О пустыне можно говорить много или ничего. Для одних пустыня – это море песка, отсутствие жизни, для других – философский край, где наедине с собой лучше познавать свое существование. Особенно сложно говорить о пустыне тем, кто никогда ее не видел, и в тех странах, где такого природного явления не может быть и в помине. |
Олешковские пески – одно из уникальных мест в Украине, о которых мало кто знает. Спросите десять украинцев – ответ будет один. Пустыня? В Украине? Не знаем такого! И не только потому вам так ответят, что по природному своему происхождению это классическая полупустыня, а значит, умереть под палящим солнцем там вряд ли удастся. Но все-таки она есть – единственный на всю Европу такой огромный массив песка. Конечно, всегда можно возразить, что на востоке российской Калмыкии и в Астраханской области России, в рамках европейского континента, до Уральских гор есть свои пустыни. Но в данном случае мы говорим о странах, границы которых всецело находятся на европейском континенте. Ни в Бельгии, ни во Франции, ни в Беларуси ничего подобного нет. Поэтому Олешковские пески Украины в этом плане уникальны.
Тому подтверждение и климатические условия. Здесь летом песок нагревается до 75 градусов по Цельсию. По словам исследователей данного массива, чтобы разогреть пищу, нужно иметь только сковородку, все остальное сделает солнце и песок. Почти то же самое происходит и в обычной пустыне.
«Серьезных научных исследований, посвященных Олешковским пескам, сегодня не так много, – говорит «ЛИТЕР-Неделе» начальник управления туризма и культуры Херсонской областной государственной администрации Ирина Королева. – Здесь одна причина: на территории пустыни долгое время находился военный полигон, на котором отрабатывали бомбометания летчики из стран Варшавского договора».
Ирина Королева говорит, что зелени в пустыне не так чтобы много, но есть – кое-где растут небольшие березки или сосенки, а иногда пробивается трава.
Для того чтобы проверить, так ли это на самом деле, пришлось самим отправиться в пустыню. Тем более что и повод был неплохой – в Олешковских песках прошел Второй международный журналистский ралли-рейд, на который собралось более полусотни представителей СМИ. Те, кто обычно держит в руках фотоаппараты, камеры, диктофоны и блокноты с ручками, оказались за рулем внедорожников на подготовленной трассе.
«Второй журналистский ралли-рейд получился захватывающим и интересным. Борьба на трассе была по-настоящему упорной и жесткой. Пару раз наш экипаж едва ли не застревал в дюнах, нам встречались предметы, похожие на настоящие бомбы», – отмечает в интервью корреспонденту «Литера» российский участник гонки Вячеслав Беликов. Этот парень известен тем, что пытается не пропустить ни одного ралли-рейда. Но когда он услышал о том, что сможет поучаствовать в гонке в украинской пустыне, был слишком удивлен.
«Никому и в голову не могла прийти такая информация, что в Украине, европейской стране, находится пустыня. На самом деле это так – днем в ней жарко, а ночью не холодно. Хорошо, что лето только в самом разгаре, поэтому в автомобиле можно было как-то ехать под палящим солнцем. Я ощутил себя точно так же, как и при участии в ралли-рейде «Шелковый путь», – разговорился Вячеслав Беликов.
И хотя гонки в Олешковских песках – это не то же самое, что соревнование «Шелковый путь», основанное при личном участии и инициативе президентов трех стран – России, Казахстана и Туркменистана, но сравнения всегда уместны. Когда-то «Шелковый путь» задумывался как мероприятие, выходящее за рамки сугубо спортивной акции. Ралли «Шелковый путь» призвано было стать еще одним символом неразрывности дружбы и добрососедства, издревле связывающих народы Казахстана, Туркмении и России. Правда, в этом году это ралли, растянувшееся на четыре тысячи километров, пройдет исключительно по территории России. Но то ли еще будет!
Украинская пустыня, где на этот раз собрались журналисты, с самой высокой своей точки видна как на ладони. Достаточно забраться на один из пятидесятиметровых барханов, или, как их здесь называют, кучугуров, и можно увидеть горизонт пустыни.
«Это не мираж, – утверждает местный житель Иван Чинкин, – пустыня-то маленькая, всего-то диаметром в самом широком месте 30 километров, а в самом узком – 15 километров. При желании можно пройти ее за один день. Когда были мы молодыми, то свататься ходили через эту пустыню. В нашем селе красивых девушек немного, вот и приходилось потрудиться». Он говорит, что эта пустыня была своего рода тестом, который должны были пройти все мужчины, которые хотели завести семью. И объяснение тому простое. Иван живет в небольшом поселке Пролетарка, на окраине пустыни. Его жена родилась и всю жизнь прожила по ту сторону Олешковских песков – в Новой Маячке, тоже небольшом селе. По словам Ивана, другого пути у него не было – либо пройти почти 30 километров через пустыню за своей женой, либо оставаться бобылем на всю жизнь или искать свою половинку в другом городе или селении.
«Поэтому наши «пустынные семьи» самые крепкие! Шутка ли, пройти за женой десятки километров по песку? А потом еще ее добро перевозить по кучугурам», – рассказывает Иван.
Как и было положено тридцать лет назад, его свадьба начиналась с традиционных для Украины церемоний – к родителям будущей жены засылались сваты с подарками. Назад им предстояло нести или хлеб-паляницу, символ того, что родители невесты согласны отдать дочь замуж, либо – гарбуз.
«Ох и потрудились же тогда мои друзья – в одну сторону в лакированных модных штиблетах и костюмах через пустыню, где пешком, где на лошадях, а потом в другую сторону, домой, еще столько же. Я наказал им быть как можно быстрее! Ждал же ведь! Справились за один день. Конечно, привезли мне паляницу! Но и полные туфли, карманы песка», – снова смеется Иван. Так они и живут со своей супругой Еленой тридцать лет около пустыни и говорят, что менять место жительства не собираются. Мол, только здесь романтика.
Пустыня действительно очаровывает. Кто помнит легендарный фильм «Игла» с Виктором Цоем, тот может провести параллели между тем, что было в фильме, и Олешковскими песками.
Нужно просто выйти на бархан и идти. В «Игле» по казахстанской пустыне великий рок-музыкант шел в поисках будущего для своей Дины, в Олешковских песках будущее ограничено – пройдешь десяток километров, и вдалеке можно разглядеть цивилизацию.
Пустыня оживает, на ее окраинах добывают песок, строят развлекательные центры для экстремального туризма. Для местных жителей этот массив всегда был живым – тут хорошо растет трава и можно выпасать коров.
В своем нынешнем виде Олешковские пески появились достаточно недавно. Когда-то, в старину, на этом месте протекал Днепр. Со временем вода отошла, а продвижение песков, что остались в его низинах, сдерживал покров степной растительности. В ХІХ столетии на этой территории местные жители стали выпасать овец. Постепенно передвигаясь вперед, отара не оставляла за собой ни травинки. В результате интенсивного выпаса, который уничтожил практически всю траву, освободились пески, а ветровая эрозия дала им возможность расширяться. Опытные работы по закреплению песчаного массива были начаты еще в XVIII столетии.
В настоящий момент пески остановлены по краям огромными искусственными лесами, в которых можно передохнуть от настоящей гонки или экстремального тура.
«Да, мы предлагали вам не просто проехаться, а сделать это по-настоящему. Представить себе все то, что ощущает гонщик во время прохождения пустыни. Думаю, что каждый по-своему понимает, что такое пустыня и какое она оставляет чувство в душе человека. С пустыней нужно уметь бороться, но еще важнее уметь ее любить», – сказал корреспонденту «Литера» организатор журналистского ралли-рейда, участник международных ралли-рейдов, в том числе и Париж – Дакар, Вадим Нестерчук.
Наталья ГОНЧАРОВА, фото автора Киев – Олешковские пески
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.273 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |