Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


За качеством казахстанского образования будет особый контроль



За качеством казахстанского образования будет особый контроль

 

За качеством казахстанского образования будет особый контрольВ своем очередном послании народу Казахстана глава государства Нурсултан Назарбаев особое внимание уделил системе образования, качественному росту человеческого капитала.

«Необходимо внедрять в процесс обучения современные методики и  технологии, повышать качество педагогического состава, создать независимую систему подтверждения квалификации», – отметил президент. В связи с поручением главы государства в стране предприняты меры по введению центральной вертикали контроля за качеством образования. Во всех областных центрах, городах Астана и Алматы созданы соответствующие региональные структуры – департаменты по контролю в сфере образования, которые осуществляют свою деятельность с конца прошлого года.


Об особенностях новой структуры подразделения комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК, а также о стоящих перед ним целях и задачах по реализации государственной политики в области образования рассказал директор департамента по контролю в сфере образования города Астаны Кайрат Абдибеков.

ЛИТЕР-Неделя: Кайрат Айтбекович, скажите, пожалуйста, какая необходимость была в создании новой системы непосредственного контроля в сфере образования?

К.А.: В последние годы мы являемся свидетелями значимых изменений, происходящих в системе образования страны. Так, под руководством министра образования и науки РК Бакытжана Жумагулова принята Государственная программа развития образования на 2011–2020 годы. Такая обширная программа развития образования в истории Казахстана по совершенствованию качества предшкольного, среднего, технического и профессионального, высшего и послевузовского образования принята впервые. Основой данного документа является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. В этих целях в конце прошлого года был принят в новой редакции закон «Об образовании» Казахстана. Следует сказать, что по поручению главы государства в рамках реализации таких значимых мероприятий возникла государственная необходимость внедрения центральной вертикали качества образования. До настоящего времени данная система распространялась только на высшие учебные заведения, а в средних и профессионально-технических учреждениях эта функция относилась к компетенции местных исполнительных органов. Однако местные исполнительные органы на местах сами оказывали образовательные услуги и сами оценивали свою работу, что свидетельствовало об отсутствии объективности. Внедрение данной вертикали контроля качества образования приведет к эффективному взаимодействию центральных и местных исполнительных органов, образовательных учреждений, что должно повлиять на повышение  методов целенаправленного учебно-воспитательного процесса, профессионального уровня педагогических кадров. В итоге можно будет своевременно выявлять недостатки, организовывать постоянный мониторинг по исполнению государственной программы, общеобразовательных стандартов, поручений главы государства и правительства по развитию образования.

ЛИТЕР-Неделя: Какие конкретные мероприятия реализует департамент по контролю в сфере образования города Астаны?

К.А.: В настоящее время в Астане функционирует 69 государственных, 13 частных школ, 109 дошкольных учреждений, семь профессиональных лицеев и 30 колледжей. Из года в год увеличивается объем финансирования системы образования. Если проанализировать финансирование образования по Астане, то в 2008 году выделено всего 7 млрд 853 млн тенге, а в 2011 году уже выделено более 16 млрд тенге. Государство выделяет огромные средства на систему образования, а наша главная цель – поднять качество образования на новый уровень, установить жесткий государственный контроль, соответствовать современному течению времени. Для выполнения поставленных целей я остановлюсь на основных функциях департамента.

Во-первых, государственная аттестация. Она проводится во всех организациях образования, начиная с детских садов и заканчивая высшими учебными заведениями. Основная ее цель – соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников организаций образования требованиям стандартов и определение права выдачи аттестатов государственного образца.

Во-вторых, государственный контроль, регламентированный законом «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». В настоящее время по предложениям территориальных департаментов рассматриваются требования к специально созданной рабочей группе. В указанном законе внедрена система управления рисками, которая ранее в практике не применялась. По данной системе учреждения образования делятся на три группы. Например, в учреждениях, отнесенных к высокой степени риска, проверки планируются каждый год, а в учреждениях, отнесенных к средней, – раз в три года, учреждениях, отнесенных к незначительной, – раз в 5 лет. При проверках требуется уведомить проверяемый субъект, а план проверок регистрируется и размещается на сайте Генеральной прокуратуры.

В-третьих, образовательный мониторинг. Осуществляется он с целью выявления разницы между реальной ситуацией в региональных системах образования и отчетными данными с мест. В ходе проведения мониторинга составляется справка с указанием основных проблем и предложений по их устранению. Кроме того, итоговые документы составляются без возбуждения административных дел. В частности, во всех городских общеобразовательных школах и лицеях проведен мониторинг. В ближайшее время планируется проведение мониторинга в технических и профессиональных учреждениях образования, детских садах.

В-четвертых, лицензирование – разрешение на занятие образовательной деятельностью. По специальному поручению главы государства планируется в будущем проведение электронного лицензирования, условия которого находятся в стадии разработки.

ЛИТЕР-Неделя: Будут ли работники департамента по контролю в сфере образования города Астаны участвовать в Едином национальном тестировании?

К.А.:  В этом году впервые Единое национальное тестирование будет контролироваться сотрудниками департаментов в качестве представителей МОН РК. Они будут вправе составлять акты выявления запрещенных предметов и удалять из аудитории выпускника, принимать решение об аннулировании результатов.

Под непосредственным контролем департамента 20 апреля текущего года с целью определения качества знаний среди учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений проводилась ВОУД (внешняя оценка учебных достижений).

Охват данным мероприятием составит 10 процентов от всех школ Астаны.

Отличие ВОУД от ПГК – отсутствие правовых последствий в отношении учреждения образования и учащихся. Результаты теста не будут влиять на итоговые оценки школьников. Упор будет делаться на широкое информирование потенциальных учащихся, студентов, родительской общественности о качестве предоставления образовательных услуг в каждой организации образования. Тем самым организации образования, не обеспечивающие достаточный уровень подготовки, будут вынуждены либо принимать экстренные меры к исправлению ситуации, либо уходить с рынка образовательных услуг.

ВОУД проводится по четырем предметам, один из которых обязательный – казахский язык. Остальные предметы в случайном порядке определяются накануне этой процедуры. В текущем году к сдаче определены кроме казахского языка математика, химия, история Казахстана. Наиболее высокие результаты показали учащиеся школы-лицея № 60, школы-гимназии № 52 и экономического лицея. Следует отметить, что педагогические коллективы и учащиеся положительно отнеслись к данной процедуре.

ЛИТЕР-Неделя: Как общество восприняло введение непосредственного государственного контроля за образованием?

К.А.:  Внедрять изменения в установившиеся традиции всегда сложно. Тем не менее, хотелось бы отметить взаимопонимание со стороны исполнительных органов, учреждений образования и всех заинтересованных организаций. Более того, представители общественных объединений и родительская общественность поддержали эти новые направления. Общаясь с представителями неправительственных общественных объединений, активно участвующих в жизни гражданского общества, пришел к выводу, что они полностью поддерживают новые идеи.

Развитие института общественного контроля – одна из основных целей департамента, в связи с чем напрашивается вопрос создания негосударственной независимой социальной службы. К примеру, если в США за качеством образования следят независимые гражданские институты, то в Японии государственный контроль осуществляется государственными органами совместно с представителями общественных организаций.

В ближайшее время департаментом планируется создание общественного совета, через который будут организованы различные конференции, «круглые столы» и другие значимые мероприятия по вопросам развития качества образования. В итоге планируем привлекать как можно больше общественных объединений к реализации функций контроля.

ЛИТЕР-Неделя: Как департамент будет осуществлять контроль за качеством в негосударственных образовательных учреждениях?

К.А.:  Выполнение государственных программ и стандартов является прямой обязанностью всех учреждений образования, независимо от форм собственности.

В начале года на расширенной коллегии Министерства образования и науки РК Бакытжан Жумагулов отметил, что государственный интерес в системе образования всегда был и будет выше интересов частных учебных заведений. В связи с этим наша задача контролировать неукоснительное соблюдение государственных стандартов и пропаганду казахстанского патриотизма в частных учебных заведениях.

Беседовала Карина КОЖАЕВА, Астана

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 37
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.245 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>