Частные детективы в Казахстане держатся в тени, потому что закона, регулирующего этот вид деятельности, нет. |
С целью исправить данную ситуацию в августе 2010 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил ввести в республике институт частной детективной деятельности. Об этом глава государства заявил на совещании по вопросу реформирования правоохранительных органов. Проработать вопрос и внести предложения по нему Назарбаев поручил заинтересованным государственным органам. Президент отметил, что введение частной детективной деятельности не должно затрагивать аспектов обеспечения законности и правопорядка, соблюдения прав и свобод граждан, интересов государства.
А пока отечественные холмсы и пинкертоны не могут зарегистрировать ни ИП, ни ТОО, так как в законодательстве для них нет соответствующего пункта «сыскная деятельность». Потому и налогов не платят, и осуществляют свою деятельность практически вне правового поля.
Но, даже находясь в подвешенном состоянии, сыскари не испытывают недостатка в клиентах. В этом можно убедиться, открыв любую рекламную газету – объявления об услугах детектива давно заняли в них свое особое место. Позвонив по одному из них, узнаем, что цены на услуги недешевы. Узнать об измене второй половины (если, конечно, такое имело место) можно за несколько сотен долларов, а найти человека по номеру мобильного телефона - за 250 «зеленых».
Разумеется, частные детективы вовсе не ставят своей целью конкуренцию с сотрудниками милиции. Скорее, наоборот, смогут заполнить ту нишу, которая не относится к функциональным обязанностям правоохранительных органов.
- Нагрузка на сотрудников полиции сегодня очень велика, - говорит сотрудник пресс-службы ДВД г. Алматы Арман Жусанбай. - Но если примут соответствующий закон, у милиции появятся помощники - частные детективы. Я думаю, нам в Казахстане частный детектив нужен. Многие вопросы, связанные с личностными особенностями, не всегда могут решить правоохранительные органы или иные структуры. Я надеюсь, что частный сыск в Казахстане займет особое место в сфере услуг для населения, - подытожил А. Жусанбай.
Но есть и другая сторона медали – как отнесутся к рыскающим по улицам и дворам агентам рядовые граждане? У многих понятие частного сыска ассоциируется разве что с кино и книжными персонажами, поэтому привыкнуть к появлению детективного агентства здесь, у нас будет непросто. Вот и адвокат Ауезхан Кожагулов считает появление детективных агентств у нас в стране делом преждевременным.
- У нас нет предпосылок, ни исторических, ни культурных. Я не поддерживаю эту идею, - заявляет адвокат.
Оказывается, и сами детективы воспринимают перспективу стать сыскарями в законе не столь однозначно. Один из них, алматинец Александр Н. высказал опасения:
- Нас, частных сыщиков, совсем немного. И для большинства это, скорее, второстепенный заработок, чем основной. А когда введут закон, регламентирующий деятельность частных детективов, масса людей кинется открывать агентства. Получится ситуация, схожая с риелторскими компаниями: помните, сколько их было, и что с ними стало сегодня? Я боюсь, что на рынок придет масса непрофессионалов: получат лицензии через подставных лиц, и вся детективная деятельность, которая и так в зачаточном состоянии, приобретет плохую репутацию из-за шарлатанов и новичков.
Представители отечественной Фемиды в принципе не имеют ничего против легализации сыскных агентств.
- Принятие закона, регулирующего институт частной детективной деятельности, является своевременным и необходимым, - считает судья Специализированного межрайонного суда по уголовным делам г. Алматы И. Ви. - Так в нашей стране уже существуют частные детективные агентства, но их деятельность не регламентирована законом. Важно только, чтобы их деятельность не затрагивала аспекты, охраняющие частную жизнь человека и интересы государства. Мне кажется, что частные детективы могут собирать и представлять материалы в уголовном процессе для обеспечения состязательности и полноты следствия, однако эти материалы должны будут проверяться органами предварительного следствия на соответствие их главе 16 УПК РК.
Слово «детектив» (от лат. detego - раскрытие, разоблачение) имеет несколько значений. Это и специалист, который занимается расследованием уголовных преступлений (как частным образом, так и находясь на государственной службе), и литературный жанр. «Сыскной агент», «сыщик», «сыскарь», «расследователь», «опер», «розыскник»… У всех одна задача - предотвратить совершение преступления или обеспечить его раскрытие.
В Европе профессиональный сыск был не только государственной службой, со временем он стал довольно прибыльным видом бизнеса.
Первым частным детективом стал Эжен Франсуа Видок (1775-1857), отдавший службе в полиции 18 лет. За это время Видок разоблачил тысячи преступников и возглавил французскую уголовную полицию. Однако в 1828 году он был уволен из органов, как бывший вор. Действительно, легендарный сыщик до службы в правоохранительных органах успел побывать актером, отслужить в армии и провести несколько лет в тюрьме за мошенничество и воровство. В 1834 году Видок создал Бюро расследований в интересах торговли - первое детективное агентство в Европе. Клиентами агентства стали предприниматели, промышленники и банкиры.
Сегодня во Франции зарегистрировано около 300 частных сыскных бюро, но частным сыском занимаются и не имеющие лицензий организации, существующие под маркой «служб наблюдения» или «бюро по надзору».
Детективные агентства в США возникли практически одновременно с полицейскими структурами и часто заменяли собой государственные органы. По поручению частных лиц они занимались расследованием разного рода преступлений - в основном поиском людей и имущества. В настоящее время частный сыск в США обеспечивают 230 детективных компаний, бюро и агентств.
Конечно, институт частного сыска на Западе имеет более глубокие корни.
В России, к примеру, лишь к началу ХХ века назрела необходимость учреждения специальных органов, занимающихся уголовным розыском. Государственная Дума приняла закон об организации сыскных частей (1908), которые создавались в крупных городах империи с целью «производства розыска по делам общественного характера».
С этого времени оперативно-розыскная деятельность стала отдельной самостоятельной функцией правоохранительных органов. Сыскные отделения Российской империи вели дознания о совершенных преступлениях, сбор улик, поиск лиц, причастных к совершению расследуемого преступления, проводили агентурную работу в преступной среде. Каждый полицейский надзиратель имел штат агентов-осведомителей, а Правила употребления полицейскими чинами оружия строго регламентировали применение сыщиками револьверов. В структуре сыскных отделений интерес вызывают «летучие отряды», дежурившие в общественных местах.
Желающие служить в сыскных отделениях проходили строжайший отбор, важнейшими критериями которого стали отсутствие компрометирующих материалов в компетентных государственных органах. Сотрудникам сыскной полиции был запрещен сбор сведений частного характера, не имеющих отношения к расследуемым делам.
Сотрудники уголовного сыска изучали нравы, обычаи и законы преступного мира, знали обстановку в криминальной среде, могли копировать манеру поведения блатных. О сыске ходили легенды и среди преступников. Благодаря Московскому отделению сыска сыщики получили несколько жаргонных вариантов названия своей профессии. Кстати, общеизвестное «мусор» произошло от сокращенного названия места службы - Московское управление сыскного отделения России. На лацкане пиджака детективы носили отличительный знак сыскной полиции, а московские пинкертоны еще и неофициальный знак - изображение легавой собаки, берущей след. Отсюда пошло и еще одно известное название, данное сыщикам, - «легавые».
Сайт газеты «Юридическая газета»
Время загрузки страницы 0.224 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |