Казахстанские вузы не достигли признания на мировом уровне, свидетельством чему является их отсутствие в международных рейтингах. К такому выводу пришли участники круглого стола, состоявшегося вчера в Алматы на базе Международной академии бизнеса (МАБ) в рамках 48-часовой серии семинаров MET-Uni для ректоров. Семинары являются результатом совместного проекта МОН и МАБ MET-Program (Management Education Technology Program), цель которого - актуализация и углубление знаний в области в области менеджмента для эффективного руководства вузом в свете реализации Госпрограммы развития образования на 2011-2020 годы. |
По мнению директора Института анализа качества образования и повышения квалификации КазНПУ им. Абая Базара ДАМИТОВА, в какой-то степени о конкурентоспособности вузов могут свидетельствовать их позиции в национальном рейтинге, однако разброс между его лидерами и аутсайдерами очень велик - разница баллов может доходить до 18 раз.
Сложности создает и отсутствие четкого толкования самого понятия конкурентоспособности. Между тем, отметил эксперт, последнюю можно определить по ряду комплексных показателей - финансово-экономических, маркетинговых, кадровых, социально-педагогических. Большое значение имеют способность вузов к бескризисному функционированию в условиях финансового дефицита, своевременная адаптация к происходящим серьезным изменениям. Одним из ключевых критериев является конкурентоспособность выпускников того или иного вуза на рынке труда.
Это понятие включает такие составляющие, как умение применять полученные знания на практике, работать в команде, обучаемость. Важным фактором обеспечения конкурентоспособности представляется создание эффективной системы воспроизводства педагогических кадров, а в современных условиях - и потенциал инновационного развития, на которое постоянно должны быть ориентированы ведущие вузы.
По мнению г-на Дамитова, очень важно найти «золотую середину» в определении стоимости обучения - высокие цены на образовательные услуги резко сужают круг их потенциальных получателей. Необоснованно низкие цены, в свою очередь, отрицательно сказываются на качестве образовательного процесса. Отчасти уровень интереса к вузу со стороны абитуриентов и их родителей определяют респектабельность, широкая известность. Однако в целом сегодня принято считать, что качественное высшее образование можно получить в Европе, США, в крайнем случае в России, но никак не в Казахстане.
«С одной стороны, это действительно так, ведь утверждения подобного рода основываются на опыте детей, поступивших в зарубежные вузы в рамках программы «Болашак». Таких выпускников, как правило, с удовольствием принимают на работу на родине. С другой стороны, такая точка зрения является мифом, поскольку все выпускники казахстанских средних школ не могут получить образование за границей, оно в общем-то малодоступно для граждан страны», - заметил г-н Дамитов.
Практически все участники дискуссии признали мифологическим утверждение о том, что казахстанские вузы стали полноценными участниками европейского процесса. По большому счету, несмотря на декларируемую приверженность принципам Болонского процесса, остается много языковых, правовых проблем, расхождений на уровне учебных программ. Отечественные вузы будут полноценно участвовать в европейском образовательном процессе лишь тогда, когда это движение станет двусторонним, когда студенты из других стран будут приезжать в наши учебные заведения.
Пока же академический обмен студентов и преподавателей не практикуется даже в рамках республики. «Преподаватели привязаны к своим вузам, и сначала эти элементы должны заработать хотя бы внутри страны. Для этого же требуется создание соответствующей нормативной базы. Но мы должны двигаться в этом направлении, в противном случае не стоит работать», - убежден г-н Дамитов. Между тем, по мнению зарубежных экспертов, Казахстану, как и России, не стоит с одержимостью смотреть именно в европейском направлении, есть смысл ориентироваться на азиатский образовательный рынок.
Не соответствует действительности утверждение о том, что в рамках действующей образовательной системы преподаватели ориентированы на саморазвитие и профессиональный рост. Со времен Советского Союза, да и сейчас, работа в высшем учебном заведении считается очень престижной, но люди, получив место преподавателя, как правило, мало заинтересованы в собственном профессиональном самосовершенствовании.
«По большому счету, от самих преподавателей мало что зависит даже при распределении учебной нагрузки. Нередко случается так, что лабораторные занятия проводят профессора, а лекции читают люди, не имеющие ученой степени. Это не только нелогично, но и неэффективно, поскольку лабораторные занятия в этом случае становятся излишне дорогими, а лекции - неэффективными», - указал профессор Дамитов.
Выдачей желаемого за действительное эксперт назвал и утверждение о том, что по окончании вузов трудоустраиваются по специальности 90% выпускников. В рамках исследования, проведенного в России, соответствующий показатель составил 20%. Как только руководители казахстанских вузов представят цифры, соответствующие действительности, этот показатель также уменьшится в разы, заявил спикер.
Анна ШАТЕРНИКОВА
Сайт газеты «Панорама» Время загрузки страницы 0.439 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |