Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


У Байконура есть возможности сохранить статус «звездных ворот»



У Байконура есть возможности сохранить статус «звездных ворот»

 

 Казахстан, как и весь мир, на этой неделе будет отмечать День космонавтики. Тем более что к нашей стране 12 апреля имеет прямое отношение, – с казахстанской земли 51 год назад был совершен первый в истории полет человека в околоземное пространство.

С тех пор космическая гавань Байконур работала в непрерывном режиме. С его площадок было запущено наибольшее количество аппаратов в мире, как на орбиту Земли, так и на другие планеты. За годы независимости Байконуру пришлось пережить нелегкие времена, несмотря на это, он сохранил не только космическую, но и социальную инфраструктуру. Главная проблема состоит в том, что Байконур относится к числу моногородов и жизнь в нем зависит от развития космической индустрии. Но говорить о том, что он обречен на «вечные муки», преждевременно. Сегодня космонавтика переживает второе рождение, благодаря частному капиталу складывается новый рынок, делающий космос доступным. И для стабильного развития Байконура важно, чтобы он в перспективе нашел свою нишу на этом рынке, а не затерялся в безграничной казахстанской степи.


12 апреля Казахстан будет отмечать День космонавтики, провозглашенный Организацией Объединенных Наций Международным днем полета человека в космос. Именно в этот день первый космонавт планеты Земля Юрий Гагарин отправился в исторический полет с казахстанского космодрома Байконур. Сегодня космодром – не только гордость страны, но и гарант крепкой дружбы между Казахстаном и Россией. С другой стороны, Байконур – это моногород, и, будучи таковым, в перспективе он может столкнуться с характерными рисками. Поэтому, отмечая День космонавтики, сегодня имеет смысл говорить не только о прошлых достижениях города, но и о перспективах его устойчивого развития.

Кто сказал «поехали»?

Как мы уже отметили, 12 апреля является Международным днем космонавтики. Вместе с тем эта дата вызвала в сентябре прошлого года острые дискуссии в Казахстане. Дело в том, что депутат сената Гани Касымов предложил объявить 2 октября Днем космонавтики в нашей стране, сославшись на то, что в этот день совершил полет на орбиту первый казахстанец.

«Гордость Казахстана, Герой Советского Союза, летчик-космонавт Казахстана Тохтар Аубакиров первым полетел в космос. С этого дня, можно сказать, началось развитие космонавтики Казахстана. В канун 20-летия полета первого казахстанского космонавта в космос я прошу утвердить этот день как государственный праздник Казахстана», – сказал Касымов, обращаясь с запросом на имя премьер-министра страны.

Его инициативу поддержала общественность Казахстана, написав в конце сентября 2011 года письмо президенту Нурсултану Назарбаеву, в котором политики, общественные деятели, писатели и журналисты просили главу государства об увековечении космических свершений Казахстана... «Необходимо уже сегодня достойно запечатлеть подвиг дважды Героя Тохтара Аубакирова. Полагаем необходимым, в соответствии с давними традициями, установить на его родине бюст, а также воздвигнуть в Астане монумент в честь казахстанской космонавтики, создать соответствующий музей, собрав в нем все реликвии, связанные с космической тематикой. Наконец, мы считаем целесообразным объявить 2 октября памятной датой – Днем казахстанской космонавтики. Для того чтобы преклониться перед всеми героями космоса, у нас есть замечательные поводы из нашего собственного прошлого», – говорится в открытом письме.

Дополнительным поводом стало то, что 2 октября 2011 года исполнилось 20 лет с того дня, как заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Тохтар Аубакиров совершил космический полет, за что он и был удостоен звания «Халык Кахарманы». Как тогда, так и сегодня этот полет стал предметом гордости казахстанцев, став одним из символов независимости молодой республики. Кроме того, он проявил здоровые космические амбиции Казахстана. Позже наша республика отправила на земную орбиту искусственный спутник и заключила соглашение с Россией по проекту «Ангара», который предполагает вывод коммерческих аппаратов в космос.

Однако председатель Национального космического агентства Казахстана Талгат Мусабаев выступил против введения в Казахстане своего Дня космонавтики. «Весь цивилизованный мир отмечает одну дату. 12 апреля – День космонавтики во всем мире. Почему мы должны отличаться? Ни у кого такого национального праздника нет», – сказал Талгат Мусабаев. В результате 12 апреля остался в календаре Казахстана как День космонавтики, празднуемый многими странами мира.

Имеет ли смысл выбиваться из общей толпы? Скорее всего, нет. Дело в том, что Казахстан в настоящий момент не способен самостоятельно развивать космонавтику. Для этого требуется кадровый, финансовый и технологический потенциал, все, что способно обеспечить рывок страны в космической индустрии. Кроме того, отмечать 12 апреля для нас более предпочтительно. Поскольку именно с казахстанской земли впервые отправился в космос человек. Благодаря этому историческому полету Байконур стал брендом в определенных кругах. О нем знают не только на постсоветском пространстве, но и в дальнем зарубежье.

К слову, даже в США, которые в годы холодной войны развернули гонку с СССР за космос, не ставят под сомнение успехи бывшего соперника. Хотя эта страна доставила человека на Луну. Поэтому нет смысла придумывать «казахстанское колесо».

Колыбель космонавтики

Для Казахстана Международный день космонавтики – это прежде всего Байконур, откуда отправился на земную орбиту первый человек планеты. Космический комплекс занимает площадь 6717 кв. км, где расположены мачты и стапели, имеются химические заводы и центры связи с аппаратами на околоземной орбите. Это уникальный по мировым меркам объект. Кроме Байконура в мире имеются еще две площадки, откуда возможно осуществлять пилотируемые запуски в космос: космодромы Мыс Канаверал в США и Цзюцюань в Китае. Еще одна особенность состоит в том, что орбита МКС (Международной космической станции. – Ред.) была подобрана с учетом широты казахстанской гавани.

Байконур – это не только стартовая площадка. Сегодня, спустя полвека с момента первого полета человека в космос, он стал историческим объектом – летописью космической отрасли. Город может претендовать на статус культурного наследия человечества. Отсюда в космос уходили корабли серий «Восток», «Восход», «Союз», первые межпланетные космические аппараты, орбитальные станции «Салют», «Мир» и первый сегмент МКС. Но это прошлое, в то время как сегодня инфраструктура Байконура включает девять стартовых комплексов в составе 15 пусковых установок для запусков ракет-носителей, четыре пусковые установки для испытаний межконтинентальных баллистических ракет, 34 технических комплекса, три заправочных станции для космических аппаратов и два аэродрома. На территории космодрома находится еще и крупнейший в мире кислородно-азотный завод.

Согласно статистике, с отечественного космодрома было произведено более половины мировых космических запусков. И на сегодня космодромом производится более 50 процентов годового количества запусков космических аппаратов России, а по суммарной массе выводимых полезных нагрузок – более 80 процентов, в том числе 100 процентов запусков на геостационарную орбиту. Из общего числа примерно 2500 запусков военных аппаратов, проведенных в Советском Союзе и проходящих под видом спутников «Космос», значительное большинство было запущено с Байконура.

Планируется, что в 2020–2040 годах с Байконура будут запускаться автоматические аппараты (на ракетах-носителях «Союз-2», «Зенит», «Байтерек»). Одним словом, работа в космической гавани кипит. Правда, такое положение было не всегда. В начале 90-х годов город мог исчезнуть в казахстанской степи. Байконур спасло сотрудничество с Россией, посчитавшей целесообразным использовать имеющуюся инфраструктуру, нежели заново ее отстраивать. Город снова зажил космическими проектами, что не преминуло сказаться на социальной сфере. Как и прежде, население имело работу, получало стабильный доход. Кроме того, сохранилась и социальная инфраструктура: школы, больницы.

Но вместе с тем еще в 90-х годах стало понятно, что Байконур входит в разряд моногородов республики. Только, в отличие от Жанаозена, он живет и развивается за счет космической индустрии. В связи с этим Астана вынуждена решать вопросы относительно самостоятельной эксплуатации Байконура после окончательного переноса стартов в Амурскую область и прекращения аренды космодрома Байконур Россией (на период после 2050 года). Существует версия, что через 40 лет космодром будет реконструирован в Международный центр космических полетов совместно с европейским и израильским космическими агентствами.

Впрочем, в октябре 2010 года президент АО «Национальная компания «Ћазаћстан Ѕарыш Сапары» Габдуллатиф Мурзакулов заявил, что казахстанская сторона считает возможным приступить к самостоятельной эксплуатации Байконура Казахстаном уже в 2014 году. Кроме этого известно, что Казахстан совместно с Францией осенью 2010 года создал совместное казахстанско-французское предприятие «Ѕалам», в задачи которого входят создание сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов (СБИК КА), проектно-конструкторской, технологической и производственной базы для космических аппаратов, компонентов полезной нагрузки и элементов космической техники, а также осуществление иных видов производственной и коммерческой деятельности.

Как сообщил генеральный директор ТОО «Ѕалам» Аманжол Джаймурзин, по проекту в составе СБИК КА будут конструкторское бюро, выполняющее все предпроектные и проектные работы, сборочно-испытательный комплекс, обеспечивающий замкнутый цикл работ по сборке и испытанию космических аппаратов и производственные подразделения по созданию компонентов космических аппаратов, в том числе механических, термических, кабельных систем, электроники и датчиков.

В настоящее время полным ходом идут работы по возведению Национального космического центра (НКЦ), который станет одним из базовых звеньев в формировании космической отрасли Казахстана. НКЦ будет космическим городком и расположится в Астане на площади в 30 гектаров вдоль проспекта Туран по дороге в столичный аэропорт.

По замыслу организаторов проект НКЦ объединит основные проекты АО «Национальная компания «Казакстан Гарыш Сапары»: создание СБИК КА, космической системы дистанционного зондирования Земли (КС ДЗЗ), наземной инфраструктуры системы высокоточной навигации (НИ СВСН) и всей обеспечивающей инфраструктуры функционирования Национального космического центра в г. Астане.

По заявлению президента АО «Национальная компания «Ћазаћстан Ѕарыш Сапары» Габдуллатифа Мурзакулова: «Наша задача – сдать все три объекта одновременно в декабре 2012 года. Самый сложный объект – это СБИК КА, он должен отвечать самым современным требованиям сборки космических аппаратов, учитывая пожелания наших французских партнеров». Будем надеяться, что ко Дню независимости республики наша республика обретет все составляющие космической державы, ведь базовый элемент мы уже имеем.

Новые орбиты

Проблема Байконура перед руководством Казахстана впервые замаячила в начале 90-х годов, когда произошел развал СССР. Космическая гавань отошла под юрисдикцию нашей страны, в то время как сама отрасль осталась на территории России и Украины. Над Байконуром нависла печальная перспектива превратиться в город теней и затеряться в казахстанской степи. Наша страна, не имея на тот момент соглашения с Россией, решила найти самостоятельно стратегического партнера-инвестора. Но в начале 90-х годов это было сделать практически невозможно.

Последние годы в мировой космонавтике наблюдаются интересные процессы. Речь идет о том, что космос становится доступным для землян. В 2004 году был совершен частный полет на суборбиту (высота менее 100 км), а чуть позже, в декабре 2010 года, коммерческая компания США SpaceX вывела на орбиту уже свой корабль Dragon. Прежде считалось, что космос – это вотчина государства, поскольку он требует не только мощного кадрового резерва, но и солидных инвестиций. Но этот миф был разбит горсткой энтузиастов. Хотя заметим, что пионеры космоса тоже были любителями, и получается, что все вернулось на круги своя.

Очевидно, что по мере развития частной космонавтики у Байконура открываются интересные перспективы. К примеру, американская компания SpaceX использует для запуска своего корабля уже имеющийся на территории США космодром. Для нее проще воспользоваться имеющейся космической инфраструктурой, в том числе казахстанской, чем заново создавать ее. Но чем привлекателен для американцев Байконур? Конечно, американское предприятие больше рассчитано на местного потребителя. И в этом смысле Мыс Канаверал имеет преимущества перед Байконуром.

И все-таки у казахстанской космической гавани есть свои достоинства. Во-первых, близость к Европе, где также имеются потенциальные клиенты, и, во-вторых, уникальная история. Последний аспект – это хороший маркетинговый ход. На Байконуре до сих пор сохранился маленький домик, где перед историческим полетом переночевали Юрий Гагарин и Сергей Королев. Есть еще масса других исторических объектов, которые могут стать местом паломничества.

Космос будущего будет развиваться через интернациональное партнерство, обмен опытом и технологиями, и скорее всего, на коммерческой основе. Отрасль ждут большие перемены. Федеральное управление гражданской авиации США выдало компании SpaceX лицензию на запуск 200 аппаратов в год. Это первый в истории случай, когда госорганом дается разрешение на полеты в космос частному предприятию. Скорее всего, SpaceX приравняли к авиакомпании. Но очевидно, что космическая капсула Dragon – это не самолет, и полет проходит в совершено иных условиях. А значит, в скором времени будет развиваться нормативно-правовая база частной космонавтики. Этот процесс представляет большой интерес, поскольку он определит влияние бизнеса на отрасль в целом.

Здесь открываются хорошие перспективы для Байконура. И чтобы поучаствовать в разделе будущего «пирога», ему желательно получить статус «открытого города». Иными словами, предоставить третьей стороне (частным компаниям, занимающимся доставкой туристов на орбиту Земли. – Ред.) доступ к имеющейся космической инфраструктуре. Нетрудно догадаться, что на наших глазах идет процесс формирования рыночной среды в космонавтике, а поэтому уже сегодня следует задуматься над нериторическим вопросом: какое место получит казахстанский Байконур на коммерческой ниве? Ведь от ответа на этот вопрос зависит устойчивое развитие отечественной космической гавани.

Андрей КОРОЛЕВ, Астана

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 9
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.289 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>