Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Пробация: в контексте гуманизации



Пробация: в контексте гуманизации

 

 

С момента обретения независимости, закрепив в Конституции страны принципы правового государства и присоединившись к международным конвенциям в области защиты прав человека, гуманизация уголовного законодательства становится одним из приоритетов правовой политики Казахстана.


В качестве значительных шагов на этом пути можно рассматривать наметившееся улучшение условий отбывания наказания, сокращение сроков для применения условно-досрочного освобождения, замену неотбытой части лишения свободы более мягким видом наказания, перевод в колонию-поселение. Позитивную оценку международного сообщества получило введение моратория на смертную казнь.

В учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, впервые созданы психологические службы. В этот же период закладываются основы сотрудничества с международными и национальными правозащитными организациями, неправительственным сектором по вопросам соблюдения прав осужденных, поиска альтернативы тюремному заключению, борьбы с туберкулезом.

Получил свое закрепление на законодательном уровне институт общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. К настоящему времени во всех регионах действуют общественные наблюдательные комиссии.

Достигнув финансового и промышленного подъема, государство создало основу для дальнейшей либерализации общественной жизни и ее составляющей - уголовной политики. Например, в начале текущего года вступил в силу Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе», направленный на декриминализацию преступлений, не представляющих повышенной общественной опасности, смягчение санкций, сужение оснований досудебного ареста.

Введена медиация как один из институтов восстановительного, а не карательного правосудия. Тем самым создана правовая основа для сокращения тюремного населения и развития более прогрессивных институтов разрешения уголовно-правовых конфликтов.

Расширено применение мер наказания, не связанных с лишением свободы, в случае добровольного возмещения ущерба по ряду экономических преступлений.

Эти инициативы, а также повышение пороговых значений ущерба по 12 экономическим преступлениям с увеличением размеров штрафных санкций за их совершение учтены в недавно принятом Законе РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства».

Указанные меры способствовали либерализации уголовной политики. Только за один год более чем на семь процентоа сократилось число статей Уголовного кодекса, санкции которых предусматривают лишение свободы. В результате с начала 2010 года «тюремное население» страны сократилось на 13 тысяч человек, или на 20 процентов.

Наряду с этим Парламентом рассматривается законопроект о проведении амнистии в честь 20-летия Независимости РК, принятие которого позволит уменьшить число отбывающих наказание еще приблизительно на 12 тысяч человек.

Убедительным доказательством последовательной политики гуманизации является тот факт, что за последние три года число лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества и прошедших по учетам уголовно-исполнительных инспекций, увеличилось на 38,5 процента, и эта тенденция будет сохраняться.

В связи с этим несомненно, является актуальным вопрос качественного исполнения альтернативных лишению свободы мер наказания. Решение указанной проблемы видится в создании службы пробации, положительный опыт которой имеется в странах Западной Европы и Японии. Вследствие широкого развития этих служб доля наказаний, не связанных с лишением свободы, в общей структуре наказаний занимает значительную часть - от 70 процентов в Швеции и Англии, до 90 - в Японии, тогда как в Казахстане этот показатель на 1 января 2010 года составлял всего 29 процентов.

Сущность данного уголовно-правового института заключается в передаче лица, совершившего преступление, под надзор специализированного органа - службы пробации, соединенный с оказанием осужденному необходимой социально-психологической и правовой помощи.

К основным признакам пробации следует отнести наличие режима испытания осужденных, контроля над ними и проведения воспитательных мероприятий по ресоциализации «клиентов» службы пробации. Наряду с этим применение рассматриваемой формы посткриминального контроля сопровождается широким участием субъектов гражданского общества НПО Церкви, учреждений образования, частных лиц).

В казахстанском уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве термин «пробация» не используется, однако его «буква» и «дух» находят выражение в таком институте, как условное осуждение (ст. 63 УК РК). Ему характерны отмеченные выше признаки, тождественные существующим в Великобритании, США, Японии и других развитых странах:

1) испытательный надзор в отношении осужденных;

2) возложение на испытуемых основных и дополнительных юридических обязанностей (в процессе применения наказания в виде ограничения свободы);

3) наличие специализированного субъекта контроля – уголовно-исполнительных инспекций.

Однако имеются и определенные расхождения с международной традицией пробации. Так, в частности, на уголовно-исполнительные инспекции возложено исполнение большинства наказаний, не связанных с лишением свободы. В то время как за рубежом это определенный контингент преступников, избежавших направления в пенитенциарные учреждения. Не практикуется у нас также проведение социально-правового исследования личности осужденных, результаты которого, будучи оформленными в специальный доклад службы пробации, существенным образом влияют на юридическую судьбу подучетного, продолжительность и интенсивность надзора.

Специальный доклад (аналог нашего протокола) передается в суд, который решает судьбу подконтрольного человека.

Изучение опыта зарубежных стран, где служба пробации имеет многолетнюю историю, показывает довольно большой разброс в построении этой службы. К примеру, в Великобритании служба пробации находится в ведении МВД, США, ФРГ - в ведении судебной системы, в Швеции, Японии - в ведении Министерства юстиции, в Нидерландах и Латвии являются юридически самостоятельной структурой Министерства юстиции. В Эстонии служба пробации с 2007 года (пробация внедрена с 1998 года) переподчинена тюремной системе.

Различны и категории осужденных, находящихся под контролем службы пробации – это условно осужденные, осужденные с отсрочкой исполнения приговора, условно-досрочные освобожденные, в том числе и с интенсивным контролем (электронный мониторинг). В некоторых странах служба пробации исполняет наказание в виде общественных и принудительных работ.

Различие в построении службы объясняется отличиями в структуре государственных органов управления, правовыми традициями, видами наказаний, то есть нет единой модели службы пробации.

О необходимости учета исторических, правовых, социокультурных условий при разработке моделей пробации свидетельствуют Стандартные минимальные правила ООН относительно применения мер, не связанных с тюремным заключением («Токийские правила»), и другие международно-правовые акты в сфере применения альтернатив лишению свободы.

Для определения концепции службы пробации для Казахстана проведены специальные исследования заинтересованными государственными органами, изучался соответствующий зарубежный опыт, на основе которых, с учетом национального законодательства и сложившейся системы разграничения функций между государственными органами, было принято решение о создании службы пробации в составе существующих уголовно-исполнительных инспекций.

Выработанная модель организации службы пробации стала предметом обсуждения тематических конференций с участием заинтересованных международных, национальных правозащитных организаций, а также экспертов и ученых. При этом контрольные и надзорные функции инспекций планируется дополнить задачами по оказанию социально-психологической помощи осужденным, что даст возможность планомерного перехода от карательно-надзорных функций к задачам, обеспечивающим не только контроль, но и усиление ресоциализирующего фактора, с целью предупреждения совершения ими новых преступлений.

Служба пробации будет осуществлять свою деятельность в отношении условно осужденных, к которым суд устанавливает испытательный срок, так как из общего количества осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, их порядка 80 процентов, и именно эта категория осужденных совершает большую часть умышленных преступлений.

Проведены определенные подготовительные мероприятия. Так, постановлениями Правительства РК от 31 мая 2010 года и 21 января 2011 года штаты уголовно-исполнительных инспекций увеличены на 1183 единицы. Благодаря этому в 24 районных центрах созданы уголовно-исполнительные инспекции, на вновь введенные должности помимо юристов приняты психологи и социологи.

В настоящее время на рассмотрении Парламента находится проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам службы пробации», концепция которого одобрена на заседании Совета по правовой политике при Президенте РК.

Рассматриваемым законопроектом:

1) закрепляется функция по оказанию условно осужденным социально-правовой помощи, и определяются ее основные направления;

2) обязанности для условно осужденных приобретают императивный характер, конкретизируется ответственность за их невыполнение;

3) в случае продления испытательного срока за условно осужденными устанавливается усиленный пробационный контроль;

4) инспектор уголовно-исполнительной инспекции приобретает право составления протокола об административном правонарушении по ст. 336 КоАП в отношении подконтрольных лиц;

5) в компетенцию местных исполнительных органов добавляется разработка региональных программ по трудоустройству и оказанию социальной помощи осужденным, состоящим на учете пробации.

Практическая реализация намеченных мероприятий в первую очередь создаст основу для широкого применения альтернативных лишению свободы мер наказания. Во-вторых, повысится качество исполнения приговоров, не связанных с лишением свободы. В-третьих, последовательное развитие создаваемой службы будет способствовать широкому вовлечению общественности в процесс исправления осужденных и реабилитацию освободившихся из мест лишения свободы.

Таким образом, создание службы пробации - еще один закономерный шаг, направленный на снижение уровня преступности, обеспечение законности и правопорядка в обществе на пути гуманизации уголовной политики.

 

Сайт газеты «Юридическая газета»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 33
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.212 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>