Казахстан, расположенный в центре Евра-Азиатского континента, имеет огромный транзитный потенциал и с обретением независимости республика ведет огромную работу по его развитию и расширению. В настоящее время автодорожная отрасль республики ведет работу в нескольких направлениях. Главным из них в целях развития транзитных возможностей республики является реализация ряда проектов по реконструкции именно транзитных участков. |
По инициативе президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, озвученной в послании 2009 года, создан маршрут Западная Европа – Западный Китай. В документе говорилось: «Мы должны начать практическую реализацию самого крупного в Казахстане транспортного проекта – трансконтинентального коридора Западная Европа – Западный Китай, который пройдет через южные области и через Кызылорду и Актобе, выйдет на Россию, создаст рабочие места, оживит экономику регионов». Так мы стали свидетелями грандиозного, масштабного транспортного проекта «Западная Европа – Западный Китай», международного транзитного коридора общей протяженностью 8445 км, из которых по Казахстану – 2787 км, стоимость проекта составляет 825 млрд тенге. В послании нынешнего года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» президент опять заострил внимание на этом проекте, отметив необходимость закончить его уже в 2013 году.
Реализация проекта «Западная Европа – Западный Китай» способствует расширению развития транзитных возможностей нашей страны и Евра-Азиатского континента, а также внесет огромный вклад в развитие экономики нашей страны и станет еще одним шагом на пути долгосрочного партнерства с соседними странами.
Вместе с тем следует признать то, что, несмотря на все усилия, в автодорожной отрасли имеются значительные проблемы. Особое волнение вызывают местные дороги, соединяющие районные центры с областными, сельские округа с районными центрами и т.д. На сегодняшний день, откровенно говоря, эти дороги находятся в плачевном состоянии.
Если попытаться вдуматься в причину такого состояния местной сети дорог, то можно отметить следующее:
– резко континентальный климат (суровые температурные условия: от – 50 до +50 градусов);
– концентрация дорожно-строительных материалов (щебень, песок и др.) в отдельных областях республики;
– отсутствие необходимого количества нефти, подходящей для последующего производства дорожного битума, пригодного для строительства в нашей климатической зоне;
– малочисленность населения, и в первую очередь экономически активного населения – налогоплательщиков, что сказывается на поступлениях в бюджет и бюджетных возможностях;
– самое главное – это то, что областной бюджет никогда не осилит расходы, связанные с финансированием строительства, капитального или среднего ремонта местных дорог.
Из всех министров транспорта и коммуникций только А. У. Ма-мин обратил серъезное внимание на состояние местных дорог. Им совместно с акиматами была разработана и утверждена Программа развития местных дорог на 2007–2012 годы и взято обязательство по выделению средств из республиканского и местного бюджетов. А также С. Н. Ахметов, будучи министром транспорта и коммуникаций, провел совместное заседание с участием представителей министерств и акиматов, где были приняты определенные решения.
В Казахстане протяженность местной сети автомобильных дорог составляет 73665 километров, из них в среднем 51 процент асфальтирован, при этом в некоторых областях этот показатель не превышает 20 процентов.
Например, в Западно-Казахстанской области 5243 километра автомобильных дорог, из них только 19 процентов асфальтированы, 46 процентов имеют гравийно-щебеночное покрытие, на которых более 20 лет не производился ремонт. 35 процентов дорог не имеют твердого покрытия – грунтовые дороги. На шести участках дорог, соединяющих районные центры с областными, нет твердого покрытия (асфальта).
В областных департаментах, курирующих вопросы дорог, практически нет связи с Министерством транспорта и коммуникаций по вопросам повышения квалификации, подготовки кадров, обеспечения методическими пособиями, в вопросах изучения новых технологий и т.д. Подрядчики – частные компании, особенно те, которые занимаются содержанием и текущим ремонтом, не приобретают но-вую технику, не применяют новые технологии, уровень специализации очень низок, не говоря об обмене опытом с передовыми странами с идентичным климатом, например Канадой. Такая же ситуация наблюдается в проектных институтах.
Большинство пользователей автодорогами даже не задумываются, что фактически в нашей стране не имеется дорожной службы, даже на республиканских дорогах, так как понятие «служба» – круглосуточное, а у нас фактически единый подрядчик – это РГП «Казахавтодор», которое находится на хозрасчете и, соответственно, работы выполняет в дневное время, а по «необходимости» круглосуточно! Но это в корне неправильно, так как зимой иногда в течение недели не бывает ни дождя ни снега и вдруг выпадает обильный снег. Механизаторам приходится работать в условиях чрезвычайной ситуации подряд 5–8 суток в месяц без отдыха и нормального питания, за мизерную оплату труда, а в остальное время сидеть дома без оплаты труда. Считаю, что крайне необходимо безотлагательно перевести дорожную службу на форму несения дежурств по примеру пожарной службы – с гарантированной оплатой труда из бюджета и обеспечением социальных гарантий.
В целях экономии и рационального использования бюджетных средств на сети автодорог общего пользования необходимо все участки автодорог местного значения, примыкающие к республиканским дорогам, передать на обслуживание и содержание РГП «Казахавтодор», так как иногда получается, что эксплуатирующая организация 90 км вынуждена гнать технику холостым ходом для обслуживания 5 километров местной дороги, которая примыкает к республиканской трассе, тем самым занимая массу времени. Хотя эту работу мог выполнить «Казахавтодор», работающий в данном направлении, не вовлекая средств за холостой пробег.
Для решения имеющихся проблем местных дорог считаю необходимым организовать в Министерстве транспорта и коммуникаций РК слушания с приглашением представителей акиматов областей, проектных институтов и других заинтересованных лиц с вынесением ряда существующих проблемных вопросов дорожной отрасли, требующих незамедлительного решения:
– разработать программу раз-вития местных дорог на 2013–2018 годы, где предусмотреть взаимное обязательство по финансированию строительства, капитального ремонта, среднего ремонта местных дорог за счет республиканского бюджета в размере 80 процентов и из средств областного бюджета в размере 20 процентов;
– принять план совместного сотрудничества с областными департаментами автомобильных дорог по вопросам повышения квалификации, подготовки кадров, обеспечения методическими пособиями, в вопросах изучения новых технологий и т.д.;
– решить вопрос передачи примыкающих участков дорог в эксплуатацию РГП «Казахавтодор» для экономии средств мест-ного бюджета.
Неудовлетворительное состояние местных дорог приводит к ежедневной гибели людей, ущербу экономики страны и имиджу суверенной успешной республики.
Полагаю, что этот вопрос – один из самых актуальных на сегодняшний день, а может быть, и на десятилетие. Истина стара – «Бытие определяет сознание».
Самиголла УРАЗОВ, депутат мажилиса парламента РК, член комитета по финансам и бюджету
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 1.070 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |