Год назад, 1 мая, многие алматинцы сидели на чемоданах, а некоторые еще и пили валерьянку. Поводом для этого стала серия подземных толчков. В итоге казахстанцы стали задумываться о сейсмической безопасности. Основания для этого есть: в мире, по данным экспертов, растет количество природных катаклизмов. Как показали прошлогодние события в Японии, они начинают влиять на устойчивый рост стран, их экономику. Казахстан не исключение, если брать во внимание тот факт, что на долю Алматы сейчас приходится 18 процентов ВВП страны. Как обеспечивается сейсмическая безопасность? С этим вопросом мы обратились к директору ТОО «Институт сейсмологии», председателю межведомственной комиссии по прогнозу землетрясений при Министерстве чрезвычайных ситуаций РК и эксперту ЮНЕСКО по проблемам землетрясений Танаткану Абаканову. |
Безопасность – это искусство управления рисками, в том числе сейсмического характера. Она включает в себя не только усиление строительных конструкций или учение спасателей, но и мониторинг сейсмической обстановки. О том, как проходит «разведка боем», сегодня рассказывает директор ТОО «Институт сейсмологии», председатель Межведомственной комиссии по прогнозу землетрясений при МЧС РК Танаткан Абаканов.
– В своих прогнозах ваш институт часто упоминает о сейсмоопасности. Что включаете вы в это понятие?
– Под сейсмической опасностью понимается возможность проявления максимально сильного (разрушительного) землетрясения на данной территории.
Оценка сейсмической опасности состоит в выделении главных сейсмогенерирующих структур (места возникновения землетрясений), в определении ожидаемой в них максимальной магнитуды землетрясений, частоты повторения сейсмических событий и в оценке интенсивности сейсмического воздействия на геологические образования, слагающие верхнюю часть земной коры, и на объекты, располагающиеся на них. Решение этих задач осуществляется с помощью составления карт сейсмического районирования. Основное назначение этих карт – создание научно обоснованного документа, в котором отражены источники опасности и интенсивность будущих землетрясений.
В Казахстане выполняется три вида сейсмического зонирования (районирования): общее (ОСЗ); детальное (ДСР); микросейсморайонирование (СМР).
Действующие нормы в странах СНГ и Казахстане существенно отличаются от европейских международных стандартов. Карты сейсмического районирования в Казахстане отражают только максимально возможную балльность и повторяемость балльности в 100, 1000 и 10000 лет в зависимости от сейсмического режима конкретной зоны. Этот подход называется детерминистским.
В европейских стандартах отражается балльность как в детерминистской постановке, так и вероятностная характеристика интенсивности землетрясения. Указанный подход оптимален при проектировании зданий и сооружений в зависимости от ответственности объекта.
ОСЗ служит для целей планирования развития народного хозяйства в масштабах республики. К настоящему времени картой ОСР охвачена вся территория Казахстана, но она не отвечает требованиям современности. Вопрос финансирования для создания карты общего сейсмического зонирования для всей территории страны по международным стандартам в настоящее время находится на рассмотрении в правительстве.
Для выявления и оценки характеристик сейсмогенерирующих зон, сейсмические события в которых представляют опасность для сооружений, населенных пунктов, районов перспективного народно-хозяйственного освоения, составляются карты детального сейсмического районирования (ДСР). Практически для всех областей Казахстана, кроме территорий Алматинской и Восточно-Казахстанской областей, требуется составление карт ДСР.
Сейсмическое микрорайонирование осуществляется в целях оценки влияния местных инженерно-геологических условий (состав, строение, уровень грунтовых вод, рельеф и т.д.) на сейсмический эффект. Оно производится в крупных масштабах.
Карты ОСР, ДСР и СМР периодически уточняются по мере накопления новых данных через каждые 10–15 лет. Последняя карта СМР города Алматы вышла в 1983 году. Следует отметить, что за последние годы произошли существенные изменения сейсмических характеристик грунтов из-за интенсивного водозабора и изменения уровня грунтовых вод (УГВ). Наряду с этим накоплены данные об амплитудно-частотных характеристиках грунтов Алматы. В настоящее время во всех странах широко внедряется методика построения карт СМР методом сейсмических жестокостей, что значительно повышает ее точность и достоверность. Ко всему этому следует добавить, что отображение на картах СМР доминантных периодов колебаний грунтов дает возможность исключить резонансные явления при проектировании зданий. Известно, что при одних и тех же землетрясениях здания одинаковой конструкции, но отличающиеся своими динамическими параметрами, ведут себя по-разному: одни разрушаются, а другие остаются целыми. Здесь играет роль явление резонанса.
В этом году Институт сейсмологии начал разработку карты сейсмического микрорайонирования города Алматы на новой методической основе.
– Провокационный вопрос: сегодня можно прогнозировать подземные толчки?
– Благодаря фундаментальным исследованиям за последние 10–15 лет произошли существенные сдвиги в понимании законов возникновения землетрясений и формировании их предвестников. Согласно разработанной в Институте сейсмологии генетической классификации землетрясений в прогнозе выделяются три этапа: долгосрочный (до 10 лет); среднесрочный (от 1 месяца до 2 лет); краткосрочный (дни – часы).
Долгосрочный прогноз базируется на установленных закономерностях в протекании процессов в земной коре и их отражении в изменении геофизических характеристик, слагающих ее структурных неоднородностей. При долгосрочном прогнозе картируются области или зоны, в пределах которых в ближайшие годы (период до 10 лет) вероятность возникновения сильных землетрясений высока. На карте долгосрочного прогноза Института сейсмологии в пределах Алматинской области выделено 3 участка, где вероятность возникновения сильных землетрясений в ближайшие 5–7 лет очень высока. Одна из них находится юго-западнее города Алматы, где в 1911 году произошло известное кеминское землетрясение. Вторая «перспективная» зона выделена в юго-восточной части хребта Заилийского Алатау. Пространственно она тяготеет к эпицентральной зоне чиликского землетрясения (1889 г.). Третья зона тяготеет к Джунгарии.
Среднесрочный прогноз. Многие годы существовали большие сомнения в возможности практической реализации средне- и краткосрочного прогнозирования землетрясений. Однако результаты фундаментальных исследований последних лет четко показали реальность этого. Научную основу прогноза составляют главным образом пространственно-временные закономерности распределения различных параметров сейсмического и геомагнитного полей. Ежегодно в начале календарного года в правительственные органы передаются данные о среднесрочном прогнозе на текущий год, выделяются зоны, в пределах которых вероятность возникновения сильных землетрясений повышена. Среднесрочный прогноз землетрясений, переданный в правительственные структуры за последние годы, включая 2011 год, на 100 процентов оправдывался.
Очевидно, что краткосрочный прогноз землетрясений – весьма сложная, многоплановая и острая проблема современного естествознания. Отсутствие универсальных предвестников, а также чрезвычайная неустойчивость аномальных явлений, предшествующих землетрясениям, предопределила необходимость комплексного подхода к ее решению.
Имеются в мире единичные обнадеживающие случаи реального прогнозирования землетрясений в краткосрочном плане. Здесь определенными успехами пользуются китайские сейсмологи, у которых есть прецеденты удачных прогнозов в 1975-м, 1997 годах. Определенные успехи в прогнозе землетрясений в краткосрочном плане имеются у сейсмологов Греции.
В настоящее время в отечественной сейсмологической науке произошли некоторые сдвиги в создании основ и методов прогноза землетрясений. В головном Институте сейсмологии начато использование алгоритмов и программных средств по среднесрочному и краткосрочному прогнозу землетрясений, разработанных и широко используемых в России, КНР и Японии. Следует отметить, что Институтом сейсмологии еженедельно краткосрочный прогноз осуществлялся только для территории Алматинской области, включая г. Алматы, которая обеспечена в какой-то мере сейсмическими станциями. Материалы регулярно представляются в соответствующие инстанции.
– При сейсмическом мониторинге большую роль играет современная аппаратура. Хотелось бы поинтересоваться вашим материально-техническим оснащением.
– Работу с аппаратурой, обслуживание сейсмических станций и мониторинг за сейсмическими процессами ведет госучреждение «Сейсмологическая опытно-методическая экспедиция комитета науки МОН РК». Они представляют материалы в Институт сейсмологии. Наши ученые проводят обработку, анализ, интерпретацию и выдачу заключения о предстоящем сейсмическом событии. Что касается количества сейсмических станций и пунктов наблюдений в Казахстане, то их однозначно недостаточно. Всего в Казахстане 54 сейсмических станций и пунктов наблюдений. Для сравнения: в Китае их более 3 тысяч, в Японии – более 5 тысяч, в Иране – 1200.
Андрей ВЕРМЕНИЧЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.401 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |