Страницы трагической летописи Великого джута. Аксакал Мырзагали Каирбеков вырос в детском доме. В двухлетнем возрасте мать отдала его туда, чтобы спасти от свирепствовавшего в стране голода. Это были страшные 30-ые годы. Только спустя 78 лет он узнал, что у него есть брат. А жительница Кокшетау Какен Асылбекова вспоминает, что лишилась всех братьев и сестер, родившихся в годы голодомора. О том, что его настоящее имя Масхут, Мырзагали-ага узнал лишь спустя 78 лет от старшего брата. В годы голодомора их мать решила отдать двух сыновей в детский дом, решив, что там они не умрут от голода. Но в детском доме оказался лишь один из них. |
Калымбек КАИРБЕКОВ, СТАРШИЙ БРАТ:
- Мама наша повела меня и братишку куда-то. Я не знаю, куда, только помню, что его звали Масхут. По дороге нам встретилась женщина, в руках она несла поллитра молока. Я сказал, что никуда с ней не пойду, а братишка пошел вместе с ней. Вот так мы с ним и расстались.
Как они встретились через 78 лет - история для написания книги. Все эти годы старший брат Калымбек искал младшего, но поиски ничего не давали. И как не поверить в судьбу, если она преподнесла неожиданный подарок – оказалось, что дети родных братьев работали на одном предприятии - золотодобывающем комбинате в Кокшетау.
Серик КАИРБЕКОВ, СЫН МЛАДШЕГО БРАТА:
- Я уже работал на заводе, когда к нам устроился еще один парень с такой же, как у меня фамилией - Каирбеков, а звали его Торежан. Попали в одну смену. Как-то он мне говорит, его отец в годы голодомора потерял брата, давно ищет, но не может найти. И попросил меня узнать у отца, год и место рождения, в каком детдоме воспитывался и так далее. Когда отец рассказал нам, что и как, выяснилось, что наши отцы – родные братья.
Я был совсем маленький, когда попал в детдом, откуда мне помнить, что у меня был брат, вспоминает Мырзагали.
Мырзагали КАИРБЕКОВ, МЛАДШИЙ БРАТ:
- И вот он меня разыскал. Мне сейчас 83, а ему 87 лет. Вот так все сложилось. Не дай Аллах пережить того, что мы тогда пережили.
То же самое говорит и Какен Асылбекова, потерявшая в эти голодные годы семерых братьев и сестер – выжили только она и братишка. Позже он тоже погиб на фронте в Великую Отечественную, рассказывает 106-летняя Какен-апа.
Какен АСЫЛБЕКОВА:
- Тогда страшно было. Все братья и сестры умерли от голода. Отец и все его братья. Ничего не было вокруг, даже растений никаких – все съели. Ели все, что попадало под руку.
Данные о погибших в годы голодомора разнятся. По некоторым – это более миллиона человек, по другим данным около 2-х миллионов человек. Долгое время документальные свидетельства этого времени хранились в архивах под грифом «секретно». И только спустя десятилетия стали известны масштабы трагедии и сложные человеческие судьбы.
Агентство «Хабар» Время загрузки страницы 0.299 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |