Сейчас все с точностью до наоборот. Я, к примеру, хочу поставить такой-то завод, но мне нужно вот это сырье, и тогда государство уже решает, это соответствует нашим целям программы развития отрасли или нет. Это относится к нефтегазовой отрасли. Сейчас, к примеру, рассматривается вопрос получения права недропользователя по одному газовому месторождению, так что это более эффективный инструмент, нежели конкурс – кто больше заплатит….», – заявил первый вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау.
Сейчас в соответствии с подпунктом 4-1 пункта 2 статьи 35 Закона «О недрах и недропользовании» без проведения конкурса на основе прямых переговоров заключаются контракты на проведение операций по разведке и (или) добыче с субъектами индустриально-инновационной деятельности.
Цель, которую преследует государство, предлагая новую модель отношений в сфере недропользования, достаточно понятна. «Это обеспечение предсказуемости долгосрочного развития ГМК и привлечение наиболее устойчивых в финансовом и технологическом отношении инвесторов. Фактически эта перестраховочная модель, которая предполагает своеобразный отсев тех инвесторов, которые не обладают необходимым потенциалом для реализации комплексных индустриальных проектов», – считает заместитель директора Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Маулен Намазбеков.
По мнению г-на Намазбекова, отраслевой бизнес, включая и иностранных инвесторов, может неоднозначно воспринять данное нововведение. «Прежде всего, это связано с опасениями значительного увеличения капиталовложений в реализацию проектов недропользования в ГМК и падения рентабельности», – добавил он.
Подобный подход, как следствие, может оттолкнуть от вхождения в казахстанский ГМК часть потенциальных инвесторов, в том числе и крупных, которые могут переориентироваться на другие рынки. «В условиях складывающегося дефицита инвестиционных ресурсов и необходимости резкого увеличения капиталовложений в геологоразведку в ближайшие годы данная ситуация может привести к неблагоприятным последствиям для отрасли», – предположил г-н Намазбеков.
Совсем иного мнения придерживается старший юрист юридической фирмы «Linkage & Mind» Ержан Манасов. «Мы не видим каких-либо негативных последствий включения в законодательство РК нового способа получения права недропользования. На наш взгляд, нет поводов беспокоиться о том, что данная мера приведет к образованию каких-либо дополнительных барьеров для кандидатов на получение права недропользования, так как введение нового способа получения права недропользования не отменяет старых традиционных способов, таких как конкурс, исключительное право в связи с коммерческим обнаружением и так далее», – отмечает г-н Манасов.
По его словам, предоставление права недропользования субъектам индустриально-инновационной деятельности является лишь одной из дополнительных мер стимулирования индустриально-инновационной деятельности в Республике Казахстан, но ни в коем случае не образует монополию субъектов индустриально-инновационной деятельности на получение права недропользования.
Также начиная с осени 2012 года инвесторы смогут брать в аренду месторождения Казахстана без участия нацкомпаний. «Мы на пороге новой долгосрочной концепции по геологоразведке, по геологии. Мы будем создавать условия для того, чтобы инвесторы заходили в Казахстан на геологоразведку. Сейчас мы нуждаемся в новых технологиях, которые позволяют работать на больших глубинах по твердым полезным ископаемым. И по закону мы можем сейчас давать инвесторам напрямую месторождения: без конкурсных процедур, без участия национальных компаний. Но в обмен на реализацию крупных проектов. Сейчас прорабатывается нормативная база. Осенью 2012 года уже будут объявлены первые шаги в этом направлении», – сказал министр индустрии и новых технологий Казахстана Асет Исекешев.
Кризис в ГМК
По данным экспертов, по всем основным видам твердых полезных ископаемых разведанные запасы уменьшаются ежегодными темпами от 0,5 до 1,7%, по разрабатываемым месторождениям – от 7 до 8%. В результате активные запасы меди республики могут быть полностью исчерпаны в течение 25 лет, свинца и цинка – 17 лет, золота – в 30 лет, а вероятность открытия новых крупных уникальных месторождений практически полностью исключается. В этой связи специалисты уже в ближайшее время предрекают кризис в медной, цинковой, золоторудной отраслях.
Юридическая фирма «GRATA»
- Чтобы начать разработку месторождения «под него» необходим индустриальный проект. Насколько данная мера поможет или наоборот воспрепятствует приходу инвесторов в ГМК Казахстана?
- В настоящее время прямое привлечение инвесторов в горнорудном секторе затруднительно в связи с тем, что с 2007 г. по настоящее время мораторий на проведение конкурсов, которые являются основным способом получения права недропользования. У инвесторов остаются опции перекупить право недропользования или доли участия (прямо или косвенно) в недропользователе, либо получить право недропользования с помощью национальной компании путем создания совместного предприятия. В первую очередь отмечаем, что введение нового основания для проведения прямых переговоров по предоставлению права недропользования не отменяет прежних аналогичных оснований (основной способ – получение права недропользования по конкурсу, на которые в настоящее время наложен мораторий). В этой связи, полагаем, такие изменения не воспрепятствуют привлечению инвесторов в Казахстан, а лишь создадут дополнительные возможности для этого. В частности, при проработке возможности реализации того или иного проекта в Казахстане у потенциального инвестора могут возникать вопросы об источниках сырья для реализации проекта или деятельности производства. Описанные г-ном Рау изменения могут облегчить разрешение данных вопросов, поскольку предоставляют возможность инвестору добывать сырье самостоятельно.
- Как теперь поступать крупным горнорудным компаниям, которые в принципе не занимаются производством конечного продукта? Ведь судя по словам г-на Рау, для получения права недропользования от компании необходим сначала проект, а уже потом государство решает о предоставлении месторождения.
- Как отмечено ранее, описанные г-ном Рау изменения не затрагивают прежние основания для предоставления или приобретения права недропользования в Казахстане. Иными словами, с юридической точки зрения прежние возможности крупных горнорудных компаний по получению прав на месторождение полезных ископаемых не изменились. Если такие компании захотят воспользоваться новой законодательной возможностью, то государство стимулирует их рассмотреть вопросы по увеличению глубины переработки продукции, внедрению новых технологий и других составляющих индустриально-инновационных проектов. Также полагаем, что если на одно и то же месторождение будут претендовать крупная горнорудная компания и компания, реализующая индустриальный проект, при прочих равных условиях предпочтение вероятнее всего будет отдано последней (с учетом требований законодательства).
Мариям Жумадил, старший аналитик департамента исследований АО «Халык Финанс»
- Чтобы начать разработку месторождения «под него» необходим индустриальный проект. Насколько данная мера поможет или наоборот воспрепятствует приходу инвесторов в ГМК Казахстана?
- Мы считаем, что приход инвесторов в конкретные проекты будет, прежде всего, зависеть от экономической выгоды индустриального проекта. Если актив интересен, то инвестор возьмется за реализацию проекта и возможно заинтересуется развитием месторождения. Также стоит отметить, что задача многих инвесторов вкладывающих в средние и мелкие проекты на ранней стадии в Казахстане, это развитие месторождений до более поздних стадий и их дальнейшая продажа, создание же индустриальных проектов в Казахстане не входит в их планы ввиду отсутствия зачастую и финансовых и технических ресурсов для этого.
- Как теперь поступать крупным горнорудным компаниям, которые в принципе не занимаются производством конечного продукта? Ведь судя по словам г-на Рау, для получения права недропользования от компании необходим сначала проект, а уже потом государство решает о предоставлении месторождения.- Крупные горнорудные компании могут работать по первому варианту, к примеру, создав совместное предприятие с «Тау-Кен Самруком». Однако государство должно заходить как полноценный партнер в данные СП, который готов нести свою долю затрат на развитие месторождений, иначе инвесторы будут крайне неохотно идти на такое партнерство.
- Государство готово создавать условия для того, чтобы инвесторы заходили в Казахстан на геологоразведку, но только в обмен на реализацию крупных проектов. Может ли государство пойти на некие уступки или инвесторы будут допускаться лишь на значимые месторождения?
- Мы считаем, что нужно вводить стимулирующие меры в ГМК, чем запретительные. Прежде всего, необходимо сократить сроки, требуемые для получения различной документации, повысить транспарентность процедур и механизмов получения прав на недропользование, то есть сделать правила игры понятными для всех. Также целесообразно создание дополнительных налоговых и иных послаблений для инвесторов в мелкие месторождения. Нежелание государства менять правила игры может привести к отрицательным последствиям для отрасли в будущем, так как по мере истощения запасов на существующих рудниках и падения рентабельности, недостаточные инвестиции в отрасль сегодня, будет трудно компенсировать, учитывая значительный период, требуемый для осуществления геологоразведки.
Азат МУРТАЗИН
Деловой еженедельник «КУРСИВъ» Время загрузки страницы 0.877 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |