилья. Квартира в микрорайоне Гульдер-2 стоила 28 тысяч долларов. Почти год Мархабат была добросовестным заемщиком, каждый месяц возвращая банку по 55 тысяч тенге.
- Потом кризис начался, меня с работы сократили, – вспоминает Мархабат. – Платежи я стала вносить не вовремя. Бывало, что на месяц задержу, но потом все равно выплачиваю.
В филиале «БТА Ипотека», видя, что клиентке приходится нелегко, предложили помощь.
- Дархан Искаков, глава карагандинского представительства, сказал: давай оформим доверенность, я сам продам твою квартиру и закрою долг. Так лучше для тебя и для нас будет, – продолжает Мархабат. – У меня как раз развод в это время шел, сын несовершеннолетний на руках, мама заболела, папа умер… В общем, я написала доверенность.
Причем доверенность была выписана на самого Дархана Искакова, то есть на физическое лицо. Что, в принципе, говорят юристы, законом не запрещено.
Продажа
Мархабат переезжала с одной съемной квартиры на другую и была уверена, что в это время банковские работники нахваливают ее жилплощадь и водят туда клиентов. Но в 2009 году к ней пришел судебный исполнитель. Мархабат была готова услышать, что угодно, даже «вас разыскивает Интерпол» удивило бы ее не так, как фраза «на вас долг в четыре миллиона».
- 4 миллиона 150 тысяч 544 тенге – это точная сумма, – перебирает бумаги Мархабат. На тот момент она в своей квартире не то, что не жила, даже из любопытства туда не заглядывала. По закону, финансисты должны были квартиру продать и списать долг. А вместо этого подали на карагандинку в суд. Мархабат побежала в банк за объяснениями, но там ее успокоили. Ответили, чтобы клиент не волновался, покупатели нашлись, сейчас квартиру оформляют.
Мархабат не волновалась ровно полгода. Потом решила встать в очередь на получение квартиры с мамой-инвалидом. Пошла за кадастровой справкой и снова впала в крайнюю степень удивления. Оказалось, что собственность-то у нее есть. Та квартира на Гульдере до сих пор не продана и числится на Нурлановой, хотя находится на балансе банка.
Потеря денег
К этому моменту жизнь у Мархабат более-менее наладилась, а вот отношения с банком – нет. Несколько раз клиентка просила сдавать квартиру ей (как только жилплощадь оказалась на балансе «БТА Ипотека», ее сдавали в аренду, чтобы погашать долг). Мархабат обещали, что по новой программе арендного жилья так и будет. Как только станет возможным, ей позвонят и пригласят снять квартиру по пониженной ставке. А через год жилье даже можно будет выкупить. Но не позвонили. Потом Мархабат пыталась продать квартиру сама. Не получилось. Она уверяет, что всех ее клиентов в банке разубеждали покупать жилплощадь, рассказывая, что на квартире много арестов, а сама Мархабат – мошенница. Больше в банк она не ходила, обратилась в суд. По решению Казыбекбийского суда, она стала выплачивать долг. Родные помогли собрать нужную сумму, в мае этого года Мархабат перечислила на счет «БТА Ипотека» все 4 миллиона 150 тысяч тенге.
- Потом в областном суде начался спектакль, – говорит Мархабат. Представители «БТА Ипотека» обжаловали решение районного суда. – Сам Дархан Искаков уверял, что они никаких переводов не получали, хотя сами дали мне свои реквизиты.
- Мы принесли в суд квитанцию об оплате, – объясняет представитель Мархабат Светлана Шипилова. – Все, вопрос закрыт. Банк обязан вернуть квартиру, потому что долг выплачен.
Но областной суд, говорит Светлана, выносит «абсурдное решение» – признает правой «БТА Ипотека». И в постановлении даже не указывается, что Мархабат выплатила долг. Квартира остается у компании.
- Я была в шоке, – комментирует Мархабат. – Потому что была уверена, что решение вынесут в мою пользу. Тут же все очевидно. А сейчас, получается, и квартира мне не принадлежит, и деньги они не возвращают.
Со дня, когда суд решил оставить квартиру банку, прошло чуть больше двух месяцев. Жилплощадь – в собственности банка, деньги – на их счету.
«Она сама пришла»
Глава представительства «БТА Ипотека» в Караганде Дархан Искаков говорит, что Мархабат «сама пришла, сама дала доверенность»:
- Мы не предлагали такое, у нас такое не практикуется. Но мы с этой доверенностью ничего не продавали, – рассказывает Искаков. – Не могли продать, потому что на квартире аресты были. Если бы не эта проблема, квартира давным-давно бы продалась. И дело было бы закрыто.
Из головного офиса «БТА Ипотека» «НВ» прислали развернутый ответ.
«Госпожа Нурланова, по всей видимости, посчитала, что, оформив доверенность на сотрудника Компании для продажи этой квартиры, она тем самым погасила кредит, – говорится в письме. – Стоит отметить, что залоговая квартира не передавалась Компании в качестве отступного и такого договора не заключалось».
Кредит нельзя погасить, если вы просто выдали доверенность на продажу залога – акцентировали внимание финансисты. Расплатиться с компанией можно только тогда, когда заложенное имущество будет продано. Почему «БТА Ипотека» подала на Мархабат Нурланову в суд, хотя должна была просто продать ее квартиру и списать долг? Потому что квартира не продавалась, а гасить кредит нужно было, иначе пострадали бы невинные казахстанцы.
«Обращаем внимание, что для выдачи ипотечных кредитов кредитные организации используют заемные средства как зарубежных инвесторов, так и отечественных пенсионных фондов, – отвечает в письме «БТА Ипотека». – Действия подобных заемщиков, получивших значительные денежные средства в кредит и не вернувших их, негативно сказываются на инвестиционных доходах пенсионных сбережений казахстанцев, которые не обязаны нести ответственность за непогашенные кредиты отдельных членов общества».
Кто понесет ответственность за то, что кредит погашен, а квартира не возвращена – Мархабат не знает. Хозяина двушки на Гульдере не могут определить уже пять лет. Сейчас банк снова предлагает Мархабат взять квартиру в аренду и со временем выкупить. То, что она перечислила 4 миллиона 150 тысяч 544 тенге, банк все-таки признал. Накануне Мархабат пришло письмо из головного офиса, что деньги ей вернут, но не все. 1 миллион 805 тысяч тенге останется у «БТА Ипотека».
- Это такое безобразие! – чуть не плачет от бессилия Мархабат. – Они говорят, что у меня когда-то были долги. Но если они у меня были, нужно было включать их в исковое заявление.
Сейчас карагандинка собирается обратиться в Верховный суд и деньги со счета пока не снимает.
Автор: Елена Ульянкина, Валерия Босенок, фото Елены Старостиной
Сайт газеты «Новый вестник» Время загрузки страницы 0.263 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |