В своем очередном послании народу Казахстана глава государства Нурсултан Назарбаев особое внимание уделил системе образования, качественному росту человеческого капитала. «Необходимо внедрять в процесс обучения современные методики и технологии, повышать качество педагогического состава, создать независимую систему подтверждения квалификации», – отметил президент. В связи с поручением главы государства в стране предприняты меры по введению центральной вертикали контроля за качеством образования. Во всех областных центрах, городах Астана и Алматы созданы соответствующие региональные структуры – департаменты по контролю в сфере образования, которые осуществляют свою деятельность с конца прошлого года. |
Об особенностях новой структуры подразделения комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК, а также о стоящих перед ним целях и задачах по реализации государственной политики в области образования рассказал директор департамента по контролю в сфере образования города Астаны Кайрат Абдибеков.
ЛИТЕР-Неделя: Кайрат Айтбекович, скажите, пожалуйста, какая необходимость была в создании новой системы непосредственного контроля в сфере образования?
К.А.: В последние годы мы являемся свидетелями значимых изменений, происходящих в системе образования страны. Так, под руководством министра образования и науки РК Бакытжана Жумагулова принята Государственная программа развития образования на 2011–2020 годы. Такая обширная программа развития образования в истории Казахстана по совершенствованию качества предшкольного, среднего, технического и профессионального, высшего и послевузовского образования принята впервые. Основой данного документа является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. В этих целях в конце прошлого года был принят в новой редакции закон «Об образовании» Казахстана. Следует сказать, что по поручению главы государства в рамках реализации таких значимых мероприятий возникла государственная необходимость внедрения центральной вертикали качества образования. До настоящего времени данная система распространялась только на высшие учебные заведения, а в средних и профессионально-технических учреждениях эта функция относилась к компетенции местных исполнительных органов. Однако местные исполнительные органы на местах сами оказывали образовательные услуги и сами оценивали свою работу, что свидетельствовало об отсутствии объективности. Внедрение данной вертикали контроля качества образования приведет к эффективному взаимодействию центральных и местных исполнительных органов, образовательных учреждений, что должно повлиять на повышение методов целенаправленного учебно-воспитательного процесса, профессионального уровня педагогических кадров. В итоге можно будет своевременно выявлять недостатки, организовывать постоянный мониторинг по исполнению государственной программы, общеобразовательных стандартов, поручений главы государства и правительства по развитию образования.
ЛИТЕР-Неделя: Какие конкретные мероприятия реализует департамент по контролю в сфере образования города Астаны?
К.А.: В настоящее время в Астане функционирует 69 государственных, 13 частных школ, 109 дошкольных учреждений, семь профессиональных лицеев и 30 колледжей. Из года в год увеличивается объем финансирования системы образования. Если проанализировать финансирование образования по Астане, то в 2008 году выделено всего 7 млрд 853 млн тенге, а в 2011 году уже выделено более 16 млрд тенге. Государство выделяет огромные средства на систему образования, а наша главная цель – поднять качество образования на новый уровень, установить жесткий государственный контроль, соответствовать современному течению времени. Для выполнения поставленных целей я остановлюсь на основных функциях департамента.
Во-первых, государственная аттестация. Она проводится во всех организациях образования, начиная с детских садов и заканчивая высшими учебными заведениями. Основная ее цель – соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников организаций образования требованиям стандартов и определение права выдачи аттестатов государственного образца.
Во-вторых, государственный контроль, регламентированный законом «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». В настоящее время по предложениям территориальных департаментов рассматриваются требования к специально созданной рабочей группе. В указанном законе внедрена система управления рисками, которая ранее в практике не применялась. По данной системе учреждения образования делятся на три группы. Например, в учреждениях, отнесенных к высокой степени риска, проверки планируются каждый год, а в учреждениях, отнесенных к средней, – раз в три года, учреждениях, отнесенных к незначительной, – раз в 5 лет. При проверках требуется уведомить проверяемый субъект, а план проверок регистрируется и размещается на сайте Генеральной прокуратуры.
В-третьих, образовательный мониторинг. Осуществляется он с целью выявления разницы между реальной ситуацией в региональных системах образования и отчетными данными с мест. В ходе проведения мониторинга составляется справка с указанием основных проблем и предложений по их устранению. Кроме того, итоговые документы составляются без возбуждения административных дел. В частности, во всех городских общеобразовательных школах и лицеях проведен мониторинг. В ближайшее время планируется проведение мониторинга в технических и профессиональных учреждениях образования, детских садах.
В-четвертых, лицензирование – разрешение на занятие образовательной деятельностью. По специальному поручению главы государства планируется в будущем проведение электронного лицензирования, условия которого находятся в стадии разработки.
ЛИТЕР-Неделя: Будут ли работники департамента по контролю в сфере образования города Астаны участвовать в Едином национальном тестировании?
К.А.: В этом году впервые Единое национальное тестирование будет контролироваться сотрудниками департаментов в качестве представителей МОН РК. Они будут вправе составлять акты выявления запрещенных предметов и удалять из аудитории выпускника, принимать решение об аннулировании результатов.
Под непосредственным контролем департамента 20 апреля текущего года с целью определения качества знаний среди учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений проводилась ВОУД (внешняя оценка учебных достижений).
Охват данным мероприятием составит 10 процентов от всех школ Астаны.
Отличие ВОУД от ПГК – отсутствие правовых последствий в отношении учреждения образования и учащихся. Результаты теста не будут влиять на итоговые оценки школьников. Упор будет делаться на широкое информирование потенциальных учащихся, студентов, родительской общественности о качестве предоставления образовательных услуг в каждой организации образования. Тем самым организации образования, не обеспечивающие достаточный уровень подготовки, будут вынуждены либо принимать экстренные меры к исправлению ситуации, либо уходить с рынка образовательных услуг.
ВОУД проводится по четырем предметам, один из которых обязательный – казахский язык. Остальные предметы в случайном порядке определяются накануне этой процедуры. В текущем году к сдаче определены кроме казахского языка математика, химия, история Казахстана. Наиболее высокие результаты показали учащиеся школы-лицея № 60, школы-гимназии № 52 и экономического лицея. Следует отметить, что педагогические коллективы и учащиеся положительно отнеслись к данной процедуре.
ЛИТЕР-Неделя: Как общество восприняло введение непосредственного государственного контроля за образованием?
К.А.: Внедрять изменения в установившиеся традиции всегда сложно. Тем не менее, хотелось бы отметить взаимопонимание со стороны исполнительных органов, учреждений образования и всех заинтересованных организаций. Более того, представители общественных объединений и родительская общественность поддержали эти новые направления. Общаясь с представителями неправительственных общественных объединений, активно участвующих в жизни гражданского общества, пришел к выводу, что они полностью поддерживают новые идеи.
Развитие института общественного контроля – одна из основных целей департамента, в связи с чем напрашивается вопрос создания негосударственной независимой социальной службы. К примеру, если в США за качеством образования следят независимые гражданские институты, то в Японии государственный контроль осуществляется государственными органами совместно с представителями общественных организаций.
В ближайшее время департаментом планируется создание общественного совета, через который будут организованы различные конференции, «круглые столы» и другие значимые мероприятия по вопросам развития качества образования. В итоге планируем привлекать как можно больше общественных объединений к реализации функций контроля.
ЛИТЕР-Неделя: Как департамент будет осуществлять контроль за качеством в негосударственных образовательных учреждениях?
К.А.: Выполнение государственных программ и стандартов является прямой обязанностью всех учреждений образования, независимо от форм собственности.
В начале года на расширенной коллегии Министерства образования и науки РК Бакытжан Жумагулов отметил, что государственный интерес в системе образования всегда был и будет выше интересов частных учебных заведений. В связи с этим наша задача контролировать неукоснительное соблюдение государственных стандартов и пропаганду казахстанского патриотизма в частных учебных заведениях.
Беседовала Карина КОЖАЕВА, Астана
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.245 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |