Государственный технический осмотр транспортных средств. Столь громкое название, как минимум, должно вселять чувство ответственности в любого, кто желает получить заветный талон, дающий «добро» на эксплуатацию железного коня. Не говоря о тех, кто его выдает. Однако подавляющее большинство первых серьезного трепета перед техосмотром как не испытывало, так и не собирается. А отношение к нему вторых ответственным можно назвать с большой натяжкой. Этот вопрос продолжает относиться к категории «разводимых». Межведомственная борьба за обладание почетным правом выдавать заветные талоны велась давно. МВД столь действенный рычаг отдавать в честные руки никак не хотело. Минтранском в свою очередь упорно и долго добивался его и в итоге победил. |
Правильность решения о передаче функций ТО в конкурентную среду народу объясняли необходимостью повышения уровня сервиса и искоренения коррупции. Аргументы лоббистов выглядели вескими, и в прошлом году власть пошла навстречу. Но, как это часто бывает, с принятием ответственного решения немного поторопились. Коммерческая база оказалась не готовой к оказанию такого рода услуг. Поэтому в течение прошлого года техосмотр проводился еще в дорожной полиции, хотя формально она уже отношения к нему не имела.
Тем временем победители тендеров изо всех сил приводили свои частные центры техосмотра (ЦТО) в надлежащий порядок. Худо-бедно, но уже в начале этого года работа закипела, деньги в карманы владельцев ЦТО потекли рекой. Но стало ли от этого лучше всем? Добилось ли своего государство? Это мы решили узнать на собственном опыте.
По штуке за косяк
Автомобиль у меня иностранного производства. Не новый, но даст сто очков форы любым только что сошедшим с конвейера «Жигулям». Тем не менее я предварительно заехал к знакомому мастеру, чтобы на всякий случай удостовериться в отсутствии каких-либо существенных неисправностей, способных повлиять на безопасность движения. Получив профессиональное «добро» и докупив необходимые атрибуты в виде аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки и т.д., я отправился в ближайший к своему дому ЦТО.
Была суббота – удобный «смотровой» день для всех, кто в будни работает. От проезжей части до ворот заветного бокса вытянулась длинная вереница машин, и, судя по времени, уделяемой диагностами одному автомобилю, моя очередь должна была подойти нескоро. Тем лучше для меня. Кроме самого техосмотра, я решал еще одну задачу: получить максимум информации о новой форме старой процедуры.
Оставив железного коня, я медленно побрел вдоль очереди, пока не приблизился к группе мужиков, коротавших время за разговорами.
– С первого раза не пройдешь, – сказал усатый здоровяк. – Загонишь тачку, они найдут кучу косяков и отправят тебя исправлять. В следующий раз тоже можешь не пройти. На третий, может, и получится.
– А развести нельзя? – спросил тот, что помоложе.
– Можно. Но я никогда гайцам не платил и этим не собираюсь. А так, по штуке за косяк – и свободен. А если сразу дашь десятку, даже под машину лазить не будут. Талон выпишут и до свидания.
– Во дела! В прошлом году я за пятерку прошел. И даже машину не показывал.
– Так теперь коммерсанты рулят. Им сам бог велел.
– А кому давать?
– Да бегают здесь... Вон в сторону отойди, сами подойдут.
Получив пищу для размышления, я вошел в бокс и стал наблюдать за процедурой. Находившуюся в нем иномарку осматривали три механика: один с умным видом ковырялся в подкапотном пространстве, другой проверял давление в шинах, а третий из ямы при помощи фонарика осматривал все, что находится под брюхом авто.
Тот, что возился с шинами, увидев меня, попросил выйти из бокса, дабы не мешать. Я решил дождаться владельца диагностируемой машины на улице. Через несколько минут автомобиль выехал.
– Ну как, прошли? – спросил я хозяина.
– Не-а, – ответил он. – Штук пятнадцать косяков нашли. Поехал исправлять.
Если верить тем мужикам, то 15 косяков – это 15 000 тенге.
– Неплохо, – подумал я вслух и отправился ждать своей очереди.
Продвигалась она медленно. Часа через полтора от заветных ворот меня отделяла одна легковушка. Я уже предвкушал финал, как откуда ни возьмись подъехал какой-то блатной и залез без очереди. На него ушло минут двадцать. Пока его осматривали, появился еще один и тоже заехал без очереди примерно на такое же время.
И вот, наконец, я в боксе. Минут двадцать пять три знатока автомобильных тонкостей колдовали над моей «старушкой», после чего вынесли вердикт: скрип в правом переднем сайлентблоке, трещина в правом нижнем углу лобового стекла, требует замены ремень генератора, не работает замок правой передней двери, изношена резинка заднего стеклоочистителя и т.д. В общей сложности получилось немногим меньше, чем у моего недавнего собеседника. Но из бокса я выехал в полной уверенности, что нерешаемых вопросов не существует. В том особенность нашего казахстанского бытия и смысл моего эксперимента.
Отъехав чуть поодаль, я заприметил парня, крутившегося возле автомобильной очереди, вышел из машины и уставился прямо на него. Мой взгляд оказался достаточно красноречивым. Парень подошел и осторожно поинтересовался, есть ли у меня проблемы. Едва я перечислил их, он в точности повторил слова, услышанные мной несколько часов назад: по штуке за неисправность или сразу десятка – и до свидания. Все в старых добрых традициях.
Дабы не вызывать ни у кого желания привлечь меня к уголовной ответственности за дачу взятки, дальнейший рассказ на этом закончу.
ТО ли еще будет
– Думаю, борьба за право проведения технического осмотра того стоила, – прокомментировал ситуацию бывший сотрудник ГАИ, много лет проработавший в отделе технического надзора, а ныне пенсионер Владимир Белоусов. – Еще в советское время быть госавтоинспектором со штампиком в рабочем столе было куда престижнее, чем директором гастронома. Тогда в большей степени все делалось по принципу «услуга за услугу». А уже с развалом СССР конечным эквивалентом стали деньги. И чем меньше было желающих стоять в очереди, тем лучше жил госавтоинспектор. Постепенно дело дошло до того, что на эту должность стали назначаться верные люди, и зачастую не просто так. С каждым годом это место становилось теплее. К примеру, по информации одной общественной организации, в 2006 году в России 63% владельцев автомобилей получили талон технического осмотра «обходным» путем. Проводил ли кто подобные исследования в Казахстане, не знаю. Но не думаю, что наша ситуация сильно отличается.
– Но теперь этому приходит конец?
– Не уверен. Борьба за эту кормушку так долго велась не зря. При «правильном» подходе – это самый настоящий клондайк. Чтобы понять, как это может работать, немного теории. Представьте, что вы начальник ГАИ какой-нибудь области, в которой зарегистрировано, скажем, 400 тысяч автомобилей. Соответственно, каждый год вы получаете 400 тысяч бланков талонов о прохождении ТО. Все в вашей власти, и вы сами знаете, какую ставку установить. Вы понимаете, о чем я?
– Думаю, да.
– Так вот, вы распределяете эти талоны по районам, в зависимости от того, сколько машин в каждом из них, и устанавливаете ставку, скажем, один доллар с талона. И за год становитесь богаче ровно на 400 тысяч долларов. При этом сколько автомобилей прошли ТО законно, не заплатив ни тиына, вас не волнует. Начальник районного ГАИ отчитается перед вами за каждый полученный талон. Видимо, именно это обстоятельство не давало покоя и вдохновило на упорную борьбу лоббистов известного решения. Если так, то двукратное увеличение черных ставок по сравнению с прошлым годом неудивительно. Тем более что они могут расти каждый год. Это один из примеров действия коррупционного механизма, который будет работать тем лучше, чем меньше желающих проходить процедуру ТО законно. Привыкших всегда все «разводить» у нас пруд пруди, а длинные очереди вполне можно создавать искусственно. Для этого достаточно подольше «осматривать» автомобили.
– Раньше у нас вопрос техосмотра можно было «решить» за 2000 тенге, – напоминает председатель ассоциации «Союз водителей Талдыкоргана» Ельдерхан Шуратбаев. – Теперь за эту же услугу просят 13 000. Сам по себе техосмотр – нужная вещь. Но если остались все те же методы и цена «услуги» возросла в шесть с половиной раз, зачем он нужен? После того как речь зашла о возможном временном моратории на проведение техосмотра, владельцы ЦТО стали жаловаться, что вложили кучу денег и теперь не смогут окупить затраты. С одной стороны, их можно понять: известно, каким образом выигрываются тендеры. Но за счет чего они собираются оправдать затраты и получать прибыль?
Неутешительные цифры приводит и председатель общественного объединения «Общество содействия автомобилистам» (Караганда) Руслан Лазута:
– На момент принятия решения о передаче техосмотра в частные руки не было никакой материальной базы для этого. Неужели этого не видели? Я убежден, что постановление пролоббировали в угоду чьим-то интересам. И коррупционная составляющая здесь налицо. Ничего не изменилось, кроме «цены вопроса». К примеру, в Караганде техосмотр «вчерную» стоит от 7500 до 15 000 тенге. Тогда как еще в прошлом году, когда этим занималась дорожная полиция, вопрос решался за 2500–3000 тенге. В Шымкенте стоимость этой услуги от 6500 тенге. Заплати – и машину можешь даже не показывать. Так и это стало проблематично: мест проведения техосмотра катастрофически не хватает. Когда народ стал возмущаться, появились предложения о введении моратория на ТО. Теперь будет страдать другая сторона.
Вывод от всего испытанного, увиденного и услышанного прозаичен и горек. По части борьбы с коррупцией по-прежнему у нас в стране верхи не хотят, а только декларируют, что хотят ее победить, а низы не могут и вынужденно кормят алчного дракона. Кроме того, казахстанская коррупционная формула блистает невиданной циничностью: от перестановки слагаемых сумма увеличивается.
Айдар Ермеков
фото: Тимур Батыршин
Сайт газеты «Московский Комсомолец в Казахстане»
Время загрузки страницы 0.213 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |