Атырауский НПЗ – самый старый из всех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов. Построен еще в 1945 году. Со временем на фоне всеобщего развития и жесткой конкуренции в мировой нефтеперерабатывающей промышленности, внедрения новых производств и экологически чистых энергоносителей предприятие стало остро нуждаться в модернизации. Масштабная реконструкция АНПЗ началась в 2003 году и проходит в три этапа. |
Первенец нефтепереработки страны
К его проектированию приступили в 1943 году по заданию наркомата нефтяной промышленности СССР. Технический проект разработан американской фирмой «Баджер и сыновья», оборудование тоже шло из Штатов по «ленд-лизу» с последующей комплектацией. Строительство стратегического объекта, в то время еще расположенного вдалеке от городских построек, шло в нелегких условиях военного времени с использованием труда чернорабочих-военнопленных.
Завод запустили 8 сентября 1945 года, и его первоначальная мощность составляла всего 800 тысяч тонн переработки нефти в год. К 70-м годам ХХ века с развитием Западно-Казахстанского региона и увеличением добычи нефти власти взяли курс на увеличение объема переработки сырья путем строительства новых технологических установок. Постепенно на НПЗ возвели установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-3, каталитического риформинга ЛГ-35-11/300, замедленного коксования, прокалки нефтяного кокса, по производству технического азота, гидроочистке и изомеризации бензина, гидроочистке и депарафинизации дизельного топлива, очистке и производству водорода, а также производству серы с блоком кристаллизации. Но наиболее сложные и дорогостоящие проекты на Атырауском НПЗ, акционером которого является АО «НК «КазМунайГаз», начали реализовывать в начале этого столетия, во исполнение поручения Главы государства.
Ориентир на Евро-3
Первая реконструкция стоимостью 360 млн долларов была выполнена японской компанией «Marubeni Corporation» в 2003–2006 годах, что позволило АНПЗ увеличить объемы и темпы производства социально значимых нефтепродуктов, доведя качество выпускаемого бензина до экологического стандарта Евро-2, а дизельного топлива – до Евро-4 (более 800 тысяч тонн в год). Кроме того, увеличено производство авиационного топлива за счет получения дополнительных объемов смесевого авиакеросина. Также завод улучшил и свои экологические показатели: сброс фенола со сточными водами сократился в 360 раз, а выбросы сернистого ангидрида – на 38%.
Между тем в стране потребление высокооктанового бензина неуклонно растет, сейчас на автозаправочных станциях мало кто заправляется АИ-76 и АИ-80. А в Европе давно перешли на производство только высокооктанового бензина с глубиной переработки нефти более 90%. В Казахстане технический регламент «О требованиях к выбросам вредных, загрязняющих веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории РК» приняли еще в 2007 году. Этот документ предусматривает поэтапный переход страны на все более жесткие экологические требования. В частности, начало применения нормы экологического стандарта Евро-3 намеревались ввести в 2011 году. В связи с этим планировался запрет на ввоз автотранспортных средств, не соответствующих требованиям стандарта Евро, в зависимости от года выпуска и страны-производителя.
В США и Европейском союзе данные нормы технического регламента действуют уже давно. Поэтому Евро-3 соответствуют машины с бензиновым двигателем, выпущенные в этих странах начиная с 2001 года. Что касается дизельных двигателей, то Евро-3 на них был введен в 2002 году. С 2003 года стандарту Евро-3 стали соответствовать корейские машины, с 2004-го – канадские, с 2005-го – японские. Китайский автопром присоединился к Евро-3 в 2008 году, индийский – в 2010-м. В Казахстане введение нормы экологического стандарта пока отложили на начало 2013 года. При этом автомобили, завезенные в РК до введения запрета и уже эксплуатируемые на территории страны, не будут попадать под действие новых экологических требований и могут работать до полного износа.
Самый дорогостоящий комплекс
Сейчас в Казахстане производство бензина с высоким октановым числом составляет 25–30%. Поэтому 14 мая 2009 года постановлением правительства был утвержден комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов на 2009–2015 годы. И в настоящее время на АНПЗ реализуются сразу два крупных инвестиционных проекта: строительство комплекса по глубокой переработке нефти (КГПН) мощностью 2,4 млн тонн в год и комплекса по производству ароматических углеводородов (КПА) мощностью 1 млн тонн ароматики в год. Работы ведутся в рамках госпрограммы «30 корпоративных лидеров Казахстана». Их уникальность заключается в том, что сложная реконструкция ведется без остановки основных мощностей предприятия. Предприятие, где трудятся тысячи специалистов, продолжает работать, при всем этом завод в основном пользуется «тяжелой» мангистауской нефтью, потенциал производства светлых нефтепродуктов из которой составляет всего 35%, а остальное – топочный мазут. Из-за того, что казахстанские ТЭЦ перешли на дешевый природный газ, мазут отправляют на экспорт в Европу, а там его перегоняют в каткрекинге и получают высокооктановый бензин. Вот почему нам следует строить свой КГПН.
Договор по строительству КГПН на рекордную по сравнению с другими проектами сумму в 1,6 млн долларов был подписан 29 декабря 2011 года с китайским консорциумом «Sinopec Engineering», японским «Marubeni Corporation» и отечественным предприятием «КазСтройСервис». Срок строительства – 2012–2015 годы. Цель проекта: увеличение глубины переработки до 85%, выход светлых нефтепродуктов до 77% и производство автомобильных бензинов с дизельным топливом уровня Евро-5. Лицензиаром КГПН является французская компания «Axens».
– После завершения реконструкции завод будет производить в три раза больше бензина, чем сейчас, – отметил генеральный директор ТОО «АНПЗ» Талгат Байтазиев. – Сейчас мы производим в год 600 тысяч тонн бензина, а будем производить более 1,7 миллиона тонн. Количество производимого дизельного топлива, соответствующего стандарту Евро-5, будет доведено до 1,4 миллиона тонн. При этом мощность переработки нефти останется прежней – 5 миллионов тонн нефти.
По договору о строительстве КГПН казахстанское содержание составит: по оборудованию – 16 процентов, по материалам – 18 процентов, по услугам – 35 процентов. На пике строительства КГПН будут работать 3,8 тысячи человек, преимущественно местные кадры. В период эксплуатации – 624 человека. Сейчас идет подготовка строительных площадок, ведется работа по подписанию финансово-кредитных соглашений с Банком JBIC. ExIm Bank и БРК. Проводится банковская оценка проекта.
Существенно изменится и экологическая составляющая. С запуском КГПН содержание серы в производимом заводом бензине уменьшится в 350 раз. Действующие в Казахстане нормативы по выбросам весьма жесткие. Поэтому, взявшись за модернизацию завода, нужно привести технологии переработки нефти в соответствие с экологическими нормами. Потому строительство КГПН столь дорогостоящее.
Прорывной проект нефтехимии
Увеличение потребности в нефтепродуктах, в первую очередь в экологически чистых сортах моторных топлив, а также повышение требований к качеству продукции с учетом ужесточения требований к выбросам вредных веществ от автотранспорта явилось предпосылкой для дальнейшего развития АНПЗ за счет строительства комплекса по производству ароматических углеводородов (КПА). Генеральным подрядчиком на строительство КПА «под ключ» также выбрана компания «Sinopec Engineering» на сумму в 1,4 млн долларов. Соответствующий договор был подписан в конце 2009 года, а в июле 2010 года – финансово-кредитное соглашение с Банком развития Казахстана на сумму в 1,6 млн долларов. Первую сваю под фундамент будущего комплекса забили в марте прошлого года. Сейчас строительство КПА, окончание которого запланировано на декабрь 2013 года, идет полным ходом.
Схема производства КПА гибкая и позволяет получать либо максимально высокооктановые бензины, либо дополнительно производить до 133 тысяч тонн бензола и до 496 тысяч тонн параксилола в год – продукции с высокой добавленной стоимостью. Стоит отметить, что бензол и параксилол очень востребованные продукты переработки нефти, которые, в свою очередь, являются сырьем для выпуска огромного ассортимента нефтехимической продукции. Бензол используется для получения капронов, красителей, ядохимикатов, строительных материалов, в мебельной промышленности, а также для получения лекарственных препаратов и растворителей. Из параксилола получают пластические волокна, в последующем они используются в интерьерном оформлении, в автомобильной промышленности и других сферах.
Продукция, получаемая из параксилола, станет основой создаваемой на западе Казахстана базы сырьевых ресурсов для отечественной нефтехимии. Реализуемые на АНПЗ новые прорывные проекты вкупе со строительством в Атырау первого интегрированного нефтехимического комплекса позволят создать в стране высокотехнологичную нефтехимическую отрасль. Эти тесно связанные между собой предприятия будут объединены в специальной экономической зоне «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», формируя не только новые рабочие места, но и новый импульс для развития множества предприятий малого и среднего бизнеса.
Между тем в связи с предстоящей добычей нефти морского месторождения Кашаган в правительстве РК уже задумались о строительстве четвертого НПЗ. «Возможно, под развитие этого проекта мы вернемся к вопросу о строительстве четвертого нефтеперерабатывающего завода на территории Казахстана, чтобы мы могли быть на сто процентов уверены, что физически будем независимы в энергетическом смысле», – заявил в феврале на заседании мажилиса премьер-министр РК Карим Масимов.
Артур ШИЛОВ, Атырау
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.213 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |