Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Уже через год во всем мире будет ощущаться острая нехватка пилотов гражданской авиации



Уже через год во всем мире будет ощущаться острая нехватка пилотов гражданской авиации

 Наши пилоты одни из лучших не только на территории СНГ, но и в мире – это общеизвестный факт.

Тому в большей степени способствуют природные и климатические условия Казахстана: зимние полеты, плохая видимость, туман и, конечно, гористая местность. Сегодня наука шагнула далеко вперед, современные самолеты оснащены оборудованием самого высокого класса, безопасность полетов доведена до максимально возможного уровня. И, тем не менее, требования к подготовке пилотов только повышаются. Более тщательное обучение, специальные программы и многое другое – для наших летчиков было всегда. Но заглянуть в самую глубину образовательного процесса группе казахстанских журналистов удалось совсем недавно.


Альма-матер отечественных пилотов находится очень далеко от родины. Вечнозеленая Ирландия уже несколько лет тепло принимает наши летные кадры. Ведь именно здесь расположена одна из лучших летных школ мира – колледж по подготовке пилотов (Pilot Training College, РТС).

РТС основан в 2002 году в городе Вотерфорде (Waterford). Это третье по величине подобное учебное заведение в Европе. Здесь ведется подготовка пилотов гражданской авиации. РТС обучает пилотов со всего мира.

Национальный казахстанский авиаперевозчик – компания Air Astana стала первым партнером колледжа, за ней последовали такие гиганты, как Qatar Air, Rayanair, Flybe.

 

По следам викингов

 

Дождливое осеннее утро Вотерфорда вполне могло бы стать символом гармонии и спокойствия. Уютнейший из городов на свете, так про него говорят сами ирландцы. И они не преувеличивают. На нашем пути мы не увидели ни одного мрачного современного здания, сухого симбиоза стекла и металла. Даже совсем новые постройки гармонично вписываются в общий стиль города с почти трехтысячелетней историей. Вотерфорд был основан викингами в 914 году. Большинству жилых домов 250–300 лет, но попадаются и совсем «седые». Вотерфорд изобилует замками, которые старше двух тысяч лет. Во многих из них располагаются музеи, театры, выставочные центры и даже отели. Улицы Вотерфорда утопают в зелени всевозможных оттенков. Немыслимой красоты деревья, кустарники и сочная, словно искусственная, трава придают городку особый шарм. Каменные заборы, которыми огорожено большинство вилл, увиты плющом и диким виноградом.

 

Внутренний мир авиации

 

База колледжа по подготовке пилотов расположена в вотерфордском аэропорту. Нам, привычным к его алматинскому «коллеге», было в диковинку видеть в маленьком городке аэропорт такого уровня. Идеальная чистота, приветливый персонал, соблюдение всех возможных мер безопасности, уютное кафе с нормальными ценами, бесплатные брошюры для туристов и прочее.

На летном поле голову нам вскружил не только ирландский ветер. В ангаре блестели, переливались на солнце лаковыми боками разные самолеты. Наш гид авиации – Джеймс Флин, главный инженер колледжа, словно сошел со страниц романа Александры Риплей «Скарлетт»: колоритный ирландец с солнечным цветом волос и россыпью очаровательных веснушек на белом лице. Джеймс извиняется за отсутствие хорошей погоды: «Господа журналисты, тренировочные полеты сегодня не состоятся, сильный ветер». Сказать, что мы сильно расстроились, было бы неправдой, ну разве что мужская половина нашей группы (лично я вздохнула с глубоким облегчением и мысленно поблагодарила ирландскую погоду). «Этому самолету почти 50 лет, – инженер показывает на крошечное синее чудо. – Наша бригада отремонтировала его, и теперь он готов взмыть в небо, как и любой его сосед. А этот куплен в прошлом году, на нем вы и должны были сегодня летать». Двухместный самолетик казался нам игрушкой, по сравнению с гигантами, расположившимися неподалеку. Но, оказывается, именно на таких учиться лучше всего.

Колледж по подготовке пилотов состоит из трех тренировочных центров: два – в Ирландии, третий – в американском штате Флорида. В Вотерфорде проходит заключительный этап обучения, или, как его здесь называют, последний расширенный этап. Обучение длится 14 месяцев. По словам исполнительного директора колледжа Мартина Линча, из-за погодных условий Ирландии пилоты из 14 месяцев 12 обучаются во Флориде. В Вотерфорде же они осваивают инструментальный полет, то есть полет по приборам, имитирующим условия плохой видимости. Все любимые ирландцами шутки касаются погоды. «Прогноз погоды – наименее популярная у нас передача, – говорит Мартин Линч. – Потому что каждый день говорят одно и то же: вас ожидают ветер и дождь».

После основного этапа обучения всех кадетов колледжа ожидает курс эдванс (advance). Но для наших студентов и на этом обучение не заканчивается. После получения лицензии пилоты Air Astana проходят специальный усложненный курс, где учитываются особые природные условия, такие как гористая местность, зимние полеты и так далее. Для этого авиакомпания Air Astana приобрела специальную технику.

 

Есть чем гордиться

 

Европейская лицензия JAA (Joint Aviation Authorities), полученная выпускниками РТС, считается одной из лучших лицензий пилотов для европейских авиакомпаний. Имея эту лицензию, легко можно получить другую, но не наоборот. Каждые два месяца для молодых пилотов в колледже проводятся так называемые большие экскурсии. Кадеты летят на большие расстояния, например из Мельбурна в Новый Орлеан. Это любимая часть обучения у пилотов и одна из самых сложных. Далеко не все оказываются готовыми к таким расстояниям. Это титанический труд. Но преподаватели колледжа утверждают, что для кадетов из Казахстана этот этап проходит гладко, без сучков.

– Пилоты Air Astana очень дисциплинированные и целеустремленные, – говорит президент РТС Майк Эджеворт. – Каждый из них хочет быть лучшим, а это очень похвальное стремление для пилота. Их не устраивает результат 95 из 100. Они постоянно стремятся к стопроцентной успеваемости, и своим стремлением поражают весь преподавательский состав колледжа. Я говорю это не потому, что передо мной сейчас вы, казахстанские журналисты. Авиация такая сфера, где необъективность не простительна. Поэтому заявляю: они, Air Astana, лучшие. Все студенты Air Astana невероятно быстро вписались в новый коллектив, они дружелюбны и открыты. На экзаменах казахстанцы показывают великолепные результаты. И именно ваши пилоты входят в топ-группу 15 процентов лучших студентов.

По мнению исследовательской группы колледжа, уже через год будет ощущаться острая нехватка квалифицированных пилотов, особенно это коснется Европы. Поэтому вопрос о востребованности выпускников в будущем не стоит. Да и статистика прошлых лет очень красноречива. «Каждый год стены колледжа покидают 160–180 пилотов, 70 процентов из них находят работу в течение трех-четырех месяцев, – говорит Шенаед О’Маркай, менеджер обучающих программ.

 

Приемная комиссия

 

Поступить в колледж сложно, но возможно. Можно сделать это самостоятельно, а можно от авиакомпании, что значительно облегчает задачу. Обучение в колледже по подготовке пилотов стоит приблизительно 80 тысяч евро. Цены на обучение в РТС считаются очень конкурентоспособными, они на 20 процентов ниже, чем в других подобных центрах, а качество, как признают эксперты, на 20 процентов выше. Авиапарк РТС тоже признан одним из самых оснащенных: двадцать самолетов в США, семь в Ирландии и двадцать два квалифицированных инструктора.

Для поступления в колледж надо написать заявление, образец которого есть на сайте, собрать необходимые документы, пройти тестирование на знание математики, физики, медицины и других наук. И только потом проходит предварительный отбор. Компания Air Astana оплачивает 50 процентов стоимости обучения, остальные 50 процентов она дает в долг, оформив банковский кредит и выступив гарантом. В течение 5 лет работы в Air Astana с заработной платы пилотов списывается определенная сумма в счет погашения кредита.

После трагических событий 11 сентября не раз поднимался вопрос о том, что во многих летных школах проходят обучение пилоты террористических организаций. Мы тоже не обошли стороной эту тему. По словам Мартина Линча, ничего нельзя исключить полностью, но это очень маловероятно. Тщательную проверку проходят все будущие студенты. А для граждан стран с повышенным уровнем террористической угрозы для поступления в колледж помимо всего прочего необходима специальная виза – М1. Получить ее очень сложно. На любом этапе ее получение могут приостановить, и тут уже ничего не сделаешь.

 

Мои года – мое богатство

 

Для того чтобы взяться за штурвал, недостаточно просто пройти 14-месячный курс обучения. После этого пилоты «проходят» разные типы самолетов, потом летают с инструкторами. Следующий этап в развитии – роль вторых пилотов. Так, до кресла первого пилота с момента начала всех тренингов проходит в лучшем случае два года.

Конечно же, напрашивается столь популярный сегодня вопрос о пенсионном возрасте у пилотов. Сколько же летать ему останется после всего этого? Как оказалось, строгий возрастной лимит в прошлом. Все без исключения пилоты проходят постоянные медицинские обследования, комиссии на профпригодность, тестирования. Если человек чувствует себя отлично и проходит все необходимые тесты, то летать он может и в очень солидном возрасте.

Возрастной предел практически отсутствует и при поступлении в авиаколледж. Если поступающий очень способный, он может поступить и после школы, и в 30, и в 40 лет. Границы не установлены. К примеру, верхний возрастной предел установил наш соотечественник Бердыхан Агмуров, который поступил в РТС в 38 лет. Он просто покорил всех сотрудников колледжа. Стать пилотом – мечта всей его жизни, а не мальчишеский каприз. Дорога к штурвалу у него была наисложнейшая. Будущий пилот прошел практически все этапы работы с авиационной техникой, хлебнул такого, что и врагу не пожелаешь, но с выбранного пути все же не свернул. Мало того, в своем выпуске он стал лидером.

Самым юным кадетом пока является житель Ирландии. Сразу же после окончания школы он поступил в колледж. Докризисное время для ирландской молодежи можно было считать золотым. Дело в том, что государство каждому ирландскому подростку выдавало субсидии на обучение. Сумма была столь значительна, что ее вполне хватало на обучение в любом престижном вузе и даже в летном колледже. Выпускник школы воспользовался этой уникальной возможностью, и способного парня приняли в ряды кадетов. Обычно после получения авиалицензии и завершения официальной церемонии выпускники отправляются праздновать свою, пока еще маленькую, небесную победу в ночной клуб. Так было и в его выпуск. Но новоиспеченного летчика в клуб не пустили в силу совсем юного для подобного заведения возраста.

 

Вот и листья разлетаются, как гости после бала…

 

Авиакомпания Air Astana является крупным игроком на мировом воздушном пространстве. Руководство компании регулярно обновляет авиапарк, техническое оснащение наземных служб. Естественно, и к пилотам требования здесь максимальные. И именно дефицит квалифицированных современных летчиков, умеющих разбираться в новейшей технике, привел национального перевозчика в один из лучших авиаколледжей мира. Сегодня лицензии получат 32 казахстанских пилота.

Шикарный гольф-курорт Faithlegg House, главному зданию которого в этом году будет 250 лет, распахнул свои двери для выпускников самой романтичной профессии. Вчерашние студенты, а сегодня пилоты гражданской авиации, заметно волнуются. Пока, как признаются они сами, это самый важный момент в их жизни. Среди присутствующих – мэр Вотерфорда, министр транспорта Ирландии, вице-президент компании Air Astana, видные чиновники и светские львы. Выпускной бал колледжа по подготовке пилотов – мероприятие не из ряда обязательной программы. Люди приезжают сюда с огромным интересом и желанием. Знакомятся с новыми пилотами, наслаждаются непринужденной атмосферой и яркой шоу-программой. Наши выпускники получают лицензии из рук первого казахстанского космонавта Талгата Мусабаева. Он почетный гость бала выпускников, и отношение к нему соответствующее. Ведь Мусабаев – это первый космонавт, пришедший в космос из гражданской авиации. И, кто знает, может, и для наших ребят это далеко не последняя карьерная ступень. Самым приятным и актуальным поздравлением стали заключительные слова Талгата Мусабаева: «Главное, дорогие выпускники, желаю вам равного количества взлетов и посадок…»

Инна НИГМАДЗЯНОВА, фото автора, Алматы – Вотерфорд – Алматы

 

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 33
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.831 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>