|
В целях выполнения поставленных Президентом в Послании народу Казахстана задач осуществляется ряд целенаправленных мер, в частности реализуется программа форсированной индустриализации. Для обеспечения макростабильности и инвестиционной привлекательности республике в предстоящем десятилетии потребуется взвешенная и продуманная макроэкономическая политика, ориентированная на поддержание стабильности финансовой системы и валютного курса, снижение уровня инфляции, а также обеспечение конкурентоспособности казахстанской продукции на мировых рынках.
Во всех развитых странах центральные банки содействуют успешной реализации экономического потенциала. Политика Нацбанка РК также будет важной для дальнейшего становления нашей страны в ближайшем десятилетии.
Устойчивый рост экономики до 2008 года, обеспечивавший профицит консолидированного бюджета, позволил стране накопить резервы, смягчившие негативное влияние мирового экономического кризиса.
На преодоление его последствий были также направлены принятые Правительством меры по снижению расходной нагрузки на бюджет. Сокращение неприоритетных расходов, пересмотр подходов к реализации бюджета развития позволили оптимизировать расходы по инвестиционным проектам и увеличить уставные капиталы государственных организаций.
Целенаправленная политика позволила создать резервы для проведения антикризисных мер, в рамках которых в 2008 и 2009 годах из Национального фонда в виде целевого трансферта в республиканский бюджет было выделено 607,5 млрд. тенге и 347,9 млрд. тенге соответственно.
Следует отметить, что, несмотря на существенные объемы трансфертов в предыдущие годы, активы Нацфонда в августе 2010 года увеличились более чем на 16% с начала года, составив 28,4 млрд. долларов.
В апреле текущего года в целях улучшения макроэкономической политики государства разработана Концепция формирования и использования средств Нацфонда, утвержденная Указом Президента. В соответствии с документом основной целью Нацфонда является сбережение финансовых ресурсов для будущих поколений и снижение зависимости республиканского бюджета от нефтяных доходов. К 2020 году ненефтяной дефицит бюджета составит не более 3% ВВП, а в дальнейшем и вовсе снизится до нуля. Смысл этого индикатора – снижение зависимости бюджета страны от колебаний цен на мировых рынках.
Важнейшим положением в Концепции является определение размера ежегодного гарантированного трансферта в бюджет объемом в 8 млрд. долларов, начиная с 2010 года. Кроме того, запрещается внебюджетное финансирование, например, приобретение казахстанских ценных бумаг субъектов государственного, квазигосударственного и частного секторов, кредитование юридических и физических лиц, использование активов в качестве обеспечения исполнения обязательств и выделение целевых трансфертов в республиканский бюджет.
Кроме того, в рамках документа предусматривается ряд важных ограничений. Например, ежегодные расходы на обслуживание правительственного долга не должны превышать ежегодный условный фиксированный инвестиционный доход Нацфонда в 4,5%, а расходы на обслуживание и погашение правительственного долга в среднем за 10-летний период не должны превышать 15% от поступлений в бюджет, включая трансферт из Национального фонда.
В 2011 году поступления прямых налогов в Нацфонд прогнозируются на уровне 7,8% к ВВП, в 2012 году – 7,2%, в 2013 году – 6,4%. Прогноз поступлений рассчитан на основе прогнозируемых параметров макроэкономических показателей: добычи нефти, мировой цены на нефть, курса тенге к доллару США, а также динамики поступлений за предыдущие годы, анализа текущей ситуации. С учетом этих подходов, дополнительные накопления в Нацфонде к 2020 году составят более 40 млрд. долларов, а активы должны возрасти до 90 млрд. долларов, что составит не менее 30% к ВВП.
Достижение плановых показателей обеспечит повышение суверенного рейтинга страны. Это в свою очередь позволит привлекать новые займы по более льготным финансовым условиям, что будет способствовать стимулированию роста инвестиций.
Для минимизации рисков в финансовой системе запланированы системные меры. Так, совсем недавно по поручению Главы государства разработана и принята Концепция развития финансового сектора РК в посткризисный период. В рамках документа предусматривается повышение устойчивости финансового сектора, создание условий по недопущению факторов нестабильности, стимулирование инвестиционной активности, укрепление доверия к финансовому сектору со стороны инвесторов и потребителей. Усилия государства в мобилизации финансовых ресурсов в первую очередь будут ориентированы на внутренних инвесторов.
Согласно концепции первоочередными задачами в посткризисном развитии финансового сектора Казахстана станет использование института государственно-частного партнерства в качестве основного механизма финансирования развития экономики страны и принципа контрцикличности как главного принципа регулирования и надзора финансового сектора.
Важной задачей макроэкономической политики в ближайшем десятилетии является снижение валового внешнего долга. Если его отношение с учетом государственного и гарантированного государством долга к ВВП в 2009 году составило 102,3%, то к 2020 году это соотношение планируется снизить до 65–70% ВВП.
При проведении новой макроэкономической политики государство будет обеспечивать полное выполнение социальных обязательств. Несмотря на незначительный прогноз прироста доходов, социальная направленность бюджета в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет сохранена, и основным приоритетом при планировании станет являться устойчивый рост и повышение уровня жизни людей. Необходимо отметить, что повышение человеческого капитала и благосостояния людей является приоритетной задачей государства в ближайшем десятилетии.
Новая макроэкономическая политика должна стимулировать высокую экономическую динамику. При этом важной составляющей будет проведение полной оптимизации государственного бюджета и финансирование таких секторов экономики, как инфраструктура, малый и средний бизнес, образование и здравоохранение, что создаст высокий мультипликативный эффект для всей экономики Казахстана.
Степан ЛЕМЕШЕВ
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Время загрузки страницы 0.225 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |